Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 18 (60) от 10.09.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


БУРЁНКА ИЗ ОБМАНКИНА

Ответьте мне, уважаемый читатель: что такое масло? Вопрос на самом деле не такой абсурдный, как может показаться.

     Парадоксально, но факт: среди того изобилия, которым наполнены наши продуктовые магазины, масла как такового остается все меньше и меньше. При полном попустительстве властей, а иногда и при их поддержке идет тихая замена настоящего масла всевозможными суррогатами и заменителями. При этом у их производителей хватает наглости называть свой товар тем же именем.

Обманка из кокоса

     Во всем мире одновременно с натуральным маслом и маргарином давно признаны так называемые миксты — смеси жиров животного и растительного происхождения. Есть у них и другое название — спрэды. Сразу скажу, что ничего странного или страшного в них нет: кому-то врач порекомендовал избегать холестерина, кто-то просто худеет...

     Проблема в другом. Нигде за границей миксты не называются маслом. Любой иностранец знает: если на упаковке красуется надпись “Butter” (масло), то никаких растительных добавок в продукте нет. Однако у нас в России, как водится, пошли своим путем.

     Десять лет назад в условиях острой нехватки сырья для маслобойной промышленности в страну хлынул поток импортных масложировых смесей. В одночасье между настоящим сливочным маслом и маргарином возник огромный пласт ярко, современно упакованного продукта. Который тоже начали продавать под именем “масло”. “Масло крестьянское”, “Масло городское легкое”, “Масло кулинарное” — список почти бесконечен.

     На самом деле все это были смеси жиров, не имевшие к настоящему маслу ни малейшего отношения. В их состав входили низкие сорта кокосового, пальмового, соевого масел. Любых — только не сливочных. Более дешевые фальшивки начали активно использовать в пищевой промышленности. Никогда не замечали странного беловатого налета на шоколадных конфетах? Как утверждают специалисты, это верный признак того, что при производстве конфет использовалось не натуральное масло, а его “брат” растительного происхождения.

     Более того, по некоторым данным, лжемасло умудрилось затесаться в госрезервы и на склады Минобороны. Когда до кого-то из чиновников все-таки дошло, что же было куплено, только чудом не разразился громкий скандал...

Комбинированная буренка

     Однако даже в нашей стране любой товар нуждается в легализации. А никакого “растительно-сливочного масла” наши ГОСТы не знали и знать не хотели. Всероссийский стандарт утверждал: масло бывает только сливочным — и баста!..

     Мне трудно судить, как именно произошло, но факт остается фактом: в конце 99-го Угличский НИИ маслоделия и сыроделия, за плечами которого было 30 лет борьбы за качество отечественного масла, неожиданно развернулся на 180 градусов. В НИИ были подготовлены документы, разрешавшие заменять в составе продукта молочный жир на растительный до 85 процентов!

     Прошло совсем немного времени, и в марте 2000 года из стен Министерства сельского хозяйства вышел удивительнейший документ. Под названием “Стандарт отрасли. Масло комбинированное. Технические условия, подписанный первым замминистра Михалевым. Это фактически узаконивало в России “смесь молочного и немолочного жиров и/или их композиции”.

     Чем был интересен этот документ? Во-первых, он разрешал производить и продавать “комбинированное масло” под самыми разными названиями. “Кулинарное”, “Городское”, “Городское облегченное”, “Городское легкое”, “Городское сверхлегкое”, “Десертное”... Все зависело от доли жира в составе продукта. Но жира, заметьте, не животного, а уже ЛЮБОГО.

     Особое внимание замминистра было уделено упаковке. Так, “характерной деталью этикеток масла комбинированного (!) являются — голова коровы на фоне цветков подсолнуха, сои, кукурузы, рапса”. Эх, Буренка! Граница на замке.

     На самом деле название “масло комбинированное” — было выбрано удачно. Если верить словарям русского языка, одно из значений слова “комбинация” — это “ухищрение, уловка, маневр для достижения корыстной или другой неблаговидной цели”...

     Однако, похоже, эта удача с названием немного омрачила рассудок чиновников. Иначе с чего бы это замминистра вписал в “Перечень упаковочных материалов, рекомендуемых для фасования масла комбинированного”, одно-единственное название: пленка “Лин Материал” шведской фирмы “Эколан”. Такое ощущение, что других производителей упаковки в мире больше нет — есть только этот.

