ДИКИЕ НРАВЫ НА РЫНКЕ ФУТБОЛИСТОВ ВРЕДЯТ ВСЕМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ДИКИЕ НРАВЫ НА РЫНКЕ ФУТБОЛИСТОВ ВРЕДЯТ ВСЕМ

И САМИМ ИГРОКАМ, И РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ, И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЕ

В России формируется рынок трансфертов футболистов. Однако действующие на нем правила пока далеки от цивилизованных. Отношения, которые связывают футбольные клубы, игроков и их агентов, скорее напоминают законы джунглей. Кто сильнее или хитрее, тот и прав.

До недавнего времени рынка игроков в России как бы и не было. То есть он, конечно, был, но реально существовавшая торговля спортсменами скрывалась от широкой общественности. Однако во всем мире игроков давно уже продают и покупают. Но это бизнес цивилизованный, в котором соблюдаются права всех сторон и мнение спортсмена учитывается чуть ли не в первую очередь.

ЦЕНА ТАЛАНТА

Одна из проблем российского трансфертного рынка - завышенные цены на наших игроков - во многом коренится в правилах, установленных Профессиональной футбольной лигой (ПФЛ).

На первый взгляд все выглядит пристойно. Между игроком и клубом заключается договор в трех экземплярах: один остается в клубе, другой - на руках у футболиста, третий отправляется в ПФЛ. После окончания срока контракта, по регламенту ПФЛ, игрок еще 30 месяцев принадлежит клубу, пока его не выкупит другая команда. При этом новый клуб выплачивает за приглянувшегося футболиста компенсацию из расчета годового заработка игрока, в который входит его зарплата и премии, помноженного на возрастной коэффициент. Для игроков старше тридцати пяти этот коэффициент равен единице, а для молодых, естественно, выше. Российский футбол - чуть ли не единственный, где практикуется система коэффициентов. Считается, что она помогает сдерживать отток молодых игроков в западные клубы.

В реальности же не все так радужно, как хотелось бы функционерам от футбола. Молодые звезды, может быть, сразу и не уезжают, зато перекупить такого футболиста российским командам практически невозможно. Клубы, находящие в спортшколах никому не известные юные дарования, идут на хитрость - заключают с ними контракт, скажем, на год, и выплачивают им огромные подъемные (которые входят в сумму единого годового дохода спортсмена). В результате через год формируемая цена футболиста (не забудем о высочайшем коэффициенте для юноши) становится непосильной для любого отечественного клуба. Остается один вариант - уезжать за границу, где клубы побогаче, а цены на игроков повыше.

КЛУБЫ ЧАСТНЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ

Еще одним моментом, который очень серьезно мешает объективному установлению цены футболистов, является изначально заложенное неравенство между условиями функционирования разных команд. Известно, что среди российских клубов много таких, которые финансируются из бюджетов городов и областей. А там, как правило, деньги не считают. Другое дело акционерное общество, каким, например, является петербургская команда "Зенит" или московский "Спартак".

Работа АО оценивается по его финансовым результатам, а деятельность муниципальных или областных клубов - по другим, порою внеэкономическим, критериям.

БЕЗ ПЕРЕСТРАХОВКИ - НИКАК

Другой источник завышения цен - футбольные агенты. Если за рубежом система антрепренерства спортсменов выстраивалась десятилетиями и очень жестко регламентирована, то у нас в силу молодости рынка эти отношения напоминают езду по улицам без правил. Неразвитость рынка и связанные с этим высокие риски заставляют агентов закладывать в стоимость игроков большую премию, что приводит к явному завышению цен.

Поскольку размер посреднического процента устанавливается как бог на душу положит, а клуб действующих агентов имеет закрытый характер, это тоже приводит к значительному повышению трансфертной стоимости игроков. Один только Деменко обошелся "Зениту" почти в миллион долларов. Могло быть и больше, если бы не упорство в переговорах президента питерского клуба Виталия Мутко.

