ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРПРОДУКТА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРПРОДУКТА

ЛЮБОВЬ К ОСТРЫМ ОЩУЩЕНИЯМ ПЕРЕСТРАИВАЕТ РЫНОК

Пассивное лежание на пляже или осмотр достопримечательностей из окон автобуса уже не интересуют много повидавших россиян. Новое тысячелетие вводит моду на активный отдых. Компаниям приходится осваивать новые секторы - приключенческий и экологический туризм. Или налаживать контакты с санаториями, лишившимися соцстраховской поддержки и вышедшими на туррынок.

По оценкам РАТА, туррынок возвращается к докризисной расстановке сил: потребитель все чаще требует эксклюзивный продукт и уже не хочет ездить в больших группах. "Спрос на экзотические дорогие направления - Мексику, Бразилию, Карибы, Бали - вырос примерно на 30% , - говорит Виктор Ничепоренко, директор справочной службы по туризму РАТА. - Компаниям приходится разрабатывать индивидуальные программы, в которых обязательны высокое качество услуг и учет самых разнообразных пожеланий".

Хитом посткризисного рынка были автобусные туры. Недельная поездка по нескольким странам за $300 - 600 пользовалась огромным спросом. Однако за прошлый год количество автобусных туров сократилось почти на 40%. "Для этого есть и объективные причины. Например, ужесточение визового режима в некоторых странах, которое осложнило работу компаний и повысило цены туров", - говорит Галина Михеева, менеджер компании "Грин-тур+". Туроператоры и в этом сезоне ждут падения спроса на отдых на колесах.

Самым модным направлением сейчас считается экстремальный, или приключенческий, туризм. Все, что связано с пешими, лыжными, горными, водными, парусными, велосипедными прогулками, дайвингом, спортивной охотой и рыбалкой, идет на ура. "Любовь к острым ощущениям - национальная черта россиян, поэтому приключенческий туризм - это истинно русский продукт", - считает Игорь Востоков, президент Туристско-спортивного союза России. Ожидается, что экстремальные туры в этом сезоне займут около 20% рынка. Недаром на MITT-2001 объединенный стенд компаний, предлагающих самые разные приключения, займет центральное место.

Понятие экстремального туризма ново для России - оно даже не прописано в законе "Об основах туристской деятельности". Однако президент РАТА Сергей Шпилько считает, что именно за этим видом отдыха будущее российского въездного туризма. Около 20 специализированных компаний активно продвигают этот сектор по всей стране. "Этот рынок очень сильно сегментирован: на нем сосуществуют и дорогие туры на сафари, и палаточные лагеря, и детские спортивные клубы", - говорит Шпилько.

Активно развивается экстремальный туризм в регионах. "У нас очень популярны рафтинг (сплав по рекам) , велотуры, особенно по городам Золотого кольца, с ночевками в палатках, треккинги (пешие путешествия по горам) , - рассказывает Михаил Тюльников, генеральный директор нижегородской компании "Команда Горький". - Обходятся экстремальные туры не так уж дорого - от $50 до $500". Правда, зарубежная "экстремалка" - треккинг к Эвересту, сплав по горным рекам Непала, поездки в Тибет, Коста-Рику, Чили, Зимбабве - далеко не так доступна. Цены начинаются с нескольких тысяч долларов. Но и в этом секторе спрос стойкий.

У компаний, которые организуют экстремальные туры по России, есть огромное преимущество - они практически не зависят от местной туристической инфраструктуры. Ее неразвитость является самой большой проблемой другого новомодного направления - экологического туризма. Современные охотники и рыболовы в отличие от экстремалов отказываются жить без отопления и удобств. Поэтому экологический сектор требует инвестиций.

По данным РАТА, спрос на экологический и сельский туризм за 2000 г. вырос в 2,5 раза. Туроператоры считают эти направления очень перспективными, тем более что для экскурсионного или пляжного туризма приспособлено менее 30% территории России. Поэтому экологические программы разработаны сейчас практически во всех регионах - от Камчатки до Алтая.

Правда, мода на приключения не отменила традиционных поездок в санатории и дома отдыха. Этим летом объекты размещения на Черноморском побережье ожидают 80% -ной загрузки. Для этого придется постараться туроператорам: сокращение размера социальных выплат может привести к тому, что соцстраховские фонды уже не смогут заполнять большую часть санаториев. Курортам приходится налаживать контакты с турфирмами, которые раньше продавали только 7% санаторных мест. "Конечно, туроператоры не смогут обеспечить полную загрузку, особенно в межсезонье, - говорит Андрей Уманский, президент группы компаний "РВБ-Алеан". - Но зато санатории научатся конкурировать между собой, будут заботиться о состоянии номеров и качестве услуг. Такого количества соцстраховских курортов, которое существует сейчас, российскому рынку не нужно. А те 20 - 30% санаториев, которые выживут в борьбе, в итоге вполне смогут конкурировать с Турцией или Грецией". /"Ведомости", 27 марта /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>