Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Деловая Москва

  номер 6(528) от 21.02.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


КАК НЕ КУПИТЬ КОТА В МЕШКЕ

Интернет пестрит объявлениями о продаже предприятий. Одни предлагают купить пункт обмена валют, другие - предприятие по переработке мусора, третьи - мебельное производство.

Как выбрать из многообразия предложений наиболее достойное, правильно оценить его и не оказаться в положении человека, купившего “кота в мешке”, - об этом мы спросили Виталия Мокрушина – руководителя отдела франчайзинга ЗАО “Республика идей.РУ”.

- Я бы сразу разделил покупку предприятия на два вида: одно дело покупать готовое предприятие (имеющее помещение, производственные мощности, персонал, проработавшее некоторое время на рынке), и другое – покупать франшизу. Внешне сделки похожи, поскольку происходит покупка прав собственности и приобретается некий технологический процесс, но, по сути, покупки разные.

- Почему продают предприятия?

- Причины разнообразны. Продавцы делятся на несколько категорий: во-первых, это люди, которые хотят выйти из бизнеса (по возрасту, или в связи с тем, что не справляются с управлением); собственники, желающие заняться новыми проектами; люди, которым неожиданно потребовалась крупная сумма для личных нужд (на операцию, отъезд из страны или предвыборную кампанию); банковская распродажа предприятий-должников (так называемые непрофильные активы).

Покупателей также можно разделить на несколько групп: людей, скопивших сумму и желающих начать свое дело (это самый сложный случай, потому что такие покупатели сами не знают, чего хотят); профильных покупателей, расширяющих производство (это могут быть представители сетевых магазинов, ресурсоперерабатывающих производств - они наиболее адекватно оценивают возможности приобретаемого предприятия); и диверсификаторы бизнеса – имеющие свободные средства и вкладывающие их в самые разнообразные проекты. Они знают, как управлять, не важно чем.

- Как оценивается бизнес, из каких составляющих складывается конечная цена?

- Не секрет, что любой продавец заинтересован отдать предприятие за как можно большую сумму, что часто приводит к завышению его цены, но объективно стоимость предприятия зависит в первую очередь от уровня годового оборота торговой точки.

Зачастую выявить реальные показатели на уровне бухгалтерской отчетности невозможно, потому что предприятия занижают налогооблагаемую базу, или продавцы сознательно предоставляют недостоверные данные, обещая покупателю золотые горы, поэтому самое простое, что можно сделать – в течение десяти дней понаблюдать его проходимость.

Цена бизнеса зависит от нормы прибыли (доходы минус расходы), от стоимости активов (материальных средств, задействованных в производстве (столов, оборудования и т.п.); стоимости земельного участка, стоимости аналогичных объектов, выставленных на продажу. На стоимость также влияют сроки, за которые бизнес окупится. Если 1-2 года – цена будет несколько выше, чем у предприятий с окупаемостью в 2-3 года. Больший срок окупаемости не типичен для предприятий малого бизнеса. Ожидание отдачи в 4-5 лет позволяют себе только покупатели крупных производств.

Во франшизе бизнес оценивается по экономической эффективности существующих точек, которые могут принадлежать как франчайзеру (владельцу всей сети), так и франчайзи (партнерам, которые владеют частью этой сети). От среднего показателя зависит и цена.

- Оценивается ли при продаже готовых предприятий коллектив?

-Только в случае, если сотрудники являются ключевым элементом бизнеса (это специфика оптовых торгующих компаний, где основной оборот делают менеджеры по продажам, которые могут “увести” заказчиков с собой). В таком случае покупатель сам должен уточнить, останутся сотрудники или нет, и отразить свое требование в особых условиях.

Бывают ситуации, когда предприятие продается в рассрочку и выплаты растягиваются на годы, тогда договор продажи составляется с условиями ежемесячных изменений: если через полгода уйдет 30% сотрудников – то одни условия продажи, а если 75% - то совершенно другие. 100% - и сделка не состоится.

Хотя, как правило, к ключевым элементам бизнеса относят долгосрочный договор аренды.

- Как узнать, насколько надежно приобретаемое предприятие и стоит ли его вообще покупать?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я бы назвал типичные ошибки, которые совершают предприниматели при совершении покупки:

- принимают решение на основе интуиции и внешнего вида продавца (показался честным человеком);

- не представляют, какую информацию о бизнесе нужно собирать, или не собирают ее вообще, предполагая, что заплатят деньги – и получат предприятие, которое само собой начнет работать и приносить прибыль;

- неграмотно ведут торги (которые, как правило, сводятся к просьбе снизить цену на 10%);

- не оценивают перспективность выбранной сферы для инвестиций.

Ошибок много, и самая банальная из них, когда покупатель договорился о встрече на одно время, а пришел позже (чтобы показать свою значимость продавцу).

Прежде чем приобретать предприятие, я бы посоветовал изучить рынок, в котором оно работает, изучить законодательные изменения (у нас был случай, когда о продаже одновременно заявили семьдесят мясоперерабатывающих заводов: оказалось, что вышло постановление правительства, ограничивающее ввоз импортного мяса, и если у предприятий на момент продажи обороты были неплохие, то будущее было туманным); узнать причину продажи предприятия, его годовой оборот, чистую прибыль, и не просто поверить словам и предоставленным документам, а провести свое расследование – поговорить с партнерами продавца, с будущими подчиненными или попросить провести аудит.

Вам необходимо тщательно исследовать другие аспекты бизнеса.

Убедитесь, что список имущества, приготовленный продавцом, включает все оборудование и мебель. Необходимо знать номера моделей и даты приобретений. Хорошо бы знать, не куплено ли оборудование в рассрочку? Действует ли гарантия? Будут ли представлены исключительные права на торговую марку, метод работы, эмблемы? Какова репутация бизнеса в среде потребителей и поставщиков? Существуют ли у владельца бизнеса соглашения, способные повлиять на ценность имущества или ограничить вашу свободу действий?

Например, имущество может быть куплено в рассрочку. На каком этапе выплат находится бизнес, и устроят ли условия вас как нового владельца? Как обстоят дела с дистрибутивными соглашениями и контрактами со служащими? Эти соглашения имеют прямое влияние на ценность приобретаемого вами имущества. Убедитесь, что вы хорошо понимаете суть соглашения, и что с этими соглашениями произойдет при смене владельца компании.

Постоянно менять условия: “Сейчас договоримся об одном, а дальше посмотрим” – российская специфика. Покупатели ленятся прописать условия, и на практике договор по объему занимает 3-4 страницы, в то время как нормальный западный - более сотни страниц.

- Сколько может стоить предприятие?

- Покупка готового предприятия обойдется не менее чем в 15 тысяч долларов. За такие деньги можно купить, например, пункт обмена валют с полным пакетом документов. А самое маленькое, на что могут рассчитывать покупатели франчайзи, – 5 тысяч долларов. Это приобретение клининговых компаний (занимающихся уборкой) или pvi-компаний (тонированием стекол автомобилей и зданий, использующих энергосберегающие и безопасные материалы для окон и витрин).

- Какой из способов вы бы предложили: купить готовое предприятие или франшизу?

- Рискованность и доходность определяют выгодность покупки. Определить доходность франшизы или готового предприятия затрудняюсь, потому что в России специфические способы ведения бухгалтерии, поэтому разделил бы оба способа по рискам: лидирует готовый бизнес, затем франшиза.

Вячеслав Иванов

 

 

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 15.10.2019
    USD64,3652+0,5165
    EUR70,9305+0,3330
    E/U1,1020-0,0037
    БВК67,3196+0,4339
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности