Данные о добыче рыбы и морепродуктов за первые пять месяцев 2001 года, обнародованные Госкомрыболовством, свидетельствуют, что в настоящий момент отрасль переживает сильнейший спад. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отрицательная разница объемов добычи составляет 12% - с каждым днем в море становится все меньше рыбы.
Эксперты Госкомрыболовства объясняют снижение уловов резким ухудшением состояния запасов морепродуктов практически по всем водным бассейнам - море уже не способно выдерживать всевозрастающую нагрузку от деятельности человека. Основное снижение объемов добычи произошло на Дальнем Востоке, где по сравнению с началом 2000 года добыли рыбы и других морепродуктов на 146,5 тысячи тонн меньше.
Данные московских экспертов полностью подтверждаются информацией с мест промысла - ситуация действительно близка к катастрофической. "За последние десять лет государственный контроль за промысловиками сильно снизился, появилось множество непрофессионалов, которые просто грабят море. Рыбная отрасль - очень тонкая штука, природный баланс нарушить легко. Это и произошло. А страдают от этого все - и рыбаки, и потребители нашей продукции", - пояснил "Известиям" генеральный директор компании "Фиш Рейн" из Петропавловска-Камчатского Сергей Кравченко.
По словам дальневосточных промысловиков, сильнее всего пострадали минтай, камчатский краб, камбала и треска: им больше всего досталось от рвачества "грабителей от рыболовства". Если в ситуации с крабом это грозит России только чисто финансовыми убытками (внутренний рынок этого продукта у нас отсутствует - все уловы идут на экспорт), то с минтаем и треской все иначе. Цены на эти виды рыбы уже начали стремительно расти, и пенсионеры, многие из которых жили за счет этого продукта, уже не могут их покупать.
Есть и еще один интересный аспект особенности национального рыбного промысла. Крупные рыболовецкие хозяйства Дальнего Востока располагают супертраулерами, построенными из расчетов рыбных запасов 80-х годов. После прохода такого корабля море остается абсолютно чистым, как пустыня. Во всех странах эксплуатация таких судов разрешена только в открытом океане, у нас же они "зачищают" прибрежные воды.
/"Известия", 4 июня/