Предприниматели
ждут от государства не подаяния, а
четких "правил игры"
С заседания
Общественного совета по МП при
Совете Федерации
"Об основах
государственной политики в области
малого и среднего
предпринимательства" - так
сформулировал проблему, вынесенную
на обсуждение Общественного совета
председатель Совета Федерации Егор
Строев.
- Все это время, -
сказал он, - мы слышим: стране нужен
средний класс. Дорогу
предпринимательству! А что дальше?
Бурный рост среднего класса
практически закончился два года
назад. И он не просто остановился, а
стал сокращаться по численности, и
прежде всего в производственной
сфере, где создаются товары и новые
рабочие места, определяется
перспектива нашего экономического
развития.
Е.Строев назвал
такие тревожные тенденции, как
увеличение теневого оборота,
перетекание малого бизнеса в
криминальный мир. Государство по
сути бросило малый бизнес на
произвол судьбы. Вот и получается:
кто выплывет - тот выплывет, а кто
потонул - тот потонул. Естественный
отбор в бизнесе - дело нормальное,
случайные люди должны отсеяться, но
без серьезной поддержки, - считает
Е.Строев, - малый бизнес выжить не
может. Между тем, у нас просто
отсутствует государственная
политики в отношении среднего
класса, нет понимания того, что
малый и средний бизнес - это та
палочка, которая при грамотном
использовании может помочь решить
такие задачи, как повышение
социальной активности людей,
превращение их в активных
сторонников созидательных реформ,
способных наименее болезненными
методами осуществить
реструктуризацию промышленности,
внедрение новейших технологий. А,
кроме того, малый бизнес
способствует развитию ремесел,
народных промыслов, сохранению
традиций народа.
- Поддержка со
стороны государства, даже
минимальная, - подчеркнул далее
Е.Строев, - должна создать у
предпринимателей чувство
уверенности, подталкивая к
развитию этого направления. Вместо
этого повторяется одна и та же
ошибка: вся политика в отношении
населения сводится к пособиям по
безработице, социальной помощи
малоимущим, борьбе с бедностью и
т.д. Сегодня почти весь бюджет
направлен на то, как бороться с
бедностью, а не как искать путь из
тупикового состояния, поддерживать
производство и инициативных людей.
Но как раз эти люди больше всего
страдают от незащищенности и
правового нигилизма.
Е.Строев с
большим сочувствием отозвался о
честных предпринимателях, которым
приходится постоянно идти по
непроторенным тропам, а то и по
тонкому льду, идти на риск в
достижении цели. Хорошо, если
местная власть проявляет
взаимопонимание - создает
структуры поддержки,
бизнес-инкубаторы. По мнению
Е.Строева, главное сегодня - создать
условия для экономической
самодеятельности каждого человека,
для здоровой конкуренции.
Господдержка не может сводиться
только к защите МП, налоговым
"каникулам" и пр. Надо выявить
факторы, которые мешают развитию
малого бизнеса, предложить пакет
соответствующих законов - вот этим
и должен заняться Общественный
совет по МП. Есть необходимость
остановить бурное творчество наших
доморощенных бюрократов, которые
придумывают все новые препятствия
на пути развития малого бизнеса. В
копеечку обходится бизнес, когда
приходится собирать от 30 до 80
справок и за каждую при этом нужно
заплатить. Многие предприниматели
уходят от этого произвола в теневой
бизнес. Государство, - заявил
Е.Строев, - должно создать
"правила игры", при которых у
людей, рискнувших заняться
собственным делом, появилась бы
уверенность в их стабильности, в
собственной защищенности. Работая
в этом направлении, Общественный
совет имеет возможность опереться
на 10-летний опыт возрождения
предпринимательства. Отдельные
регионы, не дожидаясь федеральных
законов, принимают свои по
поддержке МП, освобождают
предпринимателей от поборов,
например, в части привлечения
инвестиций со стороны. Е.Строев
подчеркнул важную роль
предпринимателей в реализации
программы экономического роста,
рассмотренной недавно на заседании
Совета Федерации. Малые
предприятия - самые мобильные
структуры, они быстро
приспосабливаются к изменившимся
условиям.
- Если прямо
говорить, - сказал он в заключение, -
это первопроходцы в рыночной
экономике. И чем раньше и смелее мы
поддержим это класс, тем раньше
вырвемся из того трудного
положения, в котором оказалась наша
экономика.
Непростую
ситуацию в части поддержки малого
предпринимательства в России
обрисовал председатель
Общественного совета, президент
РАРМП Александр Иоффе. Реальная
поддержка малого бизнеса сегодня
обратно пропорциональна
количеству мероприятий в его
поддержку. В чем тут дело? Практика
последних лет, - отметил А.Иоффе, -
показала, что обсуждение отдельных
элементов, связанных с развитием и
поддержкой МП, не привела ни к каким
результатам. По-видимому,
необходимо более глубоко
рассмотреть внутреннюю философию
малого бизнеса, его место в
экономике и жизни страны. Важно
уяснить для себя, какое государство
мы хотим построить. Конечно,
социально ориентированное,
обеспечивающее достаточно высокий
уровень жизни граждан, государство
рыночное, в котором действуют
принципы и законы конкурентной
борьбы, в котором обеспечено
равноправие всех субъектов
хозяйственной деятельности. При
этом мы хотим видеть государство
демократическим, в котором
реализовано право большинства
граждан реально влиять на
формирование политики. При этом мы
хотим видеть государство
экономически независимым,
ориентированным на внутренние
ресурсы - и не только сырьевые, но и
человеческие.
