НОВЫЙ ВИД ИСКУССТВА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НОВЫЙ ВИД ИСКУССТВА

О том, что реклама является искусством, знают у нас, пожалуй, немногие - в основном, это те, кто её, собственно, делает. Для большинства же потребителей этой самой рекламы она, как правило, - нечто навязчивое, отвлекающее от интересной телепередачи или настырно бросающееся в глаза на улице. Вместе с тем, реклама очень часто достигает цели - в основном именно тогда, когда она глаза не режет. Что ж, в конце концов, на одного Репина приходится миллион маляров, а на одного Пушкина - миллион графоманов, но живопись и литература тем не менее искусством являются. Является им и реклама. Впрочем, речь сегодня идет не о рекламе вообще, а о том, что даже внутри этого искусства, которое развивалось настолько стремительно, что местами вытеснило искусство традиционное, можно найти новый путь, новый ход, новый взгляд. Найти и создать тем самым новый вид искусства.

"Возможно, говорить о новом виде искусства преждевременно. Однако, я уверен, что реализация проекта создаст новый облик города. Мне этого хочется!", - сказал главный конструктор проекта, директор НИИ информационных технологий Правительства Москвы, доктор технических наук Борис Георгиевич Медведев. Вместе с тем, именно такое определение в наибольшей степени характеризует проект, о котором сегодня идёт речь - проект создания сети информационных рекламных систем (СИРС).

"Деловая Москва" уже сообщала об этом проекте - он был утверждён распоряжением мэра Москвы № 895-РМ от 19 августа 1999 года "О реализации проекта создания сети информационных рекламных систем".

Идея создания сети информационных рекламных систем на базе полноцветных электронных световых табло зародилась достаточно давно. Ещё в 1996 году в результате научно-исследовательских работ, выполненных инициативной группой разработчиков при участии НИИ информационных технологий Правительства Москвы, была предложена концепция и разработаны некоторые технические решения по её реализации. Этому способствовало бурное развитие электроники световых табло и появление на рынке довольно дешёвых ламповых экранов, позволяющих передавать полноценное видеоизображение.

Идея была поддержана Правительством Москвы, и Распоряжением Мэра от 23 июня 1997 года № 491-РМ "О проекте создания сети информационных рекламных систем" было положено начало её реализации.

По замыслу разработчиков, единая система восполнит недостаток в современных компьютерных рекламных конструкциях, обладающих серьёзными преимуществами перед традиционными видами наружной информации и рекламы. Предполагается, что единая сеть информационных рекламных систем позволит обеспечить эффективное сопровождение массовых общественно-политических, культурных, социальных и спортивных мероприятий, а также передачу оперативной городской информации.

Чисто внешне техническая реализация этого проекта кажется не слишком оригинальной - речь идёт об установке на улицах Москвы полноцветных электронных световых табло. Казалось бы, что тут нового, где же тут обещанное новое искусство? Но это только кажется. Есть два принципиальных момента, которые позволяют говорить об уникальности и даже революционном значении этого проекта.

Первый и, пожалуй, основной момент - "идеологический". Проект предусматривает отнюдь не только размещение на электронных экранах рекламы, но и информации городского значения. По словам руководителя работ Виктора Одинцова, такая информация будет поступать из заинтересованных городских ведомств - департаментов и комитетов московского Правительства, а также иных организаций (например, ГИБДД или метеослужбы). Иными словами, речь идёт о сочетании чисто коммерческой информации с информацией функциональной, полезной. Фактически, по своей идеологии этот проект вплотную приблизился к тому, что обозначается общим понятием "медиа". Вместе с тем эта система будет отличаться от обычной наружной рекламы своей динамичностью, яркостью красок и возможностью наиболее полного проявления творческого подхода в формировании нового облика города.

Вторая особенность проекта заключается в том, что СИРС является не просто какой-то совокупностью электронных уличных рекламно-информационных носителей, но единой централизованной системой. В центре управления системой будет осуществляться техническая "доводка" поступающей информации, т.е. её размещение на экранах сети.

