ЮРИЙ ЛУЖКОВ: ЗА ТО, В ЧЕМ УВЕРЕНЫ, НАДО БОРОТЬСЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЮРИЙ ЛУЖКОВ: ЗА ТО, В ЧЕМ УВЕРЕНЫ, НАДО БОРОТЬСЯ

Я рад очередной встрече с самой многочисленной группой трудящихся Москвы - представителями малого бизнеса Москвы - на очередной городской конференции. Думаю, что сегодня нет необходимости нам в очередной раз доказывать очевидный тезис о том, что без широкомасштабного развития деловой активности граждан, которая находит свое выражение в малом и среднем предпринимательстве, невозможно построение подлинно демократического, процветающего общества. Очень жаль, что до сих пор этого не осознали наши федеральные власти, которые за последние годы ничего не сделали для поддержки малого предпринимательства. Скорее сделали многое, чтобы оно не развивалось. Обидно, потому что при другой политике страна сейчас была бы другой. Но это сюжет большой политики. Вы люди с понятием и осознаете, что мы сейчас находимся не только на рубеже нового тысячелетия, но и на рубеже нового будущего России.

Сегодня я хочу перед вами отчитаться, что нами было cделано в отношении малого предпринимательства, что собираемся сделать. 17 августа прошлого года по всей российской экономике был нанесен сокрушающий удар, последствия которого продолжают оказывать негативное влияние и сегодня. Никогда еще за 12 лет своего существования малый бизнес не находился в столь сложном, я бы сказал, критическом состоянии. В результате обвала банковской системы, резкого снижения курса рубля многие малые предприятия практически прекратили свое существование, либо резко уменьшили объемы производства и торговли. Много было и таких, которые ушли в” тень”, прекратив выплаты в бюджет. Перед нами встала необходимость принятия экстренных мер по смягчению последствий финансово-экономического кризиса как для экономики города в целом, так и для малого бизнеса в частности.

Третья городская комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства, принятая в начале 1998 года, была в основном направлена на повышение эффективности работы малых предприятий, число которых к 1998 году достигло уровня крупнейших городов мира.. После 17 августа задача коренным образом изменилась - мы вновь столкнулись с проблемой количественного роста сектора малого предпринимательства, то есть мы были отброшены на несколько лет назад. От полного крушения нас спасла природная приспособляемость к самым сложным условиям и то, что к этому моменту в Москве была создана целостная система поддержки малого предпринимательства. Это позволило достаточно быстро переориентироваться на решение задач, отвечающих создавшемуся положению. В соответствии с ситуацией комплексная программа была скорректирована и предусмотрены меры, направленные на помощь начинающим и действующим малым предприятиям в условиях финансового кризиса. Вот некоторые из них.

Создан целевой фонд нежилых помещений. Особенность этого фонда состоит в том, что субъектам малого предпринимательства предоставляется право выкупа нежилых помещений на льготных условиях с рассрочкой на 10 лет. Ставка по аренде нежилых помещений для малых предприятий зафиксирована на докризисном уровне, а для ремесленников - даже снижена на 20%. Дополнительные средства направлены на увеличение объемов оборудования, предоставляемого малым предприятиям через механизм лизинга. Вообще говоря, лизинг оборудования показал себя с самой лучшей стороны и мы намерены и дальше развивать эту форму инвестиционной поддержки малого бизнеса. У нас в стране в какой-то степени распространен крупный лизинг, например, самолетов, а вот приоритет работы с малыми предприятиями принадлежит Москве. Мы первыми в России создали специализированную лизинговую компанию, которая доказала надежность и эффективность лизинговых операций именно в малом бизнесе. Мы надеемся и дальше развивать это направление.

Очень большую помощь по выходу из кризиса оказали территориальные агентства поддержки предпринимательства. Созданные в каждом административном округе, они стали сейчас образовывать микроагетнства в муниципальных районах, на их базе организовано бесплатное консультирование малых предприятий города. Территориальным агентствам переданы определенные функции по регистрации малых предприятий, что позволит в значительной степени сократить временные и финансовые затраты предпринимателей.

Проблема неравномерного распределения малых предприятий по территории Москвы, особенно нехватка предприятий потребительского рынка и услуг в новых "спальных" районах, потребовала от Правительства Москвы принять меры по стимулированию деятельности предприятий бытового обслуживания и розничной торговли, работающих в районах жилой застройки. Так, были освобождены от уплаты торгового сбора малые предприятия быстрого питания, розничной торговли и бытового обслуживания, действующие в “спальных” районах города.

И еще об одном, очень важном для нас деле хочу сказать. Летом этого года в Москве принят закон о ремесленной деятельности. Этот закон дал сильный импульс развитию данного вида деятельности и открыл перед ним новые возможности. Образована Московская Палата ремесел, при непосредственной поддержке префектур в округах создаются дворы и улицы ремесел. Все это новые рабочие места, новые товары и услуги, это, в конечном счете, возрождение российских традиций нашей многовековой культуры.

Ни для кого не секрет, что частному предпринимательству мешают разного рода искусственно созданные препоны, которые принято называть бюрократическими барьерами. Процесс их устранения совсем не простой, как может показаться на первый взгляд. Он неизбежно будет наталкиваться - и это уже происходит - на активное противодействие и отдельных структур, и отдельных чиновников, отстаивающих свои либо узковедомственные, либо личные, но ничего общего не имеющие с государственными, интересы. Вот совсем свежий пример.

На последнем заседании Правительства Москвы возник спор между нашей Гильдией пекарей и руководством Лицензионной палаты. Известно, что в соответствии с законом Российской Федерации должно осуществляться лицензирование малых хлебопекарных предприятий. Для нашей лицензионной палаты один раз получить лицензию для малого предприятия оказалось недостаточно. Она выпускает документ, согласно которому при расширении производства или увеличении номенклатуры продукции необходимо проходить повторное лицензирование. При полном согласии сторон мы решили, что если Мэру Москвы будут предоставлены документы, которыми устанавливается обязательность этой самой перерегистрации, то один из руководящих работников Лицензионной палаты потеряет свое место работы. Я вчера убедился в том, что эти незаконные требования оформлены документом.

Мы создали Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы, задачей которой является организация работы по устранению этих самых барьеров. Я являюсь председателем этой комиссии.

Мы уже приняли решение об упрощении ряда разрешительных процедур, начиная с процедуры регистрации предприятий. Кроме того, комиссия рассматривает конкретные жалобы предпринимателей на неправомерные действия чиновников, виновные в волоките и ненадлежащем исполнении своих обязанностей уже понесли заслуженные наказания.

Отвлекусь от доклада. Я попросил Евгения Владимировича ( Е.В. Егоров- руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, министр Правительства Москвы - ред.) схематически изобразить, какие процедуры нужно пройти, сколько и где согласований получить, сколько денег заплатить - официально - чтобы открыть химчистку. К своему стыду должен сказать - не хватило самого длинного участка стены в моем кабинете, чтобы разместить эту схему. И после того, как эта схема была наглядна продемонстрирована членам Правительства, началась работа по упрощению этого процесса, и я подписал постановление о резком сокращении количества согласований, подписал вопреки мнению целого ряда наших структур. Может быть, по формальным признакам их замечания являются обоснованными, но по существу получается, что этими процедурами мы сегодня не даем возможность рождаться новым предпринимательским структурам. Отказ этого процесса, естественного процесса, означает потерю в экономическом и социальном потенциале города. Сегодня в силу того, что в Москве малое предпринимательство активно развивалось и составляет около тридцати процентов от всего малого бизнеса России, мы с вами имеем самый низкий в стране уровень безработицы - менее одного процента. А если верить статистически данным, которые я недавно получил, уровень безработицы с среднем по России составляет 12 процентов. Поэтому город и власть должны самым тщательным образом отслеживать условия нарождения, условия обучения, условия льготирования, условия нормальной деятельности малого предпринимательства в Москве.

Мы прекрасно понимаем, что эта работа только начинается и без помощи самих предпринимателей нам с ней не справиться. Для налаживания оперативной связи с предпринимателями организована “горячая линия”, телефон которой 229-01-79, которая, кстати, продублирована в Интернете на сервере “Малый бизнес Москвы”. Я прошу обращаться, высказывать свои предложения по упрощению контрольных процедур, сообщать о должностных злоупотреблениях, волоките, бюрократизме, вымогательстве чиновников.

К сожалению, здесь существует одна сложность. Это связано с невозможностью быстрого решения проблем, которые созданы и федеральным законодательством. Начинаем разбираться с каким-нибудь участком работы, где требования, предъявляемые к предпринимателю, явно завышены, а иногда и просто абсурдны. Вызываем чиновника, изучаем документы и выясняем, что все делается в рамках федерального законодательства и с этой точки зрения никаких нарушений нет. Поэтому предстоит длительная кропотливая работа по изменению тех федеральных законов, нормативных актов, которые стали тормозом на пути развития предпринимательства. Видимо, решить эти проблемы можно только путем избрания предпринимательского корпуса в состав новой Государственной Думы.

Принятые за последний год Правительством Москвы меры позволили стабилизировать ситуацию в сфере малого предпринимательства. Наблюдается небольшой, но все же рост этого сектора городской экономики. Мы отдаем себе отчет в том, что этого явно недостаточно. Правительство Москвы разработало и на этой неделе рассмотрело комплекс дополнительных мер, направленных на поддержку малого бизнеса. Эти меры предусматривают для малых предприятий введение налоговых льгот в части, зачисляемой в городской бюджет. Будет расширена практика предоставления гарантий отечественным и иностранным финансовым организациям по кредитам для малых предприятий города. Это, на наш взгляд, должно способствовать привлечению внебюджетных финансовых средств в малое предпринимательство, а следовательно, и в экономику города в целом.

Далее. Вводятся дополнительные льготы для субъектов малого предпринимательства по аренде земельных участков и производственных помещений. Теперь при продлении или перезаключении договоров на аренду нежилых помещений или земельных участков с малых предприятий, если они добросовестно выполняют арендные обязательства, не будет взиматься плата за право заключения договоров аренды. Неиспользуемые более двух лет земельные участки и нежилые помещения, включая объекты незавершенного строительства, будут сниматься с конкурсов и аукционов и передаваться малым предприятиям.

Для сокращения срока регистрации предпринимателям дается право использовать типовые учредительные документы, не требующие дополнительной юридической перспективы.

Постановление Правительства Москвы, в котором все эти вопросы нашли отражение, я уже подписал.

Что касается очень важного вопроса информационного обеспечения вашей деятельности, то этому посвящено специальное постановление, практически готовое к выходу.

И еще одна очень важная проблема, над которой мы постоянно работаем. Это развитие межрегионального делового сотрудничества. В такой стране как Россия невозможно иметь эффективную экономику без тесных торговых, производственных, финансовых связей между всеми регионами. Москва обладает огромным экономическим потенциалом. Но для его реализации необходимо создать условия, при которых он может быть востребован. Город не в состоянии потребить все, что производит, а производить мы можем гораздо больше, чем производим сегодня. Но при этом Москва не в состоянии обеспечить себя всем необходимым, да этого и не требуется. Нет, и не может быть в России самодостаточных регионов. Мы говорим, что государство может быть в какой-то степени самодостаточно. По оценкам специалистов и мировой практике, если государство, находящееся на приличном технологическом уровне, имеет население более ста миллионов человек, оно способно полностью сформировать свой внутренний рынок. Это означает, что большинство продуктов для потребления и развития экономики может быть произведено в пределах государства. Конечно, это не означает, что такое государство может жить совершенно изолировано, не взаимодействуя с внешним миром, но означает, что начинает работать другой режим взаимодействия, при котором покупается только то, что невыгодно производить у себя, а продается то, что рентабельно производить самим. К сожалению, я должен сказать, что последние десять лет - это десять лет неуспеха, ибо это десять лет потерь имевшегося в нашей стране полноразмерного внутреннего рынка, пусть в чем-то неконкурентноспособного, ограниченного, но - имевшегося.

Поэтому мы крайне заинтересованы как в продвижении продукции наших предприятий на региональные рынки, так и в притоке товаров и продуктов питания из регионов. Для расширения межрегиональных связей нам необходима действенная инфраструктура деловых контактов и информации. Мы ее создаем. Одной из составляющих этой инфраструктуры является уже действующая в 46 субъектах Российской Федерации система межрегиональных маркетинговых центров, которая обеспечивает прямые деловые контакты и производственную кооперацию предпринимателей Москвы и регионов. Всего за год своего существования межрегиональный маркетинговый центр “Москва” обеспечил сбыт продукции сотен московских малых предприятий в регионы России и поставки продуктов питания в Москву на десятки миллионов рублей. Если учесть, что сегодня около 80 процентов московских производственных фирм малого бизнеса испытывают трудности с реализацией своей продукции, такие показатели могут кому-то показаться скромными. Но это только начало. В этом направлении предстоит еще многое сделать, но мы твердо намерены продолжать эту работу.

И напоследок хочу высказать пару важных с моей точки зрения возражений и немного вас покритиковать.

Первое. Кризис 17 августа заставил нас по иному посмотреть на импорт некоторых групп товаров и выдвинуть лозунг - "Купи отечественное". Вы должны помнить, что это накладывает особую ответственность на предпринимателей, занятых в сфере импортозамещения. Нужно много сделать для улучшения качества и внешнего своей продукции, а также повысить производительность и научиться грамотно продвигать свои товары. Ибо, как говаривал Генри Форд, не хозяин платит зарплату, он лишь выдает деньги. Зарплату платит продукт.

Я хотел бы сказать, что в связи с вот этим диким изменением курса рубля по отношению к доллару получили возможность большей востребованности отечественного продукта. Но для тех, кто хочет работать в будущей экономике нужно хорошо понимать, что это временная передышка. Этот момент пройдет, этот период закончится и обязательно при условиях продолжающейся интеграции России в международное экономическое сообщество возникнет эффект конкурентности, продавливания на наш рынок импортных товаров. И если мы в этот период не будем думать о конкурентоспособных технологиях производства, мы через какое-то время можем снова получить критическое положение.

У вас много справедливых претензий к власти. Но недостаточно эти претензии с большим или меньшим напором высказывать, рассчитывая, что добрый или умный царь-батюшка или мэр все решит. Так не бывает. Ведь власть не однородна, там работают разные люди, действуют противоречивые тенденции, как и во всем нашем обществе. За то в чем вы уверены надо бороться. Вы должны стать сильными не только в своем собственном бизнесе, но и стать серьезной общественной силой. Еще в 1988 году я инициировал создание Московского союза кооперативов как партнера городских властей. Я был бы рад ошибиться, но, к сожалению, предприниматели так и не смогли объединиться ни в России, ни в Москве в мощное скоординированное сообщество.. В Москве только в сфере малого бизнеса около 200 тысяч малых предприятий, много индивидуалов, а объединены через активно действующие союзы и ассоциации, Торгово-Промышленную Палату в лучшем случае один, два, от силы три процента предпринимательских структур.

Вы часто предлагаете власти брать пример с тех стран, в которых государственная политика содействует частному предпринимательству. Даю аналогичный совет - берите пример с ваших западных коллег, которые при помощи своих общественных объединений добиваются от власти принятия необходимых предпринимателям решений. Объединяйтесь, а мы обязательно поможем. Рад, что у вас появился свой дом, где вы теперь имеете возможность встречаться и который может послужить серьезным консолидирующим фактором в деле объединения предпринимателей.

И последнее. Кризис больно ударил по многим малым предприятиям, но многим дал и шанс попробовать себя в новом деле. Другой американский миллиардер, Росс Перро говорил, что большинство сдается, когда успех совсем рядом, сходит с дистанции буквально за метр до финиша, выбрасывают полотенце за минуту до гонга. Я верю, что предприниматели Москвы пройдут этот последний метр и не выбросят полотенце раньше времени. Желаю вам предпринимательской удачи и хочу заверить, что мы и впредь будем делать все возможное для развития малого предпринимательства в Москве.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>