Такое
государство, - убежден А.Иоффе, -
нельзя построить без создания
мощного среднего класса. Откуда
берется этот самый средний класс?
Наверное, из свободной
экономической инициативы
миллионов граждан, посредством
создания собственных
многочисленных бизнесов. Другого
пути просто нет. И сколько же надо
среднего класса для России? Вот
статистика развитых стран: в малом
бизнесе занято 70% населения, МП
составили 98% предприятий вообще и
дают 50-60% валового внутреннего
продукта. Это потребует создания 5-6
млн. малых предприятий. А что
предлагает проект Федеральной
программы господдержки МП?
Количество малых предприятий
увеличить за два года с 850 тысяч до 1
миллиона. По мнению А.Иоффе, задача
в принципе неправильно
формулируется. В результате
количество МП сокращается и грядет
новое закрытие малых предприятий,
уход их в тень и, соответственно,
рост безработицы.
- Самое
печальное, - отметил А.Иоффе, -
заключается в том, что никто не бьет
в набат. Даже в выпущенной недавно
"Программе правительства" не
содержится тревоги по этому поводу.
Между тем, состояние МП - это
наиболее важный индикатор
социально-экономического здоровья
общества, и в этом плане
Федеральная программа должна быть
подвергнута существенной
корректировке.
Что же надо
делать? А.Иоффе считает, что
государство в лице его высших
институтов должно прямо и
недвусмысленно заявить о своих
приоритетах. Главное - в ближайшие
годы создать условия для
реализации экономической
инициативы граждан через массовое
развитие частного малого
предпринимательства. Это должно
стать важнейшей политической
задачей общества на ближайшее
время. Что касается конкретных
шагов в этом направлении, то, по
мнению А.Иоффе, они должны состоять
в следующем. Необходимо принять
концепцию - можно назвать ее
национальной доктриной, манифестом
государственной политики в части
поддержки малого и среднего
бизнеса как основы реформирования
социально-экономических отношений
и структур преобразования
экономики России. В этой связи
нужно изменить программу
правительства на среднесрочный
период и расставить
соответствующие приоритеты. Надо
законодательно обеспечить ту
перспективу, которая должна
создать большое количество МП в
самое ближайшее время, обеспечить
их рост хотя бы в два раза. Без
широкой пропагандистской кампании
эту доктрину невозможно
реализовать. А.Иоффе напомнил о тех
технологиях, которые
использовались еще в бытность
Союза - они позволяли успешно
проводить в жизнь определенные
идеи и взгляды. Важно, чтобы
большинство населения поняло:
частная хозяйственная инициатива -
это тот локомотив, который может
вывести экономику из провала.
- Я думаю, - сказал
далее А.Иоффе, - что через эту
пропагандистскую кампанию можно
будет создавать положительный
образ героя нашего времени. Надо
показать всем, что, открывая
собственное дело, предприниматель
преследует не только личные
интересы, но и создает новые
рабочие места, способствует
повышению уровня жизни населения, в
конечном счете, создает
национальное богатство страны.
Что касается
конкретных шагов в этом
направлении - это комплекс
правовых, организационных,
финансовых и иных мер, это
ослабление бремени налогов,
преодоление административных
барьеров, создание
информационно-деловой среды МП. Эти
проблемы уже многократно
обсуждены, но без радикального
изменения вектора экономической
политики все это остается
"пустым, декоративных
украшением". А.Иоффе от имени
Общественно совета выразил
готовность провести
конструктивный диалог с новым
правительством в части поддержки
экономических инициатив граждан, а
также разработать необходимые
законы и программы. Но, прежде
всего, - подчеркнул он, - нужно
проявить серьезную политическую
волю к изменению основ
государственной политики.
Принявшая
участие в дискуссии председатель
ГКРП России Ирина Хакамада не
согласилась с прозвучавшими
негативными оценками ситуации в
малом бизнесе. По ее мнению, сделано
немало. Имеется и государственная
политика, выражающаяся, в
частности, в создании Комитета по
поддержке МП, возросли лоббистские
возможности малых предприятий,
активно действуют объединения,
ассоциации и агентства поддержки
МП. И.Хакамада самокритично
отметила, что за 4 года ее работы в
Госдуме удалось принять всего два
полезных для МП закона - о
некоммерческих организациях и о
кредитных союзах. С таким трудом
пробиваемый закон о господдержке
МП оказался неработающим
документом.
И.Хакамада
заявила, что ей также не нравится
возросшая криминализация малого
бизнеса, беспомощность
государственной политики по
поддержке МП. Но существует
объективное понятие качества
рынка, и с этим приходится
считаться.
