"РЫНОЧНЫЙ БИЗНЕС ДИЧАЕТ В СТОЛКНОВЕНИИ С БЮРОКРАТИЧЕСКИМИ РОГАТКАМИ"

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"РЫНОЧНЫЙ БИЗНЕС ДИЧАЕТ В СТОЛКНОВЕНИИ С БЮРОКРАТИЧЕСКИМИ РОГАТКАМИ"

ЕВГЕНИЙ ЧИВИЛИХИН, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК: ТОРГОВАТЬ - НАУКА НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

Из истории нашей страны мы знаем, как введенная в 1921 году новая экономическая политика (НЭП) с использованием рынка буквально на глазах привела к восстановлению разрушенного хозяйства. Но устроители тоталитарного режима вскоре ликвидировали частное предпринимательство и рыночные отношения, сковали их бюрократической централизацией. Старшее и среднее поколения помнят длинные, нервные очереди не только за колбасой, но и за стиральным порошком, сигаретами, унизительные талоны на сахар, мыло, консервы и другие товары первой необходимости. Припертая к стене власть только к концу 80-х годов начала шевелиться -появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров о развитии кооперативного движения.

Волею партийного комитета нашего института я, тогда научный работник оборонной отрасли, был направлен в Тимирязевский район столицы для выполнения этого постановления. Теперь, спустя годы, мне кажется: в том, что направляли меня и таких, как я, далеких от организации кооперативного движения, был некий подспудный умысел: провалят затею - и дело с концом. Резко ломалась моя научная судьба. Но мы были приучены: если партия сказала прыгать в окно, не выяснять - зачем, а спрашивать: в какое?

Не так давно мы отмечали десятилетие с того времени, как был не заложен, а сдвинут первый огромный железобетонный обломок на свалке строительного мусора возле станции метро "Петровско-Разумовская".

Сегодня здесь развернуты цивилизованные торговые павильоны, возвышается двухэтажный универмаг, уютное кафе, другие яркие сооружения. В условиях жилого массива, на пересечении линии метро, Дмитровского шоссе и железнодорожной магистрали удалось провести сложнейшие коммуникации, обеспечить нормальное обслуживание продавцов и покупателей.

Ежедневно в нашем торговом комплексе "ТИАС" приобретают товары 50-60 тысяч москвичей и гостей столицы. При этом было замечено: количество покупателей товаров на нашем рынке постоянно растет. Поинтересовались, провели исследование.

Оказалось, прирост посетителей комплекса происходит за счет жителей других, даже окраинных районов Москвы. Что их сюда притягивает? На наш анкетный вопрос: "Почему вы пришли за покупками именно в "ТИАС"?" - были ответы: "У вас можно приобрести все, чего душа желает"; "В "Тиасе" дешевле можно купить"; "Здесь все доступно и безопасно".

Только знающий человек может посочувствовать, с каким невероятным трудом нам все это далось и дается в такое баламутно-необузданное время.

Предприимчивых, деятельных людей, стоящих за прилавком, стремящихся к цивилизованному обслуживанию покупателей, кое-кто грубо обзывает торгашами, спекулянтами, обдиралами бедных. Они не ведают, чего стоит добыть хороший товар, доставить его к прилавку. Затем с утра до вечера стоять на ногах, чтобы получить хотя бы минимальный "навар" для уплаты пошлин, налогов, торговых сборов, нередко штрафа. За эти же деньги ведется благоустройство рынка. Из них же приходится выделять негласные суммы за то, что чиновник поставит подпись или печать на нужный документ... Запомнился рассказ по телевидению министра правительства Москвы Владимира Малышкова о том, как к нему однажды пришел некий проситель с чемоданом, как вы понимаете, не с компроматами. Министр отослал просителя куда следует. И ему можно верить. Но ведь большинство вопросов решается на уровне аппаратных чиновников, у которых бюджетная зарплата такая, что едва-едва...

Уголовный рэкет, милиция сами к нам приходят как вымогатели. Однажды появился даже посланник ГИБДД - нужны деньги. А кому они не нужны? Выходит, обдиралы не те, которые достают, привозят и продают нужные товары, а система, условия, в которых приходится работать. Добавьте к этому налоги с рынка (только в этом году мы заплатили около 50 тыс. долларов США в госказну), другие расходы. Характерно, что произвол чиновников, разгул криминала, административный гнет предпринимательства, избыточное вмешательство государства в бизнес признаются даже в Послании Президента Федеральному Собранию, но сдвиги в этой сфере даются с невероятным трудом. В начале прошлого года вышло постановление правительства Москвы ?292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве". Название документа благоприятное, но содержание его оказалось таким, что рынки буквально охватила лихорадка. Мало того что постановление расходилось с федеральными нормативно-правовыми актами, не упорядочивало, а, наоборот, сдерживало, разрушало рыночные отношения. В нем давалось такое понятие рынка, которое позволяло трактовать его как угодно вольно.

