Динамика малого бизнеса подает тревожный сигнал: в 1999 году численность МП составила 96,8% от численности 1995 года. Имеет место общее снижение средней численности занятых на МП практически во всех отраслях экономики - с 17 человек в 1995 г. до 8-и в 1999-м. Только треть предприятий специализировались на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ, остальные же функционировали в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг. В среднем на 1000 человек населения по экономическим районам России приходится 6 малых предприятий (в развитых странах - 20 МП). Мировому уровню соответствуют только Москва и Санкт-Петербург. На долю постоянно занятых в секторе МП приходится не более 13% от общей численности экономически активного населения.
Не выполняет своих функций даже базовый закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который должен был стать актом прямого действия для субъектов Федерации и базовым - для других нормативно-правовых документов. К сожалению, формулировки отдельных статей имеют расплывчатый характер и не отражают адресность исполнения. Если говорить о конкретных статьях, они требуют следующих редакционных изменений:
- по статье 2. Конкретизировать принципы, направления и методы государственной поддержки на ближнесрочную перспективу (3 года). Изъять критерий "не менее 50 процентов". - по статье 3. Более четче определить количественные и качественные критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства, ремесленничества и т.п
- по статье 4. Дать ссылку на документ, определяющий организацию (держателя Реестра малых предприятий), регламент процедур регистрации и ликвидации предприятия и ответственности за его выполнение
- по статье 5. Дать ссылку на откорректированные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О едином налоге на вменённый доход для определенных видов деятельности" - в части предоставления форм отчетности, согласованных с Международным и отечественным стандартами бухгалтерского учета. - по статье 7. Содержание статьи должно отражать перечень основных мероприятий Федеральной программы на 3-летний срок - с указанием источников, исполнителей и сроков исполнения мероприятияпо статье 11. Вместо льготного кредитования дать критерий гарантийного обеспечения деятельности малого предпринимательства.
- - по статье 17. Должна раскрывать инвестиционно-имущественную поддержку малого предпринимательства. Дать соответствующее этому содержанию название статьи. Что касается нормативно-правовой базы по проблемам налогообложения, то необходимо разработать закон, в котором при сохранении принципа упрощения системы налогообложения, учёта и отчетности установить единый налог от валового дохода предприятия с максимальной предельной величиной, равной 10%. При этом переход на использование указанной системы должен носить добровольный характер, налоговое же изъятие - производиться по результатам деятельности, а не в форме авансированного платежа. Применение таких принципов позволит не только расширить количество действующих предприятий, но и значительно упростит процедуру контроля
Необходимо разработать и принять следующие федеральные законы: "О защите прав и законных интересов предпринимателей", "О венчурном инвестировании", "Об обществах взаимного кредитования и взаимного страхования", "О франчайзинге", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Причем, должны быть откорректированы соответствующие статьи или положения в законах, сопредельных с действием законов указанного сектора экономики, например, закона "О лизинге" раздел "Аренда", подраздел "Финансовая аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законы "О рекламе", "Об общественных объединениях", "О сертификации продукции и услуг", Таможенный кодекс и др
Александр ШУТКИН,
экономист.