Среди футбольных агентов выделяется несколько фигур, которые серьезно преуспели в деле перепродажи игроков. Прежде всего это москвич Константин Сарсания, владеющий правами на многих известных российских футболистов, в том числе и на питерца Александра Панова. Именно благодаря Сарсании "Зенит" выручил за "колпинскую ракету" пять миллионов долларов, продав форварда в "Сент-Этьен". Сарсании, по слухам, не без помощи президента Российского футбольного союза Вячеслава Колоскова удалось заполучить лицензию агента Международной федерации футбола (ФИФА), которая, к слову, стоит ни много ни мало 155 тысяч швейцарских франков. Такую же лицензию имеют еще четверо россиян, в том числе и лучший бомбардир чемпионата России-92, экс-нападающий челнинского КаМАЗа Виктор Панченко. Остальные же агенты в России занимаются футбольным посредничеством фактически нелегально, хотя регламент ПФЛ такую деятельность и не запрещает.

Впрочем, есть игроки, которые обходятся без агентов, либо используют в качестве посредников своих жен, как например, бывший защитник московского "Динамо" Андрей Чернышов или вратарь Андрей Мананников, защищавший в свое время ворота "Зенита".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Интересно, что именно в бюджетных клубах распространена практика, при которой тренеры, становившиеся впоследствии их президентами, завладевали правами чуть ли не на всех игроков основного состава. Среди таких ловкачей явно выделяются нынешние и бывшие наставники клубов высшего дивизиона - Павел Садырин, Александр Тарханов, Анатолий Бышовец, а также главный тренер "Лады" из Тольятти Александр Гармашов. В провинциальных командах, где часты перебои с зарплатой, легко навязать любому игроку свои посреднические услуги.

Тот же Гармашов, поначалу не имевший отношения к футболу (как говорят, он был связан с группировками, контролировавшими сбыт ВАЗовских автомобилей), увидев коммерческий потенциал торговли футболистами, начал "подкатывать" к самым талантливым игрокам, вроде Терехина, Монасипова, Деменко, выручая бедствующих футболистов деньгами. Позже, продав их в более сильные клубы, он, по слухам, окупил все затраты и получил приличную прибыль.

Таким же образом "распродал" в свое время почти весь ЦСКА и Александр Тарханов. Его клиентами, по некоторым данным, являются такие известные игроки, как Машкарин, Янкаускас, Шустиков, Файзулин, а одно время даже воспитанник питерской футбольной школы "Смена", ныне защищающий цвета "Сарагосы", Владислав Радимов. Говорят, что нашумевший конфликт между Тархановым и Садыриным как раз и произошел из-за того, что они не смогли поделить права на некоторых футболистов.

САМЫЕ БОГАТЫЕ - БЫШОВЕЦ И "СПАРТАК"

Сейчас более или менее приличный российский игрок на трансфертном рынке нашей страны стоит не меньше 400 тысяч долларов. Сильный футболист - от 800 тысяч и выше. А вот теперь представьте, что большинство клубов, в том числе и "Зенит", выделяют в межсезонье на покупку игроков в среднем около двух миллионов долларов. На эти деньги можно купить 5-6 весьма посредственных футболистов или два-три стоящих. Поэтому-то "Зенит" начал вкладывать средства в детско-юношеский футбол. Сейчас на контрактах в питерском клубе состоит около 50 игроков. "Мы четыре года поднимали молодежь. Теперь хотим посмотреть на плоды наших усилий. Если нынешние молодые зенитовцы в этом году себя не проявят, то придется корректировать дальнейшую работу, то есть опять приглашать опытных игроков со стороны", - рассуждает Виталий Мутко.