- Я экономист,
профессионал, - сказала И.Хакамада. -
И я не представляю, как можно дикими
"ударными темпами" увеличить в
500 раз количество занятых в МП. Если
мы намереваемся добиться общего
скромного роста в 2%, то, дай нам Бог,
получить прирост в малом бизнесе
хотя бы на 10%. Я еще не видела страны,
где вся экономика в обвале, а на
отдельном секторе МП идет
сумасшедшее процветание, не
зависящее ни от кредитных ставок
коммерческих банков, ни от падения
цен на нефть и газ, ни от экспорта и
доходов в бюджет, ни от социальных
реформ по введению альтернативных
форм социального страхования. Я
этого никогда не видела и, уверяю
вас, этого никогда не будет.
Объяснив таким
образом скромные амбиции Комитета
при разработке Федеральной
программы господдержки МП,
И.Хакамада заявила далее, что для
нее основная идея сегодня - не
допускать сокращения, спада и
создать условия, при которых
начнется "естественное
убыстрение". Она полагает, что
если будут созданы необходимые
"правила игры", рост малого
бизнеса начнется автоматически и
не потребуется сильной
государственной политики в этом
секторе экономики. И.Хакамада
заявила также, что как госчиновник
не вправе делать безответственные
шаги и обещать на выделенные 100 млн.
деном. рублей обеспечить рост числа
МП на 500%. "Это или бред
сумасшедшего или популизм, и я
такими вещами никогда не
занималась".
Что касается ее
предложений, они сводятся к
следующему. Нужно собрать и
классифицировать административные
барьеры, имеющиеся на региональном
и федеральном уровнях, принять
необходимые законы по их
преодолению. Предложения по
разработке концепции, меморандума
или национальной идеи И.Хакамада
отнесла к области Public Relations и
заявила, что это не ее функция как
госчиновника. Она предпочитает
"скучную, никому не заметную
работу" по совершенствованию
законодательства, организации
местного нормотворчества, в
результате чего будут убраны
многие административные барьеры, а
предприниматели - избавлены от
произвола чиновников. Что касается
кредитно-финансовых механизмов,
И.Хакамада заявила, что
рассчитывает на активную помощь
крупных банков, которые не пойдут
на большой риск вложения средств в
МП. Она видит перспективу в
развитии системы распределения
рисков - гарантийных фондах. Но
нужны соответствующие законы,
поскольку КРУ Минфина
рассматривает деятельность этих
фондов как нецелевое использование
средств. Что касается развития
обществ взаимного кредитования.
И.Хакамада сообщила, что готовит
проект указа Президента по данному
вопросу и лоббирует интересы этих
обществ внутри правительства. Идея
сводится к тому, что операции по
взаимному кредитованию не должны
облагаться налогом.
Коснулась
И.Хакамада также проблемы
залогового права, имущественной
поддержки МП, противоречий в
законодательстве об аренде
помещений, выкупе их по конкурсу и
др. Все эти завалы, по ее мнению,
можно разгрести за год-два, и тогда
малый бизнес сможет расти без
больших затрат государства.
Генеральный
директор Федерального фонда
поддержки МП Василий Высоков не
согласился с теми, кто считает, что
малый бизнес в России сокращается.
По мнению В.Высокова, он не
сокращается, он просто уходит в
теневой сектор экономики. Вот это и
является болезненной проблемой. И
это результат как
государственного, так и
криминального рэкета.
- Я часто
интересовался у своих студентов,
подрабатывающих в торговле, -
сказал В.Высоков, - какую часть
выручки они пропускают через кассу.
И ответ был одинаков: если
проводить через кассу больше 20%, то
бизнес становится невыгодным сам
по себе. Так что, как видите,
проблема теневой экономики гораздо
более остра, чем мы говорим с
официальных трибун.
Е.Строев:
Всерьез-то мы даже и не говорим об
этом!
В.Высоков: А вот
этого не надо стесняться. Почему
сложилась такая ситуация? Мне
кажется, потому, что установившиеся
механизмы государственной
поддержки предпринимательства у
нас носят не рыночный, а
социалистический характер: кредиты
льготные, приоритеты определяем по
записочкам, то немногое, что
выделило государство, раздаем, не
заботясь, будет ли оно возвращено. И
при этом забываем то очевидное, что
государство в поддержке малого
бизнеса сегодня нуждается гораздо
больше, чем малый бизнес в
поддержке этого самого
государства. Государству остро
необходимы те средства, которые
малое предпринимательство платит и
может платить в виде налогов. Но
здесь обязательно должно быть
доверие предпринимательства к
государству в том, что оно защитит
его не на словах, а на деле. В этом
смыкаются интересы и мелкого и
крупного бизнеса. Когда же такая
защита обеспечивается, то можно
наблюдать тенденцию усиливающейся
заинтересованности крупного
бизнеса, прежде всего банковского,
в развитии легального мелкого
предпринимательства.
В.Высоков
передал в Общественный совет
разработанные в последнее время
Федеральным фондом предложения по
организации финансовой поддержки
предпринимательства. Далее, говоря
о многострадальной Федеральной
программе господдержки МП, он
попросил оппонентов смотреть на
эту программу, как на шаг, без
которого вся работа по поддержке
малого предпринимательства будет
носить характер отстаивания
амбиций, своих "авторских
прав". "Я думаю, что мы в
состоянии поставить интересы
предпринимательского дела выше
этого.