Являясь в то время президентом Московской гильдии рынков и ярмарок, я от имени и по поручению гильдии стал буквально на пальцах, на живых примерах доказывать чиновникам не только абсурдность, но и вредность данного постановления. С критикой дважды выступил в печати. Предприниматели вышли на митинг перед зданием мэрии. Наконец, пришлось обратиться в суд. Как реагировали на это чиновники, не привыкшие признавать своих ошибок? Меня обвинили в некомпетентности, подстрекательстве, в том, что это, мол, инициатива не гильдии, а лично моя.

Чтобы снять с себя такое тяжкое и пакостное обвинение, я тут же попросил освободить меня от президентства в гильдии.

Когда таким шкодливым путем не удалось отстоять ложную честь мундира, бюрократия предложила мировую. Но и этот вариант гильдия не приняла. По ходатайству ответчика заседание суда откладывалось 4 раза. Взять измором тоже не удалось. В конце концов - и это делает честь власти - появилось новое постановление 260 уже от 2001 года "О внесении изменений и дополнений... в постановление ?292 "Об упорядочении...". В результате был отменен рекомендованный уровень оплаты различных типов торговых мест, изменены правила применения контрольно-кассовых аппаратов, включен пункт об установлении свободной отпускной цены и торговой надбавки, определены сроки выдачи карточек, приведено в соответствие с гражданским законодательством положение о передаче торгового места третьему лицу, определилось понятие рынка и др.

Амбициозно-изнурительная тяжба из-за бюрократического головотяпства продолжалась более года. Кто подсчитает понесенные моральные и материальные издержки такого верхоглядно-донкихотского "упорядочения рыночной торговли в г. Москве"?

В новых правилах с семи до трех сокращено количество инстанций, которые могут приостанавливать работу рынка. В связи с этим обращает на себя внимание и такой факт. Правительством Москвы приняты решительные меры по наведению порядка в проведении различного рода бесчисленных ведомственных проверок. Проверка должна проводиться только раз в год. Если кто появится дополнительно, должен иметь на руках специальное правительственное разрешение. Тому, кто попытается нарушить это правило, мэр Москвы Юрий Лужков весьма доходчиво, твердо и во всеуслышание пообещал по телевидению: "Будем снимать голову".

Федеральное правительство еще к ноябрю прошлого года также пообещало ввести норму по координации проверок. Их нет до сих пор, хотя необходимые законопроекты уже поступили в Госдуму. Федеральные проверки по-прежнему проводятся как и когда кому вздумается. Свои недостатки мы знаем лучше всяких контролеров. Но вместо того, чтобы их устранять, приходится уделять время проверяющим.

В плане действий федерального правительства по развитию экономики красиво сказано: "Правительство стремится создать лавинообразный эффект с помощью малого и среднего бизнеса". Что это значит? Как расшифровать эту ужасную красивость? С чем сравнить? Когда он проявится, этот "лавинообразный эффект"?

Надо сказать, что призывы, обещания помогать, содействовать, способствовать развитию среднего класса, малого и среднего бизнеса слышатся со всех сторон.

Идея обросла "вспомогательными" учреждениями, советами, фондами, комиссиями, лигами, гильдиями по поддержке предпринимательства, но реальной, действенной помощи в решении насущных проблем не ощущается.

Вопросы упорядочения рыночной торговли как в Москве, так и в стране в целом, на наш взгляд, отдельными узковедомственными, краткосрочными наскоками до конца не решить. Требуется основательный системно-комплексный охват этой проблемы в виде всеобщего торгового кодекса, устава или закона.

Что касается бизнеса в торгово-рыночной сфере Москвы, то за минувшие годы он стал наиболее успешным, результативным и показательным. Накоплен огромный практический опыт, решены и обострены многие сложные и неотложные задачи. Бизнес поднялся на такую высоту, с которой впору разглядеть и определить его будущее.

Разумеется, заглянуть вперед можно лишь с помощью науки. Вот почему мощным ресурсом дальнейшего развития предпринимательства в этой сфере должно стать широкое привлечение к бизнесу научного потенциала. Он у нас есть. И довольно солидный: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, Гильдия исследователей общественного мнения и рынка, Институт проблем рынка РАН, Институт стратегического анализа и развития предпринимательства и др.

Проведения отдельных локальных социологических исследований сегодня уже недостаточно. Малый и средний бизнес вправе ожидать от наших ученых солидных обобщающих работ по развитию торгово-рыночной сферы. Значительным шагом на этом пути могла бы явиться научно-практическая конференция, идею проведения которой поддержал министр правительства Москвы Малышков. Он, правда, оговорился: "после разрешения конфликта по постановлению ?292"...

Конфликт улажен. Будем продолжать учиться торговать. / "Парламентская газета", 29 мая /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>