По уровню заработной платы игроков и тренеров российский чемпионат сопоставим с национальными первенствами стран Восточной Европы (конечно, не всех - в Чехии, например, футболисты получают несколько больше). Самой богатой командой в нашем футболе является московский "Спартак", бюджет которого измеряется суммой примерно в 10 миллионов долларов. Здесь игроки получают в среднем от 15 до 40 тысяч долларов в год. Плюс премиальные за победы - от 2 до 7 тысяч долларов. На таком уровне "красно-белым" удается удерживаться за счет отлаженной селекции с последующей выгодной перепродажей игроков. В 90-х годах очень много спартаковцев отправились в зарубежные, клубы и москвичи получали за них деньги в твердой валюте, а в России покупали футболистов за рубли, играя на разнице курсов. Сегодня у клуба появился мощный спонсор - нефтяная компания "ЛУКойл", которая даже предоставила в пользование футболистам самолет. Правда, по мнению специалистов, для успешного выступления в той же Лиге чемпионов нужно иметь бюджет не меньше 50 млн долларов.

Приближается по своим финансовым возможностям к "Спартаку" и московский "Локомотив". Кроме того, в отличие от "красно-белых", у железнодорожников есть собственный стадион, база отдыха в Сочи, да и квартиры дают быстрее (у МПС имеется собственный фонд жилья). "Зенит" по доходам находится где-то в серединке. Его бюджет - 5-7 миллионов долларов. Но зато еще совсем недавно в питерском клубе работал самый высокооплачиваемый тренер в России - Анатолий Бышовец. По слухам, его оклад составлял около 30 тыс. долларов, и Анатолий Федорович еще просил "поднять" его на 10 тысяч "кусков".

В среднем игроки в российских клубах высшей лиги получают от 3 до 5 тыс. "зеленых" (молодые - около тысячи) в качестве зарплаты и примерно столько же за победы в играх. У тренеров последнее время гонорары резко подскочили, и теперь, по некоторым данным, они зарабатывают от 10 до 25 тыс. долларов. Нельзя забывать и о том, что большинство клубов платят игрокам еще и подъемные. Размер их колеблется от 50 до 70 тыс. долларов. Отказался от этой практики только "Спартак" - там считают, что платят своим футболистам и так много.

ТРЕНИРОВКА МОРДОБОЕМ

Очень часто за спинами футболистов стоят такие посредники, что связываться с игроком просто небезопасно. Фактически спортсмены попадают в лапы бандитов. Как это происходит, можно проследить на примере тольяттинской "Лады". Когда на ВАЗе возникли проблемы, пошатнулось и положение футбольной команды. Свои услуги тут же предложили теневые структуры. По-другому клуб было не спасти. И таких историй довольно много, особенно в провинции. Договариваться же с криминалом весьма непросто, поэтому-то клубы высшей лиги все чаще обращают свой взор на Запад. Там и игрока получить проще, и отношения цивилизованнее.

По этой же причине бегут за границу и игроки. Многолетний участник российских чемпионатов Олег Веретенников из волгоградского "Ротора" никогда не скрывал, что хочет покинуть родную обитель. Это желание еще более усилилось после того, как боевики уралмашевской группировки чуть не переломали ему ноги, мстя за нежелание Олега выступать за клуб из Екатеринбурга. Говорят, в раменском "Сатурне" местная братва за проигранный матч била особо провинившихся по физиономии. Но уже после следующей победной игры наказанного могли поощрить новенькой "девяткой".

ВЗАИМНЫЙ ОБМАН

Футболисты, как и любые спортсмены, начинают свою карьеру весьма молодыми людьми. К моменту вступления в клуб у них обычно нет ни времени, ни сил получить хотя бы нормальное среднее образование. Да и жизненного опыта, как правило, недостаточно. Поэтому неудивительно, что ребята легко попадаются в сети недобросовестных скаутов и руководителей клубов.

А вот в бывшем петербургском "Динамо" (ныне "Динамо-Стройимпульс"), по нашей информации, существовала практика двойных контрактов. В клубе составлялся договор на одну сумму, а в ПФЛ отправлялись бумаги с цифрами на порядок ниже. И попробуй докажи, что тебе должны больше! Пожалуй, только в нашей стране игрока убеждают подписать чистый лист бумаги таким способом. И ведь срабатывает!

По словам большинства агентов, чиновники юридического отдела ПФЛ, который должен отслеживать все нарушения, подходят к регистрации контрактов формально. Печати и подписи есть - и ладно.

