Игорь ЛИСИНЕНКО,
зампред Комитета Госдумы РФ по собственности (фракция ОВР):
- Реальный продукт, а не хитрые схемы и долги, - уточняет Игорь Васильевич.
Его собственная биография отражает частицу новейшей истории зарождения среднего класса в России. Со студенческой скамьи Военного института иностранных языков он был призван в армейские ряды. Воевал под Кандагаром, был ранен и награжден орденом Красной Звезды и медалями. После армии ветеран афганской войны занялся бизнесом и преуспел в этом, создав известную в Москве фирму "Майский чай". Ныне он вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, участник Давосского Форума, доктор экономических наук. В Госдуме 37-летний депутат активно принялся за работу над законами по поддержке отечественного предпринимательства. По его инициативе фракцией ОВР внесен ряд конкретных законов, способных разрешить многие проблемы предпринимательства. Это прежде всего блок законопроектов, направленных на снижение налогов для малых предприятий и товаропроизводителей, новый вариант закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", преследующий цель упростить вхождение в бизнес для тех, кто хочет открыть свое дело. Большое значение придает И.Лисиненко принятию закона "О борьбе с коррупцией", направленного против чиновничьего беспредела. Фракция ОВР намерена также добиться принятия закона "О гарантировании вкладов граждан в банках
- Я бы слукавил, если бы сказал, что предпринимателей сегодня можно собрать вокруг каких-то благородных идей, -рассказал И.Лисиненко. - Это было бы идеально, но при сегодняшнем состоянии общества и морали далеко не все предприниматели руководствуются в своих делах высокими соображениями. Более реально собрать предпринимателей, например, вокруг общих интересов. И это тоже неплохо, потому что интересы бизнеса - это, по большому счету, и есть интересы экономики. В интересах любого бизнеса снизить налоговое бремя, особенно это касается сферы производства, где налоги таковы, что делают невыгодным любое серьезное дело. Чиновники опутали бизнес таким количеством ограничений, что без согласования с ними шагу не ступишь. Дело дошло до того, что государственное законотворчество превратилось в придаток частной лавочки отдельных бюрократов. Мы иногда удивляемся: зачем государству нужно какое-нибудь бредовое постановление или инструкция, а если вдуматься, вовсе не государству это нужно - эта бумага работает на карман той или иной бюрократической касты. Большинству предпринимателей ,подобные игры не нужны. Предоставьте любому бизнесмену выбор: получить законным путем одну лицензию или десяток разрешений, но за взятки. Думаю, большинство выберет цивилизованный путь.
- Как, на Ваш взгляд, можно создать (или укрепить) положительный имидж российского предпринимателя в общественном сознании
- Реабилитировать имидж российского предпринимателя смогут те, кто готов работать по правилам цивилизованного рынка. Это те реальные предприниматели, чей успех зависит от эффективности созданного ими бизнеса, а не от связей с властными структурами, близости к бюджетной кормушке, кредитам, полученным обманом, и т.п. Честных бизнесменов немало, но пока они разобщены и не осознали себя единой, перспективной общественной силой. Тем не менее, эволюция предпринимательства в России началась, как минимум, полтора года назад - с августовского кризиса 1998 года. За разрозненными фактами передела собственности, который с тех пор резко активизировался, стоит одна тенденция: предприниматели, создавшие "пирамиды" из кредитов и бюджетных средств, теряют позиции. Выживают и развиваются те, кто может предложить рынку что-то реальное. - Вы не считаете, что в Госдуме нужно создать группу лоббирования интересов предпринимателей? - Ключ к отстаиванию интересов реальной экономики на законодательном уровне - объединение депутатов вокруг решения проблем, важных для страны. Вполне реально из объединений вокруг разных экономических законов постепенно сформировать некий постоянный костяк - своего рода межфракционное объединение прагматиков. Создать механизм лоббирования интересов экономики в региональных законодательных собраниях в чем-то проще, а в чем-то сложнее, чем на федеральном уровне. Дело в том, что законодательные органы регионов, как правило, больше зависят от губернаторов и президентов республик. Если глава региона мыслит прогрессивно, то и с экономическим законотворчеством легче, не случайно многие прогрессивные законы в регионах были приняты раньше, чем на федеральном уровне (скажем, законодательство о купле-продаже земли).
Вел беседу Василий ТРЕСКОВ.