По закону на долю МП должно приходиться не менее 15% горзаказа, в действительности же - всего 2-3%. И прорыв к этому "пирогу" - процесс довольно тяжелый.
По мнению председателя комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирины Рукиной, пока монопольно существуют государственные унитарные предприятия (а в Москве их более 1100!), дорога МП здесь будет перекрыта: основные деньги заказа - именно в сфере городского хозяйства. Сам же заказ, а также поставки для городских нужд и т.д. - это две трети бюджета столицы. Легко представить себе, что это за цифры…...
Закон о городском заказе принимался в очень непростой обстановке - без малого полтора года назад, - рассказывает Ирина РУКИНА. - Практически депутаты были вынуждены пойти на некий "рамочный вариант" закона. Ибо ждать далее сколь-либо определенного решения было нельзя - законодательные прорехи в сфере горзаказа всегда приводят к достаточно серьезной коррупции. Тем не менее, со времени принятия городского заказа не был выпущен ни один распорядительный документ правительства Москвы. До сих пор я слышу разговоры о подготовке этих замечательных бумаг, однако каждый отраслевой комплекс по сей день имеет свою систему формирования и распределения горзаказа. Потому нет единого положения о тендерах, о конкурсных комиссиях. Последние в основном, состоят из чиновников.
- Получается, с принятием закона о горзаказе по сути ничего не изменилось…...
- Подвижки определенные есть, во многом даже серьезные. Но основная задача, конечно, не решается - к ясности и прозрачности этого процесса мы до сих пор не пришли. Потому у меня возникла мысль раскрыть или как мы, депутаты, говорим, "распечатать" закон. Лично я внесла в него 13 поправок, всего же их было более 90. Таким образом, в конце прошлого года началось новое рассмотрение закона в т.ч. и по вопросам малого бизнеса - то, чего не было в его первом, рамочном, варианте. Появились, например, статьи, вводящие необходимость бесконкурсного распределения городского заказа для инвалидных МП. По другим статьям заказчик обязан размещать в субъектах малого предпринимательства долю от общего объема горзаказа не менее 15%. Не "может", как было, а именно - "обязан"! Но это все поправки, их еще должна принять Гордума в третьем чтении... Мы ввели и еще один достаточно важный момент. На сегодня МП в торговле - 60-65%, в посреднической деятельности - 16-18%, в производстве - всего 8-12%. Получается, самые важные направления деятельности в общей доле представлены крайне слабо. Потому здесь есть некая возможность перераспределения в пользу производства и услуг. Для уменьшения количества посредников мы ввели фразу об обеспечении участия в горзаказе организаций и предприятий, имеющих собственные производственные фонды, включающие трудовые и материальные ресурсы. Кроме того, у нас появился отдельно организатор конкурса. Формирующий, в свою очередь, конкурсную комиссию, в состав которой обязательно включаются представители пользователя продукции, госзаказчика, общественных организаций и т.д. То есть в каждую конкурсную комиссию обязательно войдут не только чиновники, но и, скажем, представители профсоюзных или иных общественных организаций предпринимателей. Таким образом, мы обяжем включить малый бизнес и в сферу, где он не был представлен - в городское хозяйство - точку приложения сил для многих МП!
- Ирина Михайловна, будут ли здесь "учет и контроль"?
- Самое главное - то, что ТПП, гильдии, ассоциации и союзы предпринимателей должны будут взять на себя контроль по исполнению этого закона - отслеживать ту самую квоту и прозрачность процесса. Тем более, что итоги конкурса будут подлежать обязательному учету в специальном Реестре государственных контрактов. Там должно быть все: сроки и номенклатура поставляемой продукции и главное - исполнитель заказа. Можно отследить и 15% - получил малый бизнес свою долю или нет? Порядок ведения Реестра устанавливается правительством Москвы; после введения этого закона как раз должны будут появиться конкретные правовые механизмы. Речь идет о Реестре выполнения горзаказов. Этот Реестр, как мне кажется, должен быть при Казначействе. Перечисление средств должно производиться только при наличии записи в Реестре о заключении данного контракта. Это дает возможность оплаты горзаказа поэтапно, по мере выполнения. А в округах, на местах реестры должны вести, допустим, те же ДЕЗы. К сожалению, в этом законе нет перехода к территориям - нашей комиссии не дали этого сделать. Думаю, в этом месяце пройдет третье чтение новой редакции закона. И очень важно, чтобы предприниматели поддержали депутатов.
Вел беседу Владимир ВОЖИЧ.