     Вы вправе возразить: ну и что, ведь там написано только “рекомендовано”? Никто же не обязывает маслозаводы обертывать товар именно этой пленкой! Верно. Вот только подобные “рекомендации” обычно стоят больших денег. И называются лоббированием интересов частной коммерческой структуры...

     Причем и это далеко не все. Еще Михалев умудрился вписать в “Технические требования” такие строки: “массовая доля жидких немолочных жиров и растительных масел должна составлять не более 15% от содержания жировой фазы продукта, массовая доля жира “Акобленд” и других отвержденных жиров — не более 85% соответственно”.

     Заметили? Снова есть конкретный “Акобленд” и есть абстрактные “другие” жиры. Чтобы вы поняли ситуацию до конца, подскажу: “Акобленд” — это продукт шведской фирмы “Karlshamns”, основа для получения “комбинированного масла”.

     Вообще-то в мире существуют и другие жировые смеси, альтернативные молочному жиру, но Михалеву они, видимо, неизвестны...

Война суррогатов

     Впрочем, мы отвлеклись от главного. Возвращаемся к нашему лжемаслу. С того дня, как “Стандарт отрасли” увидел свет, пошел открытый и узаконенный обман людей. В магазины широким потоком начали поступать всевозможные “масло легкое”, “масло облегченное”, “масло мягкое” — не имевшие никакого права называться этими именами. Все они, как правило, являлись смесями жиров растительного и животного происхождения.

     Довольно свежий пример из жизни. Автор этих строк, не поленившись дойти до ближайшего продуктового магазина, первым делом уперся в некое “Кремлевское масло”, гордо украшенное девизом “Нежный вкус сливок”. При ближайшем рассмотрении продукт оказался состоящим из “дезодорированных растительных жиров, воды, сливочного масла” (?! — Авт.), а также бездны эмульгаторов и ароматизаторов, “идентичных натуральным”. Понятно, что “нежный вкус сливок” тут мог пригрезиться только очень больному человеку. Рядом красовался еще десяток наименований того же рода. И самое забавное, что многие люди покупали их, кинув всего лишь один взгляд на упаковку. Мы же доверчивые. Написано “масло” — значит, масло!

     И дело даже не в качестве жировых смесей (это — отдельная тема). Без разницы! “Масло комбинированное” может быть отвратительным и может быть великолепным на вкус. Сейчас речь лишь о том, что товар, продающийся под именем “масло”, сплошь и рядом не имеет права так называться. Почему? А вот если кто-то попытается вам продать мазут вместо бензина, причем на канистре будет написано “Аи-95”, как вы к этому отнесетесь? Вот-вот, и я о том же!

     Наглый обман покупателей продолжается уже не первый год. И все это время вокруг масла (и его суррогатов) идет самая настоящая война. С одной стороны, этот беспредел пытаются остановить Министерство по антимонопольной политике, Национальный фонд защиты потребителей и Молочный союз России. Довольно серьезные организации, верно?

     С другой, всеми силами пытаются отстоять право на выпуск “масла комбинированного” Всероссийский НИИ маслоделия и несколько фирм, зарабатывающих на своем товаре колоссальные деньги. По разным оценкам, торговля суррогатным маслом приносит им прибыль в 300—400 процентов: есть за что биться! Как это ни смешно, но вторые пока что побеждают первых. И даже пытаются от частностей перейти к общему: из стандарта отрасли превратить “комбинированное масло” в Государственный стандарт. К счастью, пока им это не удалось. Но если завтра с прилавков начисто исчезнет сливочное масло, не удивляйтесь. Это будет означать, что “комбинаторы” в очередной раз победили. Они в нашей стране вообще часто побеждают...

P.S. Напоследок несколько советов тем, кто собирается в магазин. Выбирая масло к завтраку, читайте не название или рекламную фразу, а то, что мелкими буквами написано на упаковке. Там, где назван состав продукта. Если в списке есть хоть малейшее количество растительного масла — это уже не масло. Если там значатся эмульгаторы, красители, ароматизаторы — то же самое. Натуральные сливки не мешаются со всей этой химией. Если на упаковке вместо ГОСТа стоит ТУ — значит, продукт выпущен, скорее всего, по тому самому документу Минсельхоза о “масле комбинированном”. И оно, увы, тоже далеко не “масляное”! (“Московский комсомолец”, 29.08.2001)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 06.12.2019
    USD63,8135-0,3813
    EUR70,7245-0,3841
    E/U1,1083+0,0006
    БВК66,9234-0,3826
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности