Виртуальный банк данных, содержащий сведения о российских специалистах-разработчиках высоких технологий, несомненно заинтересует руководителей малых предприятий как в России, так и на Западе. Об этом размышляет эксперт по инновационному предпринимательству НПП “Торий” Виктор ТИТКОВ.
В России давно идут дискуссии о гигантском научно-техническом потенциале страны, о том, где он сосредоточен, как его оценить и рационально использовать. До сих пор нет общепризнанных оценок этого потенциала, но, по американским расчетам, интеллектуальная собственность России достигает 400 миллиардов долларов. Опыт последних лет убеждает, что в будущем, пожалуй, только интеллектуальный капитал России останется интересным как для внутреннего потребителя, так и для зарубежных партнеров. Но интеллектуальный капитал - это знания, имеющие потенциальную ценность, то есть идеи, и люди - специалисты, которые их создают. Интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он соответствующим образом не учтен и не защищен в правовом отношении. Поэтому, к нашему сожалению, для прагматичного Запада он не стоит ни цента, потому что Россия не способна и даже не хочет защитить свои права на этот капитал. Западные ученые и компании с чистой совестью используют наши идеи и наших специалистов, защищают свои права на них патентами, создают экспериментальные образцы и выпускают их на рынок. В случае успеха они получают все - общественное признание, научные премии, инвестиции и прибыли.
Россия в лице государства, предприятий и научных организаций не ценит свой интеллектуальный капитал, то есть людей, производящих знания, идеи, а также сами знания. В этой ситуации ученые и специалисты возлагают свои надежды на частное предпринимательство, лидеров малых и средних предприятий, которые вкладывают деньги в патентование и продвижение на рынок российских высоких технологий, часто полагаясь только на интуицию и веря в автора технологии. Сегодня существенная доля населения связана с малым бизнесом. В Москве около 50 тысяч малых предприятий в той или иной степени имеют отношение к высоким технологиям. Принят ряд законов и программ поддержки малого предпринимательства, которые выполняются с разной степенью успеха.
Но в целом потенциал малого бизнеса, особенно в промышленности, используется недостаточно. Между тем, многие ученые и инженеры обладают знаниями, уникальными даже по мировым стандартам, а Академия наук, отраслевая наука и предприятия еще имеют в своем распоряжении полигоны, оборудование, аппаратуру и инфраструктуру, которые вполне можно использовать в малом инновационном бизнесе. Дело упирается в финансирование новых проектов, но есть и такие, которые можно решить, не требуя государственных средств.
Начать следовало бы с анализа количества и качества специалистов высоких технологий, поскольку кадры являются и "генераторами" и носителями этих технологий. Проблема эффективного использования специалистов высоких технологий за рубежом тесно связана с явлением, называемым "утечкой умов". Свое название это явление получило после отъезда многих английских ученых в США после второй мировой войны. Тогда речь шла о сотнях ученых и инженеров. Сегодня высокотехнологичные отрасли промышленности, определяющие технический и материальный прогресс в мире, по своей сути являются глобальными. Они не могут обойтись без обмена товарами, информацией и специалистами. Миграция специалистов приобрела глобальный характер. Тысячи и десятки тысяч специалистов из разных стран ежегодно меняют место работы и пересекают государственные границы. Зачастую научные конференции и симпозиумы инженерных обществ превращаются в биржи труда. Специалисты едут на эти встречи вместе с женами, чтобы оперативно принять решение о смене места работы. Мобильность кадров даже считается одним из положительных характеристик высококвалифицированной рабочей силы. Но лишь внутри национальных границ. Трансграничная миграция ученых вызывает опасения в односторонней утечке технологий.
Все чаще на Западе разработчик высокой технологии предлагает себя в качестве реализатора своих идей и их продавца, открывая малое предприятие. Например, в США малые предприятия составляют почти 99% всех фирм, и на них работает больше половины всех занятых в частном секторе. Малые предприятия выдают более половины всех новаций и обеспечивают около половины национального продукта. В Японии квалифицированный персонал считается самым ценным капиталом предприятия, с которым оно не расстается даже в периоды кризисов. Если сотрудник предприятия создает свое дело, то организуется дочерняя фирма с участием материнской компании.
бладание высококвалифицированными кадрами приравнивается развитыми странами по значению к стратегическим ресурсам (золотому запасу, валютным резервам, территории, населению, запасам сырья). В современном мире идет постоянная борьба, если не война, за обладание интеллектом и за доступ к его источникам. Следствием этой борьбы является миграция умов через национальные границы. Процесс этот уже превратился в международную проблему, требующую экономической оценки и компенсации. Прежде всего, от нее страдают страны третьего мира, которые, по их утверждениям, финансируют развитие США и других стран: молодые люди, получившие образование на Западе, далеко не всегда возвращаются на родину.
В силу дороговизны, ненадежности и медлительности традиционные способы подготовки и поиска кадров высшей квалификации с помощью агентств по найму исчерпали себя. Между тем, потеря квалифицированного специалиста вполне может поставить малый инновационный бизнес на грань краха. До сих пор подготовка кадров считалась личным делом специалиста, и государство или предприятие влияли на обучение лишь через систему образования или переподготовки. В эпоху высоких технологий рост стоимости подготовки высококвалифицированного персонала потребовал более активной роли самих предприятий и более достоверного анализа процессов глобального обмена кадрами.
В ряде стран весьма бережно относятся к своим высококвалифицированным кадрам. Например, в Южной Корее Миннауки и технологий ведет банк данных на 10 тысяч корейских ученых и инженеров, работающих за рубежом. Им оказываются всесторонняя помощь и содействие со стороны властей Южной Кореи. Стремительный взлет экономики этой страны стал возможен, прежде всего, благодаря этим специалистам.
Процесс утечки умов болезненно затронул Россию. Несколько лет назад Запад обещал принять 200 тысяч ученых и специалистов из России. Сегодня общие данные о количестве уехавших отсутствуют. Но складывается впечатление, что в последние годы этот процесс стал стихийным. Предсказываемого в начале 90-х годов бегства ученых из России не произошло, но условия их жизни год от года продолжают ухудшаться. Российское государство в лице чиновников проводит политику невмешательства в процесс миграции российских ученых: отъезд любого гражданина за рубеж или его возвращение стал, к сожалению, его частным делом.
Виктор Титков,
начальник отдела инновационного
проектирования ФГУП НПП "Торий".
Для контактов - Тел.: 358-7524, 332-9662.
(Окончание следует)