Е.Строев: А что,
разве есть амбиции?
В.Высоков: К
сожалению, бывают.
Коснувшись
предложения А.Иоффе о
необходимости создавать в
представлении россиян
благоприятного образа
предпринимателя, В.Высоков сообщил,
что именно с этой целью Федеральный
фонд совместно с "Российской
газетой" согласовали программу
"Российская ярмарка". Почему в
Баварии в каждом селе устраивают
праздники пивовара, в Австрии -
праздники молочника? А разве у нас в
селах, небольших городах нет
предпринимателей, которые
выпускают хорошую "фирменную"
продукцию? Я думаю, - сказал
В.Высоков, - что нам стоило бы
объединиться и поддержать эту
инициативу. Тогда ярмарка хорошо бы
показала людям, каков он,
работяга-предприниматель.
- Я хотела бы
поддержать тон самокритичности,
заданный сегодня Александром
Давидовичем, сказала президент
Ассоциации
женщин-предпринимателей России
Татьяна Малютина. - Конечно, сегодня
прежде всего Федеральная программа
определяет в конкретных цифрах и
положениях всю политику
государства по поддержке
предпринимательства. Но, на мой
взгляд, существует неприятный
разрыв между самостью этой
программы и реальным
предпринимателем, которого она
должна поддерживать.
По мнению
Т.Малютиной, не лучшим образом
построена работа над Федеральной
программой. Начинается всегда
интересно: когда приступают к
составлению программы, запрашивают
предложения. Собирают предложения
предпринимателей, обобщают их. Но
обратной связи никогда не
возникает. Сейчас нет ясности, в
каком виде эта программа будет
представлена правительству. Этот
разрыв чрезвычайно вреден. Ведь
сама программа господдержки МП
нуждается в поддержке
предпринимателей, на защиту
которых она направлена. Но
программа должна быть узнаваема
предпринимателями - тогда она
получит много помощников и будет
лучше реализована.
Т.Малютина
призвала навести порядок в
лицензировании. Дело все в том, что
разные ведомства по-разному
толкуют наши законы. Органы УВД,
например, выявив, что такой-то
предприниматель работает без
лицензии, привлекают его к
ответственности. В Московской
лицензионной палате отвечают: да
этот вид деятельности можно
осуществлять без лицензии. Но
мнение лицензионной палаты для
работников УВД ничего не значит. У
них своя инструкция, которая
ссылается на постановление
правительства и совсем не
учитывает последней поправке,
которая дает право субъектам
Федерации корректировать у себя
список лицензируемых видов
деятельности.
- Когда я шел
сюда, рассчитывал принять участие в
обсуждении проблем, связанных с
основами налогообложения малого
бизнеса. Но то, что услышал в
предыдущих выступлениях, делает
непонятным для меня сам предмет
разговора, с такого заявления начал
свое выступление первый
вице-президент Московского фонда
поддержки малого
предпринимательства Владимир
Штерн. - Выступающие говорили, что
они в чем-то виноваты. Я ни в чем
себя обвинить не могу: мы делали
все, что было возможно для
продвижения малого
предпринимательства, сталкиваясь с
точно таким же непониманием со
стороны властных структур, с
которым сталкиваемся и сегодня.
В чем теперь
следующая задача? В.Штерн считает,
что не стоит снова ходить по
властным кабинетам, еще и еще раз
объясняя каждому чиновнику
значение малого бизнеса и важность
решения его проблем. Самое важное,
полагает В.Штерн, - это вопрос о
выработке национальной доктрины.
Не только отдельные чиновники,
политики - вся страна должна понять,
насколько важен, необходим высокий
уровень развития малого
предпринимательства. Отдельные
меры, даже законы не дадут
качественного рывка. Такое
впечатление, что мы живем в
аварийном доме с отключенным газом,
электричеством, треснувшими
стенами и думаем, что достаточно
сменить лампочку, трещину в обоях
завесить тряпочкой - и сразу жизнь
преобразится. Да ведь дом-то рухнет!
Он рухнет, если мы сегодня не сумеем
доказать на всех уровнях
гражданского сознания нашего
общества - от властных структур до
простого обывателя, которому
живется очень тяжело, важность и
необходимость развития малого
бизнеса. А этого не достигнуть без
принятия национальной доктрины.
Она - базовое условие для
согласования усилий на всех
уровнях - властном,
законодательном, экономическом.
Ирина Муцуовна,
напомнил В.Штерн, - здесь говорила,
что надо принять такой-то, такой-то
и такой-то закон в течение двух лет.
Примем - тогда все будет хорошо. Но
мы с вами хорошо знаем, чего стоит
принять хотя бы один закон. В 1995
году, как известно, был принят закон
о государственной поддержке малого
предпринимательства. Но ведь в нем
совершенно нельзя узнать тот
проект, который был внесен в Думу. И
принят он был только на основе
компромисса - принять его нужно
было, поэтому для
"проходимости" выхолостили из
него все, что было в нем ценное и
важное. Конечно, надо будет
добиваться принятия законов по
конкретным сторонам развития
малого бизнеса, надо будет
предпринимать конкретные шаги по
их исполнению. Но если им
предварительно не предложим
национальной доктрины и не
добьемся ее восприятия в обществе,
то никакие новые законы не
заработают и в полной мере не будут
реализованы никогда.