Но и футболисты норовят "кидать" клубы. Есть группы игроков, которые сделали своей профессией путешествовать по зажиточным командам, получать подъемные и через некоторое время симулировать какие-то болезни или просто отбывать на поле повинность. По слухам, таким способом подзаработать не брезговал даже такой известный игрок, как Алексей Смертин, перешедший не так давно из столичного "Локомотива" во французский "Бордо". Как-то раз во время предсезонных сборов он умудрился отхватить подъемные и в московском "Торпедо", и в нижегородском "Локомотиве". А ряд игроков питерского "Локомотива", выступающего в первой лиге, по неподтвержденным данным, сорвали таким же образом солидный куш и весь сезон еле передвигали ноги по полю.

КАК НАДО ЖИТЬ

В западных клубах практически у всех футболистов есть свои агенты. Но это солидные, образованные люди, работающие, как правило, в крупных юридических конторах. Иностранный агент скрупулезно занимается контрактом своего подопечного, в котором старается учесть даже такие мелочи, как то, что будет есть футболист на завтрак, какие магазины будет посещать его жена или с какой стороны в квартиру будет светить солнце. Свои десять процентов с контракта игрока они отрабатывают на полную катушку. У нас же о деталях, нередко существенно влияющих на самочувствие спортсмена, никто не думает. Бывший тренер питерского "Динамо" Марк Рубин вспоминал, как мучался в свое время с игроком Фаридом Каримовым: он как мусульманин не мог есть то мясо, которым его неизменно пытались кормить.

Чтобы привести трансфертный футбольный рынок в России в более или менее цивилизованный вид, агенты предлагают легализовать их деятельность. Прежде всего посредством специального пункта в регламенте ПФЛ, где будет сказано, что права на игроков должны принадлежать либо клубу, либо агенту, имеющему лицензию. Тогда и государству будет проще собирать с таких людей и их деятельности налоги.

Недавно ФИФА кое-что сделала в этом направлении - чиновники Международной федерации футбола приняли и собираются принять еще несколько революционных решений, связанных с трансфертной политикой и положением агентов. Во-первых, ФИФА разрешила национальным федерациям самим выдавать агентам международную лицензию и решать, таким образом, кто достоин права называться агентом, а кто нет (так что футбольным посредникам теперь не придется ездить в Швейцарию и платить 155 тыс. швейцарских франков за европейскую лицензию). Вместе с тем по новому регламенту в случае нарушений клубом своих обязательств перед игроком последний должен будет предъявлять иск о возмещении материального ущерба своему посреднику, а не клубу (это - второе новшество). Тем не менее, как считают специалисты, желающих получить разрешение от своей федерации будет очень много. Нашим доморощенным агентам дешевле будет заплатить РФС (благо стоимость лицензии планируется невысокой), чем работать нелегально. К тому же и сами футболисты, и руководители клубов последнее время все чаще стали доверять именно легализовавшимся посредникам.

Кроме того, чиновники ФИФА почти уже договорились с ЕС о серьезных изменениях в правилах перехода футболистов. Помимо прочего, планируется, что футболисты моложе 28 лет первые три года действия контракта, а игроки старше 28 лет - первые два года будут "защищенными". "Защищенного" игрока клуб не сможет уволить в одностороннем порядке в разгар сезона, даже если игрок нарушил какие-то пункты контракта. Односторонний разрыв контракта возможен только по окончании сезона. Игрок, попытавшийся в одностороннем порядке разорвать контракт, будет дисквалифицирован на четыре месяца нового сезона. Впрочем, пока все эти новшества не утверждены - переговоры продолжатся в конце марта и в начале июля.

Скорее всего, будет отменена трансфертная плата за игроков моложе 18 лет. ЕС считает, что дети не должны быть предметом купли-продажи. Между тем у нас в России юные футболисты, начиная с 14 лет, заключают договоры с профессиональными клубами. Правда, формально на этом контракте должна стоять и подпись родителей юноши, но, как правило, за определенную мзду папа с мамой этот вопрос решают быстро. /Эксперт, Северо-Запад #6 (35), 2 апреля /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>