ЛИЗИНГ: МОСКОВСКИЙ ВАРИАНТ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛИЗИНГ: МОСКОВСКИЙ ВАРИАНТ

Многие наши предприниматели в восторге от "забугорного" лизинга. Они не то читали, не то слышали, будто там с клиентов не требуют дополнительного обеспечения, ибо само имущество и есть это самое обеспечение. Оно, дескать, принадлежит компании, которая в любой момент может затребовать его - реализовать, не потерпев финансовых убытков.

А вот в Московской лизинговой компании условия сделок довольно жесткие. Так ли это?

Действительно, в плане правовом имущество является обеспечением. Но в нашей стране не развит вторичный рынок, посему компания в основном как бы исполняет функции финансовой структуры. Ее удел - покупка имущества для последующей передачи в лизинг, выделение средств под эти цели. Если клиент возвращает имущество, его далее можно передать в аренду, реализовать-продать. Но в действительности (особенно, когда уникальное оборудование) осуществить это бывает сложно. Для такой деятельности нужны люди, может быть даже, технический отдел, менеджеры, которые будут как-то "раскидывать" неликвиды. И еще. Московская лизинговая компания выполняет определенные программы правительства Москвы, связанные с развитием предпринимательства, увеличением числа рабочих мест. Поэтому, конечно, есть интерес в том, чтобы каждая сделка была доведена до конца, чтобы клиент с помощью компании мог развить свое производство. Отсюда - значительные риски. Вот и приходится требовать дополнительный залог - за пользование, за аренду. Причем, мало вероятно, что компания этим залогом воспользуется: в 99 случаях из ста имущество переходит в собственность получателя. Штрафные санкции, судебные разбирательства - редкость. Здесь от этого стараются уходить.

Надо сказать: в стрессовые моменты нашей экономики компания максимально способствовала клиентам в реструктуризации возникших долгов - давала возможность отсрочить платежи, увеличить срок сделки; пересмотреть, быть может, условия договора. Или же наоборот - оставить все, как было. Так, во время августовского кризиса Московская лизинговая по всем своим проектам не изменяла условий. Те 20% годовых сохранялись до конца 1998 г. даже для клиентов, что пришли после августа. Скорректируй тогда компания действия согласно курсу доллара, многие зависимые от нее МП оказались бы на грани банкротства. Но - друзья познаются в беде: компания помогла своим клиентам достойно выйти из той кризисной ситуации. Случаев неплатежей, расторжения договоров было буквально 3-4. Такое незначительное их количество могло бы быть и без всякого кризиса...

В более благополучное время компания столь же по-доброму относится к клиентам. Основные ее контактеры - представители малого бизнеса. Большинство их только-только выходит на рынок; нет пока у них банковской, кредитной истории. Нет ни опыта, ни имущества, ни оборудования. Нет каких-то наработанных связей, надежных поручителей. Есть лишь желание - получить оборудование и на нем работать... Но компания не может просто так, не глядя, наделять всех подряд средствами производства до тех пор, пока ее собственные финансовые ресурсы не истощатся. Должно быть сколь-либо приемлемое юридическое обеспечение сделок. Это - одна из основных проблем.

- Специалистам компании постоянно приходится разрабатывать и применять довольно-таки гибкие и обширные системы с использованием всех способов обеспечения, имеющихся в нашем гражданском праве, - говорит заместитель генерального директора Московской лизинговой компании Юрий Лебедев. - Таковыми, к примеру, могут быть залог товаров в обороте, иное имущество, в том числе недвижимость; поручительство, начальный повышенный платеж.

Некоторые особенности процесса. Эксперт принимает заявку от потенциального клиента, дает ему список документов, необходимых для получения имущества в лизинг. Далее вступает юрист: проговариваются схемы обеспечения сделки, после чего клиент может взять тайм-аут - окончательно взвесить свои возможности. Затем уже, с учетом конкретных факторов, совместно вырабатывается оптимальное решение. По сути, юридическая служба не только подсказывает подопечному верный ход, составляет сам договор со всеми приложениями и дополнениями, но зачастую упреждает его от опрометчивого действия. Например, в качестве залога клиент нередко предлагает недвижимость. При этом не очень-то себе представляет, во что встанет ему данная процедура. Требуется нотариальное обеспечение; обязательны государственная регистрация недвижимости, предъявление прав на землю, где стоит это имущество. Коль земля на правах собственности, правах аренды, необходимо также закладывать и эти права. Все это довольно сложно - по срокам и по деньгам. Одно только нотариальное обеспечение обходится в 1,5% от цены недвижимости; деньги эти сразу должны быть "выброшены". На это имеет смысл пойти лишь в случае крупного проекта.

целом же у компании достаточно рычагов - ее договоры с юридической, правовой точки зрения, выглядят вполне сбалансированными и жесткими. Тем не менее, здесь всегда стараются пойти навстречу предприятиям. Поддержка эта не просто в том, чтобы выделить деньги или имущество; надо еще понять, что за бизнес, как помочь в его развитии? Может быть, при необходимости, пойти на некоторые временные послабления. Иной раз надо поверить предприятию. Поверить, чтобы не губить.