В.Штерн коснулся
ошибок, которые допускал
Общественный совет и лично он сам,
работая над предложениями по
совершенствованию
налогообложения. Год назад на
заседании Совета прозвучала
впервые идея т.н. вмененного налога.
Тогда он, правда, так еще не
назывался. Идея показалась
великолепной. Но потом,
посоветовавшись со многими
предпринимателями, пришли к
заключению, что она утопична: ни
нормативы, ни системы
коэффициентов у нас объективно
никогда не будут просчитаны. От
идеи отказались, но она уже стала
жить самостоятельно.
В.Штерн высказал
такую идею: малый бизнес сегодня
должен быть вообще освобожден от
налогов! Это логично: если малые
предприятия создают новые рабочие
места, кормят народ, платят
заработную плату - дайте им
развиваться. И, действительно, если
мы перенесем налоговый акцент с
юридических лиц на подоходный
налог с физических лиц, обеспечим
бурный рост этого сектора
экономики.
Об опыте
организации поддержки малого
бизнеса в Орловской области
рассказал исполнительный директор
Орловского областного фонда
поддержки МП Владимир Соболев. Уже
второй раз здесь принята
двухгодичная программа развития
МП. Действует бизнес-центр. Он
выполняет целый комплекс услуг и
сопровождает предпринимателя в
организации дела - от
первоначальной идеи до финансовой
поддержки готового проекта. В
единой связке с центром работает и
Фонд. И сегодня он кредитует не
только малые предприятия, но и
средний бизнес. В настоящее время у
Фонда более 100 заемщиков, у которых
деньги и находятся в обороте.
Средства Фонда пополняются за счет
строки в областном бюджете, заемных
средств банков. В прошлом году
получили также 10 млрд. рублей из
Федерального фонда. Самое важное -
удалось добиться 100% возвратности
кредитов.
Вопрос из зала:
Какими средствами сейчас
располагает Фонд?
В.Соболев: В
обороте Фонда сейчас более 200 млн.
деном. рублей. Мы практически
работаем как кредитный отдел
среднего регионального банка. Что
помогает обеспечивать такую
возвратность кредитов? Здесь
говорили о каких-то
"записочках" и приоритетах.
Так вот ,за все годы работы Фонда у
нас не было ни одного случая
открытого давления со стороны
администрации по поводу выдачи
необеспеченного кредита. Бывает и
так: кредит нужен, а обеспечения у
заемщика нет. В этом случае
поступаем просто: если
администрация говорит "надо" -
давайте гарантию областного
бюджета. В крайнем случае,
произведем зачет.
Вот еще из опыта
орловчан. Разработана система
торговой гарантии. Ею пользовались
при создании мини-пекарен.
Оборудование изготавливается в
Орле. Фонд оплачивал заводу
комплект такого оборудования и
передавал предпринимателю. Выручка
от проданного хлеба поступает в
Фонд уже как погашение кредита. Эта
схема дает полную подконтрольность
денег, которые находятся в обороте.
Вторая система - муниципальные
гарантии из бюджетов городов и
районов области. Главная ее идея
заключается в том, что если глава
администрации города или района
дает гарантию, то он потом делает
все, чтобы предприниматель работал
успешно и смог вернуть кредит сам,
иначе местному бюджету придется
раскошелиться.
Все это, сказал
далее В.Соболев, - позволило подойти
к новому этапу - разработать проект
создания технопарка с техническим
университетом. В нем действуют
кафедры переработки
сельхозпродукции, обработки
металлов, они уже располагают более
чем десятком разработок на уровне
изобретений, правда, пока не имеют
финансирования.
- Я считаю, -
сказал в заключение В.Соболев, - что
многие наши беды и на региональном,
и на федеральном уровнях идут от
того, что принятие политических
решений и денежные потоки
разрозненны. Один орган
вырабатывает политику,
провозглашает ее, а другой говорит:
я - структура коммерческая и не могу
финансировать такую политику, она
меня разорит. Нужно искать пути
согласования таких интересов,
иначе ликвидировать такого рода
противоречия не удастся.
- Во всем мире
давно поняли: если налоги превышают
35%, то работать становится
невыгодно, заявил председатель
Союза кооператоров Башкортостана
Борис Воробьев. - Почему тогда мы не
принимаем такого закона? 35% - и не
более. Возьмем проблему
регистрации предприятия. Меня
знают и в аппарате Президента
республики, и в Совете Министров. И
при этом я регистрировал
предприятие семь дней. А каково
простому смертному? Ему как
регистрироваться?
Реплика из зала:
За деньги!
Б.Воробьев:
Значит, надо принять такой закон:
заполнил формуляр в министерстве
юстиции, заплатил "гербовый
сбор", как раньше было на Руси, и
все. Спросят: а как потом тебя
отследить? Вот пусть компетентные
органы, которым это нужно, и
отслеживают того, кто провинился.
Далее. Государство принимает
решение амнистировать
преступников. А почему мы не можем
амнистировать малые предприятия,
которые по прошлому году имеют
штрафы и пени? Их все равно никто не
вытянет. К тому же эти штрафы и пени
в бюджет не входят. Так давайте
сделаем налоговую амнистию по
малым предприятиям. Не вижу тут
большой проблемы.
С введением
единой государственной системы по
бухгалтерскому учету в
Башкортостане как-то забыли о
предпринимателях, которые работают
без образования юридического лица.
В республике официально
зарегистрировано сто тысяч таких. А
сколько их на рынках торгует? Это
безработные или отправленные в
бессрочные отпуска. Какой им
бухгалтерский учет? Пускай патент
покупают, платят фиксированный
налог - вот и вся бухгалтерия. Еще.
Ввели сертификаты на товары. Ну, а
если бабка связала носки и варежки,
хочет их продать на рынке - какой у
нее может быть сертификат? А ведь
милиционер подойдет,
поинтересуется, и все у нее
отберет...
И.Хакамада: А
если у нее отравленное мясо?
Б.Воробьев: Я
говорю про носочки и варежки. А
продукты пусть проверяют в
установленном порядке. И потом,
если хотите проверять, начинайте с
себя. Откуда наши предприниматели
везут товары? Из Москвы и из-за
рубежа. За рубежом еще выдают
сертификаты качества. А здесь что
выдают? Он купит пятнадцать брюк,
пятнадцать рубашек... И что, будет
отдавать их кому-то проверять на
растяжку или химический состав?
Невозможно это.
И.Хакамада: Вы
извините, но Госстандарт, например,
требует дополнительных средств из
бюджета для улучшения сертификации
товаров.
Б.Воробьев: Я не
знаю, кто чего требует, но давайте
решать. Вот вы - правительство, вы и
решайте. А мы должны работать и
платить налоги. Кстати, по налогам.
Скажем, проверила налоговая
инспекция малое предприятие.
Накопала за несколько лет и требует
все платить. А предприниматель даже
если все продаст, все равно
заплатить не сможет. У него
закрывают расчетный счет, не дают
работать - кому от этого хорошо? А
как во всем мире делается?
Рассуждают так: пусть малое
предприятие что может, то заплатит.
И пусть дальше работает. Он будет
налоги платить, будет содержать
рабочие места... А у нас? Мы тут
недавно сели и посчитали. Сорок
семь контролирующих органов по
нашу душу! Ну как это может
выдержать малое предприятие? Даже
если в день по одному - месяца не
хватит. Давайте, что ли, объединим
их в единый контролирующий комитет.
И пусть они приходят не чаще, чем
один раз в год. Притом, все сразу. А
то ведь каждого кормить надо.
Сколько можно!
Е.Строев: Если бы
только кормить. И поить надо...
Б.Воробьев:
Правильно, Егор Семенович... И потом
я удивляюсь. У налоговой инспекции
плановые проверки, видите ли. Какие
могут плановые проверки! И ходят, и
ходят... Я так считаю: работает малое
предприятие? Исправно платит
налоги? И не лезьте к нему, пусть
себе работает, проверяйте его через
два года, через три... И последнее. Мы
считаем, что денежки, которые
предприниматель платит в Фонд
страхования, должны оставаться у
нас. Чтобы был свой,
предпринимательский фонд, а не
государственный. А то получается,
что мы, предприниматели - доноры
фонда социального страхования, все
деньги уходят в "общак", а мы,
извините, этого не хотим.
Более сдержанным
было выступление директора
департамента по поддержке
предпринимательства и малого
бизнеса Самарской области Сергея
Савельева. По его мнению, вместо
разговора о создании условий для
развития предпринимательства
свели проблему к борьбе между
министерствами, ведомствами,
правительством, Государственной
Думой, Советом Федерации с
предпринимателями, которых,
вообще-то говоря, не видно. Проблемы
предпринимательства, считает
С.Савельев, - есть на федеральном
уровне, есть на региональном - они
разные, но подход к ним должен быть
одинаковым. Мы должны понимать, что
если речь идет о государственной
поддержке, то она, в первую очередь,
должна ощущаться в городе, в районе.
Накоплен какой-то опыт поддержки
малых предприятий, но поддержки
селективной. А надо развивать
общедоступную систему - за счет
сложения своих средств,
привлечения чужих, деления рисков.
Скажите, может предприниматель
пойти в банк и свободно получить
там кредит? Не может.
А как
реализуется программа поддержки
МП? В Самаре попытались принять
программу поддержки малого
предпринимательства, программу
занятости, молодежной политики, еще
какие-то программы. В них много
похожих пунктов. Вот простой
пример. В программе поддержки
малого бизнеса одним из источников
финансирования назван Федеральный
фонд занятости. Но у региона долги
по выплате пособий безработным за
восемь месяцев. Откуда фонд
занятости возьмет деньги?
И.Хакамада: Это
не те деньги, которые даются на нашу
программу. У них есть мероприятия,
которые они обязаны проводить... Это
и есть координация, чтобы мы не
конкурировали друг с другом.
