УЧЕНЫЕ ПОДГЛЯДЫВАЮТ ЗА РАБОТОЙ НЕЙРОНОВ

УЧЕНЫЕ ПОДГЛЯДЫВАЮТ ЗА РАБОТОЙ НЕЙРОНОВ

Работа группы ученых из National Institute of Mental Health, опубликованная в журнале Science, подлила масла в огонь в давнишнем споре о том, как проходит процесс визуального распознавания изображений в головном мозге. Существуют две основные теории. Первая утверждает, что в мозгу функционирует одна высокоразвитая область, ответственная за распознавание всех типов объектов. Другая допускает, что различные категории объектов распознаются своим независимым сектором мозга. Работа, о которой идет речь, подтверждает как раз вторую теорию. Исследователи говорят, что они способны определить при помощи магнитно-резонансного сканирования, на что смотрит человек в зависимости от характера активности мозга в конкретный момент. Ученые сконцентрировали свою работу на исследовании распознавании нескольких объектах - лица, дома, обувь, стулья, кошки, бутылки и ножницы. Каждой категории соответствовал свой особый характер ответной реакции мозга. Скептические отзывы на работу говорят о том, что количество выбранных объектов недостаточно для столь поспешных выводов. Ученые также жалуются на то, что технический прогресс еще не дошел до уровня, необходимого для изучения мозга. Для того чтобы лучше понять процессы, происходящие в нем, необходимо их наблюдение во времени, а не просто "фотография", фиксирующая определенный момент деятельности мозга. Сегодня же ученые могут "заглянуть" лишь в какую-то довольно обширную часть мозга, а не в каждую отдельно взятую клетку, где, по всей вероятности, и кроются секреты.

Однако, похоже, такая возможность не за горами. В одном из последних номеров журнала Neuron немецкий профессор Winfried Denk сообщает, что ему и его помощникам удалось установить в мозгу лабораторной крысы небольшой, но довольно мощный микроскоп. Ученым пришлось преодолеть множество технических проблем. Среди них миниатюризация аппарата с тем, чтобы он не мешал животному двигаться; освещение нейронов и передачу изображения на компьютер; а также стабилизация изображения, чтобы движения животного не отражались на результатах. Исследователи внедрили хирургическим путем микроскоп в мозг крысы. Освещение обеспечивалось посредством оптического волокна, через которое передавались также изображения. Теперь исследователи заняты изучением изменений в нейронах крысы в процессе сна и обучения. (Новости науки от михаила Висенс, 08.10.2001)