Работа в компании сплошь творческая. И даже в автотранспортном отделе, где казалось бы, существует единый проект, по словам начальника отдела Анатолия Абраменко, не все делается под копирку. Если, скажем, речь идет об одной машине, условия ее передачи в пользование могут быть и такими: наличие оборотов по банку, возможность безакцептного списания; повышенный первый платеж - допустим, 20%. В автотранспорте, как правило, нуждается тот, кто уже имеет какой-то свой бизнес. Посему - элементарная на этот счет проверка: фирма создана не "вчера", зарегистрирована, реально существует - ну и достаточно. Когда же клиент просит 5, 10 машин, это уже серьезно. Приходится более тщательно выяснять, что за фирма и каковы ее гарантии. "Аристон", к примеру, за 20 машин предоставил Московской лизинговой компании банковское поручительство. То был удачный и относительно простой в исполнении проект: фирма известная, с кредитной историей. Не случайно, что многие компании, в отличие от Московской лизинговой, предпочитают работать исключительно по-крупному: больше выгоды, меньше хлопот...

Начальник отдела оборудования Елена Першина поясняет: каждый проект здесь сугубо индивидуален. Имеют значение не только бизнес-план и направление развития будущего МП, но и личность человека, стоящего за этим делом. Посему эксперт должен быть еще и психологом. Он должен определить: халявщик перед ним или же человек, для которого бизнес - призвание. Сделать это очень сложно, в компании были и ошибки, и провалы. Но положительных примеров все-таки гораздо больше.

Как-то пришел молодой человек, желавший заняться печатанием фотографий. Просил приобрести ему фотолабораторию. Принес хорошо разработанный, четкий бизнес-план, маркетинговые исследования. Проект прекрасный, но - без обеспечения. Риск был 100%. Но в Московской лизинговой поверили (вряд ли какая другая компания пошла бы на это), и за 4-летнее сотрудничество Антон Трусов (так зовут того парня, ныне - директора фирмы "Пятый океан") уже третий раз приобретает здесь различное оборудование, в т.ч. для расширения производства: у фирмы уже более 25 приемных пунктов по Москве.

В это же время был досадный промах, когда просители линии по выпечке хлеба опять же все дельно обосновали - явили прекрасный бизнес-план по пекарням. Вроде бы проблем особых быть не должно, в этом бизнесе существовала-таки потребность. Но владельцы не смогли поднять дело, и буквально через 3-4 месяца компании пришлось заняться возвратом данного оборудования. А это - целая эпопея... Казалось бы, исходные точки у данных проектов одинаковы, но: кто-то смог, кто-то - нет. То есть отсутствовали организаторские способности. Задача эксперта - разглядеть организатора дела.

В этой связи один показательный пример с ныне известной "Дана и К" - предприятием по производству и розливу воды. Риск был огромный: затея страшно дорогая; будущий же директор Андрей Сорокин - парень молодой, без специального образования, опыта деятельности. Но природа дала ему быть хозяином, предпринимателем. Практически на пустом месте создал он производство - построил помещение, вырыл колодец... Сейчас это завод, выпускающий напитки в большом ассортименте и в больших объемах. Здесь, можно сказать, помогли обстоятельства. Дело было очень нужное: интересы правительства Москвы, возможности лизинговой компании и желание самого Андрея полностью совпали. И тем не менее... для Сорокина была приобретена дорогая линия на несколько миллионов долларов. Это очень долгий лизинг, рассчитанный минимум на 10 лет. Параллельно идет еще несколько договоров по поставкам лизинговой компанией дополнительного оборудования к этой большой линии по выпуску бутылок и розливу. По лизингу также куплены электрокары, установки для производства углекислого газа, сделан ангар. Сейчас для "Дана и К" прорабатывается контракт с Австрией на сумму 200 тыс. долларов.

нтересными все же бывают формы залога. Фирма "Арт-лоджиг" обратилась в Московскую лизинговую с просьбой приобрести лазерный гравировальный автомат для изготовления типографских шаблонов. В качестве обеспечения была предложена гарантия выкупа оборудования продавцом - по остаточной стоимости. Фирме этой нелегко, она только начинает работать и направление деятельности всего одно. То есть доход - лишь от данного производства. Были некоторые задержки с выплатами по лизингу. Но компания пошла навстречу - продлила срок платежей, после чего "Арт-лоджиг" вошел в норму; замечаний ныне никаких.

Обращений в отдел много. В день - от 5 до 15 звонков, 5-7 встреч. Из них может получиться 1-2 заявки, финансируемых же может вообще не быть. К тем, кто "с нуля", отношение ныне более настороженное. Увы: Московская лизинговая компания все-таки не благотворительный фонд... Да и рынок по части малого бизнеса в столице достаточно насыщен. Все, что пользуется спросом, "схвачено". Более всего компания сейчас занята расширением и развитием сфер деятельности уже существующих МП. Сделки теперь в основном в пределах от 5 до 30 тыс. долларов. При больших суммах - индивидуальный подход. Вообще в отделе оборудования не бывает общих условий.

Но в то же время, здесь считают: предприниматель с "жилкой" даже на плотном рынке всегда найдет себе место. И пусть не будет обеспечения, компания по-прежнему готова помочь хваткому человеку "раскрутить" дело. Вот только как такого распознать?..

Московская лизинговая компания:

г.Москва, ул. Болотная, 12, стр. 3.

тел.: (095) 234-53-73,

факс: (095) 234-53-73*333,

e-mail: kolomeytsevv@binec.ru,

int: www.ml.ru

Владимир ВОЖИЧ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>