С.Савельев: Если
мы не понимаем, значит, что-то здесь
не совсем правильно. Значит, нужна
более ясная и четкая система. Хочу
вот еще что сказать. Мы ставим
задачу увеличить число МП. Но вы
знаете, как развивалось
предпринимательство за рубежом.
Особенно быстро там, где страна
переживала общий экономический
подъем, так как основной объем
производства давала кооперация
малых предприятий с крупной
промышленностью.
Мы принимаем
абсурдное решение. Объемы крупных
производств в России падают, я мы
пытаемся в несколько раз увеличить
объемы малых. Не получится, заявил
С. Савельев. - Стремясь увеличить
число малых предприятий, мы не
должны упустить сферы, где,
действительно, могли бы
развиваться. Это строительство,
услуги, жилищно-коммунальное.
Правда, туда нас вряд ли подпустят,
потому что там бюджетные деньги.
Нужна помощь и какой-то напор из
Москвы. Таков наш менталитет: пока
на федеральном уровне твердо не
скажут, на местах ничего делаться
не будет.
Подводя итоги
обсуждения Е.Строев признался, что
специально так строил разговор,
чтобы он получился колючим - для
всех, в том числе и для нового
руководителя ГКРП. И вновь
подчеркнул, что никакой поддержки
малого бизнеса в России нет.
Смешные 100 млн. рублей на великую
Россию - это ширма, которой
закрывают истинные возможности
этого направления. Если мы
по-крупному не изменим ситуацию, -
сказал Е.Строев, - не переломим ее,
то, наверное, обстановка у нас будет
сложная.
Тут возник спор:
нужна ли программа по поддержке
малого и среднего
предпринимательства. Дескать,
программ много, разговоров было еще
больше. А на деле нет никакой
программы. Нет ее сегодня ни у одной
из ветвей власти. Конечно,
программа нужна, и она должна
учесть мнение как можно большего
числа людей. Не надо бояться
большого количества мыслей,
предложений, может быть, иногда
диаметрально противоположных. Ведь
количество - это тоже стадия
накопления знаний. На каком-то
этапе количество перейдет в
качество, а потом - в концепцию. А
концепция выльется в короткий
документ, учитывающий мнения
широкого круга предпринимателей - и
не только столичных. Условия в
Москве, Санкт-Петербурге и
Хабаровске разные.
Второе. Нужна ли
поддержка и через какие структуры?
Е.Строев считает, что она нужна со
стороны государства. И солидная
поддержка. А выделенные 100 млн. - это
сумма, которая выражает
политическое неуважение к этому
направлению. Вот почему один из
выступающих так яростно говорил о
том, что нет национальной доктрины,
которая бы определила лицо
экономики. По словам Е.Строева, он с
этим полностью согласен. Потому что
если мы принимаем малый и средний
бизнес как тягловую силу, которая
будет постепенно вытаскивать
страну из экономических трудностей
- это одно направление. А если не
принимаем - значит, остаемся на
концепции сырьевого ресурса,
продолжаем продавать газ, нефть,
золото, алмазы, лес...
И третье.
Действительно, если не будет общего
экономического подъема в стране,
малый бизнес ничего не сможет
сделать. Совет Федерации
рассмотрел программу
экономического роста, предложил ее
Президенту, правительству,
посвятил ей научную конференцию и
принял соответствующее
постановление. Страна прожила семь
лет в условиях реформ. Многое
изменилось - и в законодательстве, и
в поведении людей, и во взглядах на
жизнь. Все это так. Но многое
хорошее из того, что имели, мы
потеряли, считает Е.Строев. - И на
этом этапе нужна корректировка
курса реформ. Мы об этом открыто
говорим, встречая непонимание,
слыша бесконечные разговоры о том,
что никаких корректировок не надо.
Но корректировка нужна не для того,
чтобы двигаться вбок или назад, а
для того, чтобы идти вперед с
регулирующей ролью государства, с
защитой интересов отечественного
производителя, малого и среднего
предпринимательства. Или мы
признаем эту необходимость, или
пусть все идет, как идет сейчас - в
никуда. Вы, предприниматели, первые
вошли в этот рынок, сказал Е.Строев.
- И первые получили удар от жизни.
Нет доходов, нет прибыли, и нет
выхода, кроме как идти в теневой
бизнес. Или накопить чуть-чуть
денег - и за бугор... А это, наверное,
никому не выгодно.
Говоря об опыте
регионов, Е.Строев отметил, что за
эти годы накоплен солидный опыт. Но
сегодня нужна не селективная,
концептуальная поддержка в целом,
чтобы мы выработали систему и четко
понимали, что и как делать. Многие
регионы приняли свои законы,
положения, открыто защищают малый и
средний бизнес. Есть уже указ о
продаже земли, занятой объектами
малого и среднего
предпринимательства, и это уже не
вызывает возражений. Нужно создать
целую систему законодательного,
исполнительного механизма,
кредитно-финансовые институты, о
которых здесь почти не говорилось.
Эти институты сейчас возрождаются,
имея в виду почти беспроцентное
финансирование. Почему
предпринимателю, который хорошо
работает, надо давать кредит под 45%?
