Местная власть
хочет распоряжаться местными финансами
Председатель Комитета по вопросам
местного самоуправления Госдумы Сергей
Митрохин, один из авторов федерального закона
"О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации", считает, что новый
Налоговый кодекс подрывает местный бюджет. При
этом он ссылается на статью 2-ю закона "О
финансовых основах местного самоуправления в
РФ", в которой записано, что "формирование и
использование местных финансов основываются на
принципах самостоятельности, государственной
финансовой поддержки и гласности". НК
оставляет в ведении местной власти только 5
налогов (в первом варианте было 7).
- Какие конкретно местные налоги оставлены в
Кодексе?
- На землю, на имущество физических лиц, на
рекламу, на наследование, дарение и лицензионные
сборы. Но тут еще таится другая опасность: налоги
на землю и имущество могут быть объединены и
консолидированы в единый налог на имущество. А
налог на имущество прописап в Налоговом кодексе
как региональный. А это значит, что не местные
власти будут определять ставки по этому налогу, а
региональные администрации. Таким образом,
увеличится число регулирующих налогов и,
соответственно, возрастает финансовая власть
субъектов Федерации. А это может привести к
финансовому произволу со стороны регионального
руководства. Против этого мы пытались бороться,
принимая закон "О финансовых основах местного
самоуправления". Теперь же реальна
перспектива, что и налог с продаж перейдет в
разряд федеральных, хотя до последнего момента
планировался как местный. Это также резко
ослабит финансовую базу местного
самоуправления. Налог давал 60% сбора и был
базисным. Я считаю, что именно местная власть
должна определять ставки в зависимости от
реальных условий населенного пункта. Ведь каждый
городок, район, поселок имеет свою специфику,
свой уровень экономического развития. В одном
месте есть возможность брать налог с продаж, а в
другом покупательная способность населения
нулевая. С каких дивидендов брать налог? Если у
хозяина пуст кошелек, то это уже не хозяин, а
проситель. Если на уровень просителей будут
низведены главы органов местного
самоуправления, то о каком управлении речь? Какой
смысл главе местной администрации развивать на
своей территории производство или другие виды
хозяйственной деятельности, если через год у вас
все доходы отнимут в виде налогов в региональный
бюджет, а вы останетесь при своих интересах?
Без финансовой самостоятельности не может быть
никакого местного самоуправления. Эта истина
легла в основу действующего закона "О
финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации", подписанного
Президентом РФ год назад. В статье 7
"Собственные доходы местных бюджетов" четко
прописано, что к "собственным доходам местных
бюджетов относятся местные налоги и сборы,
другие собственные доходы местных бюджетов, доли
федеральных налогов и доли налогов субъектов
Российской Федерации, закрепленные за местными
бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и
сборы перечисляются налогоплательщиками в
местные бюджеты". К другим собственным доходам
местных бюджетов относятся также и доходы от
приватизации и реализации муниципального
имущества, не менее 10% доходов - от приватизации
госимущества, находящегося на территории
муниципального образования, от сдачи в аренду
муниципального имущества, платежи за
пользование недрами и природными ресурсами, от
проведения муниципальных денежно-вещевых
лотерей, штрафы, госпошлина, не менее 50% налога на
имущество предприятий, подоходный налог с
физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, а также доли
федеральных налогов, распределенных между
бюджетами разных уровней и закрепленные за
муниципальными образованиями на постоянной
основе, и так далее. Закон надо исполнять, а не
искать лазейки, чтобы обойти его статьи и буквы.
Перераспределение финансовых средств между
Федерацией и регионами и между регионами и
местным самоуправлением должно быть
минимальным. У нас объективно перераспределение
в пользу центра не только несет вред местному
самоуправлению, но и противоречит здравому
смыслу.
- Какие конкретно поправки вы собираетесь
внести?
- Предлагаем закрепить в разряде местных налог
с продаж, точнее, с розничных продаж и налог на
недвижимость. Если не удастся убедить
правительство, придется делать поправки в закон
"О финансовых основах местного
самоуправления", где законодательно будет
утверждено перераспределение в пользу местного
бюджета. Мы попытаемся закрепить в законе
положение о том, чтобы подоходный налог, который
по статусу является федеральным, целиком шел в
местную казну. Если и этого не удастся сделать,
тогда можно ставить крест на местном
самоуправлении.
Василий ТРЕСКОВ.