Фактически, речь идет об уличном видео. Религия перенесла искусство из пещер в храмы, Ренессанс перенёс его во дворцы. Идеи свободы, равенства и братства создали музеи и галереи, а научно технический прогресс посредством телевидения принёс искусство в дома. Тот же научно-технический прогресс создал такое явление, как мегаполис - нечто большее и иное, чем просто крупный город. Мегаполис выплеснул искусство на улицы. Если граффити в середине века ограничивались, в основном, политическими лозунгами, то теперь это уже признанный во многих столицах мира вид искусства. Теперь же на улицу выходит видео.

Создаваемая система позволяет осуществлять передачу данных в форме изображения, близкого к видео стандартам, поддерживается компьютерная графика, а также возможна прямая трансляция изображения и звука с телекамер на световые табло.

Собственно, на примере создания этого проекта можно видеть, каким образом появляются и реализуются пионерские, революционные идеи в искусстве (да и в бизнесе, между прочим, тоже). Ничего нового в уличных экранах нет, также как и в распределённых глобальных компьютерных сетях. Но благодаря идее совмещения различных уже имеющихся компонентов, работе на стыке разных направлений, появляется принципиально новое. Взглянуть с другой стороны на то, что уже существует, увидеть возможность иного использования имеющихся средств - это первый шаг, первый элемент в создании новации.

Второй элемент - это труд. Идея - это даже и не полдела, это намного меньше. У вас может быть множество прекрасных идей, но если у вас нет воли к их реализации - порою кропотливой и сложной - эти идеи никогда не превратятся в нечто зримое и осязаемое.

Сейчас начался один из самых сложных этапов реализации проекта. Не стоит забывать, что Москва - сложный и гармоничный организм, развивающийся по жёстко согласованным и сбалансированным планам. Реализация проекта лежит в сфере регулирования множества организаций и ведомств, отвечающих за жизнь города. Это и Департамент экономической политики и развития Москвы, и Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы и городской информации. Естественно, поскольку речь идёт об установке экранов на улицах города, такое ведомство, как Мосархитектура также не могло оставаться в стороне. Энергетическое обеспечение - еще одна важнейшая составляющая проекта. Благодаря поддержке этих организаций множество вопросов уже успешно решено, однако существуют и другие, которые ещё предстоит решить.

С целью объединения усилий городских организаций в обеспечении реализации проекта, выполнения условий финансирования и возвратности инвестиционного проекта, дальнейшей эксплуатации всей системы, потребовалось создание оператора проекта. Им стал Центр управления трансляцией и эксплуатации сети информационных рекламных систем (ЗАО "Центр наружного видео").

В результате, от момента появления идеи до решения о её непосредственной реализации прошло два года - два года работы, завершившейся уже упомянутым распоряжением мэра "О реализации проекта создания сети информационных рекламных систем".

Этим распоряжением утверждены места расположения первых элементов СИРС. Пока речь идёт о пяти мониторах - на Поклонной горе, на Манежной площади, на Арбате и на Новом Арбате (два экрана). Помимо указанных пяти точек, определён и перечень перспективных мест установки элементов СИРС - более двадцати точек вблизи культурных, выставочных и спортивных центров, а также на наиболее оживленных транспортных узлах. Кроме того, предполагается в ближайшее время оборудовать два передвижных экрана. Первый появится уже в ноябре текущего года, а второй - в начале будущего. Их предполагается задействовать, в основном, на различных мероприятиях городского или, возможно, окружного масштаба.

В настоящее время определяется круг городских ведомств, заинтересованных в размещении информации в сети. Не исключено, что на электронных табло появятся и специальные программы - например, детские или спортивные. Возможно, появится так называемая "социальная реклама". Ну, а в окупаемости нового проекта руководство ЗАО "Центр наружного видео" вполне уверено - дополняя возможности обычных рекламных щитов техническими возможностями телевидения, СИРС предоставляет рекламодателям более эффективное средство воздействия на потребителя.

Михаил Беркович

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>