Это неправильно, считает Е.Строев. -
Так никогда не появится у нас
средний класс.
- И последнее -
образ предпринимателя, сказал в
заключение Е.Строев. - Сегодня,
будем честными, его называют
"новым русским", вкладывая в
это понятие нечто такое, что
противостоит всему обществу. Если
мы не сформируем уважительного
отношения к этому классу, который,
действительно, является двигателем
прогресса, мы не сможем потом его
защитить. Нам надо создать такой
образ, который привлекал бы народ,
привлекал инвестиции...
Е.Строев
предложил поручить Общественному
совету выступить с концепцией
развития малого и среднего
предпринимательства, куда бы вошла
программа инвестиционных
институтов, законодательная защита
на уровне регионов и создание
нормального образа
предпринимателя.
После завершения
заседания Общественного совета мы
попросили его участников
поделиться впечатлениями.
Елена ОРЛОВА,
руководитель Пермского отделения
РАРМП:
- Прежде всего я
бы отметила отсутствие равнодушия.
Все, о чем тут шла речь,
соответствует реальной ситуации во
многих регионах. Согласна с тем, что
сегодня главное - не деньги, не
льготные кредиты, а благоприятные
"правила игры".
Вера КУЗНЕЦОВА,
генеральный директор Фонда
поддержки МП Республики Коми:
- Ситуация в
регионах, действительно, во многом
схожая. Частный бизнес все свои
усилия направляет прежде всего на
самовыживание. На помощь
государства рассчитывать сложно.
Но я придерживаюсь той точки
зрения, что малый бизнес
развивается не в вакууме - он может
развиваться только вместе со всей
экономикой.
Наталья
КСЕНОФОНТОВА, зам. начальника
Департамента территориальных
бюджетов Минфина РФ:
- Минфин
поддерживает эту точку зрения. Если
вернуться к тем направлениям,
которые обозначила г-жа Хакамада,
то в общем-то для реализации этих
направлений денег не надо Вместе с
тем то направление, которое Минфин
пытался реализовать, но, как
говорится, первый блин вышел комом,
мы считаем самым реальным. Речь
идет об открытии доступа МП к
кредитным ресурсам через создание
гарантийных фондов. Мы пытались
сделать это через Федеральный фонд,
но пока не получилось. Во всяком
случае, то, что они называют
гарантийным фондом, является лишь
депозитным вкладом в банке и не
работает в качестве гарантийного
фонда.
Думаю, теперь
малый бизнес будет развиваться в
любой ситуации, однако на
государственном уровне нужно дать
ему такое направление, чтобы он
выполнил те социальные задачи,
которые требуются обществу. Мне
показалось спорным высказывание
В.Высокова о необходимости все
залицензировать. Лицензированию
должна подвергаться только
продукция, которая может
представлять опасность для
общества. Лицензирование всего и
вся ведет к росту мздоимства. А
задача программы господдержки
состоит в том, чтобы
предприниматель мог заработать
достаточную прибыль - и на развитие
бизнеса, и для общественных нужд.
Председатель
Совета Федерации Егор СТРОЕВ дал
эксклюзивное интервью
корреспонденту "Бизнеса для
всех".
- Егор Семенович,
вы говорили о необходимости
создания положительного облика
предпринимателя в общественном
сознании. Какова, на ваш взгляд, в
этом роль средств массовой
информации?
- Роль прессы
здесь очень велика. Без нее мы не
сможем решить эту задачу. Почему?
Трудности, которые переживает
сейчас общество, естественны. На
переходном этапе всегда бывает
трудно. А предприниматель, кроме
того, что на себя зарабатывает, еще
создает рабочие места - раз,
обеспечивает социальные выплаты с
заработков всех своих работников -
два, прорывается в новые технологии
- три, создает источник для местного
бюджета - четыре, наконец,
задействует молодой
интеллектуальный капитал
выпускников вузов - пять. И так
можно считать до бесконечности.
Малый бизнес - это та живая основа
нервной клетки, которая сегодня
бьется даже в условиях замкнутого
пространства.
- Деловая пресса,
в том числе газета "Бизнес для
всех", стремится создать
положительный образ
предпринимателя, но в общественном
сознании он пока не закрепился
именно в позитивном плане. В чем тут
дело?
- Средства
массовой информации делают много,
но жизнь оказалась по трудностям
выше того, что представляет пресса.
И пока нельзя, как говорят, кнутом
кувалду перешибить. Так и здесь:
сколько бы ни говорили, что нужен
общий подъем экономики, ситуация
мало изменится: только на волне
общего подъема и можно будет
формировать положительный образ
предпринимателя. А если этого
подъема не произойдет, мы зря будем
биться над положительным образом
предпринимателя, да и развиваться
он будет совсем в другую сторону.
- Но ведь и
государство у нас пока
поддерживает в основном крупный
капитал...
- Государство
пока поддерживает финансовый
капитал, будем честными.
Производящий бизнес оно не
поддерживает.
Наш адрес: 123242,
Москва, а/я 370
тел 924-6837
тел/факс 923-1747
Свои
предложения и замечания,
пожалуйста, присылайте по адресу webmaster@binec.ru
Copyright © 1997 by BINEC group