Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Деловая Москва

  номер 21(543) от 14.06.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ – ПРОПАСТЬ

О том, как получить наиболее качественный результат с минимальными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов, наверняка задумывался каждый предприниматель. Но далеко не каждый знает, что решением таких задач занимается логистика. В России у большинства этот термин ассоциируется с грузоперевозками, таможней

и складской деятельностью. На самом деле логистика охватывает и такие сферы,

как управление запасами, закупками, управление торговыми потоками в сфере производства, дистрибьюторской сети или сети магазинов. Цель логистики одна – сокращение любыми способами операционных издержек без ущерба качеству.

Специалисты выделяют организационную, технологическую, техническую и информационную составляющие системы товародвижения. О разновидностях логистических подходов к оптимизации товародвижения и операционной деятельности нам рассказывает Александр Портнов – директор консалтинговой компании “A DAN DZO”, специализирующейся на внедрении эффективных логистических решений в производственных и торговых предприятиях.

Что такое логистика?

– Термин “логистика” в России вошел в обиход во второй половине 90-х годов прошлого века, и, хотя прошло уже много лет, его значение до сих пор понимают по-разному. Как правило, подразумевают только оптимизацию грузоперевозок и складской деятельности. В последнее время специалисты-практики стали включать в сферу логистики управление закупками, запасами, системой производства и сбыта, но с практической точки зрения под логистикой понимается набор методик по управлению товаропотоками от поставщика до конечного потребителя через координацию деятельности различных подразделений предприятия (либо разных предприятий в цепи поставок), с целью максимального удовлетворения спроса при минимальных расходах и высоком качестве товаров и сервиса.

По опыту реализованных проектов с ведущими компаниями России, работающими в мебельной, пищевой, металлургической, химической, фармацевтической и даже нефтегазодобывающией отраслях, могу утверждать, что основные проблемы системы управления товаропотоками сосредотачиваются именно на уровне взаимодействия отдельных служб, ведь именно здесь принимаются решения о направлении, динамике и составе товаров. Лишь когда деятельность взаимодействующих подразделений синхронизирована по времени и результатам, можно сказать, что логистическая система поставок настроена и работает правильно.

Кроме синхронности взаимодействия подразделений, под логистикой понимаются решения о поддержании ресурсов на минимально достаточном уровне в зависимости от меняющегося спроса. В первую очередь это касается запасов сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, полуфабрикатов, а также готовой продукции. “Запасы” транспорта и складских площадей также очень важны.

 

Не логистика

Есть другая крайность в понимании логистики: некоторые считают, что в нее входит вся деятельность предприятия. Я бы не стал так утверждать. В логистику входит все, что касается, в первую очередь, обработки товаров и сопутствующей информации по мере продвижения от поставщиков до потребителей. Маркетинг и прогнозирование спроса, управление финансами предприятия и кадрами, бухгалтерия и безопасность к логистике не относятся (хотя в любой из этих сфер можно применить с успехом принципы логистического управления).

Можно расставить приоритеты по уровню значимости сфер логистики для предприятия (по убыванию): 1. управление запасами; 2. управление складским хозяйством; 3. управление транспортом.

Таким образом, в логистике нет ничего сложного – нужно наладить координацию деятельности своей и сопряженных компаний и наладить механизмы принятия правильных решений в зависимости от меняющегося спроса. Но возникает первый и важный вопрос: “С чего начать?”

Очевидные недостатки

Мы разработали методику экспресс-диагностики предприятий на предмет эффективности логистики: выявили перечень типовых проблем на предприятиях с российским менеджментом. Перечень постоянно пополняется, зависит от отрасли и размеров предприятия, однако большинство проблем подразделяются на четыре типа: организационные (неправильное распределение функций, полномочий, отсутствие мотивации работников, распределения зон ответственности); технологические (последовательность и методы выполнения операций на различных этапах); информационные (коммуникационный обмен между подразделениями и отдельными специалистами, автоматизация обработки информации); технические (наличие и степень изношенности и морального устаревания технических ресурсов: транспортной и погрузочной техники, зданий и сооружений и др.).

Только после выявления этих проблем можно приступать к разработке мероприятий по их устранению, которые также подразделяются на 4 типа: обязательные (решать безотлагательно), желательные (можно решать с отсрочкой), “имиджевые” (не требуют обязательной реализации), “быстрая победа” (не требуют серьезных финансовых инвестиций и существенных сроков реализации). Особое внимание необходимо уделять последнему типу мероприятий. Как правило, “быстрая победа” лежит в области организационных мероприятий: построении системы мотивации персонала, ликвидации лишних операций и ненужных отделов, упрощении и совершенствовании последовательности выполнения трудовых операций, объединении трудовых заданий (например, обучить водителя стропальному делу и совместить таким образом две профессии) и т.д.

Чем “измерить” логистику?

Чтобы понять, насколько действенны применяемые логистические решения, нужно продумать и внедрить систему ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые бы комплексно характеризовали систему логистики предприятия в целом: качество и уровень сервиса, эффективность управления запасами, транспортом, складами.

В качестве показателя операционной эффективности может выступать грузооборот склада на квадратный метр или на одного работника; количество транспортных расходов в денежном эквиваленте на тонна-километр перемещенного груза; оборачиваемость запасов; доля запасов в оборотных активах и т.д. В качестве показателей уровня сервиса могут быть использованы количество претензий на количество выполненных запасов; уровень удовлетворения спроса (отношение количества отгруженной продукции к количеству заказанной) и др. Правильно построенная система КПЭ показывает уровень логистики предприятия в целом. При реализации мероприятий какие-то показатели могут улучшаться, какие-то ухудшаться.

Можно сравнивать показатели своего предприятия с наилучшими достижениями лидеров отрасли. Система КПЭ должна быть связана со стратегическими целями компании и системой мотивации. Таким образом, развитие компании становится более осознанным, управление – более прозрачным, а это существенно влияет на эффективность бизнеса.

Что внедрять?

Нужно помнить, что идеальной системы функциональной логистики, которую можно было бы взять за образец и использовать на всех предприятиях без разбора, не существует. Логистика – это наука компромиссов, и каждое управленческое решение обязательно отразится на всей цепочке доставки товара у каждого предприятия по-своему.

Кроме того, не может быть так, что, улучшив одну сферу логистики, получишь положительный результат для всей системы. Результат может быть и обратным: например, сокращая расходы на запасы, предприятие получит возросшие транспортные расходы, рискует потерять клиентов, которые недополучат товар, и наоборот – стремясь любой ценой экономить на транспорте, снижает надежность поставок, что влияет на уровень страховых запасов. Поэтому, прежде чем приступать к реформированию логистики, необходимо детально продумать все взаимосвязи, чтобы реализуемые управленческие решения не ухудшили ситуацию.

Например, некоторые предлагают клиентам прямой доступ (on-line) через компьютерную сеть к остаткам на своих складах, где можно увидеть реальное количество хранимой продукции и не заказывать сверх возможного. С одной стороны, это облегчает взаимодействие между клиентом и поставщиком, а с другой – абсолютно не эффективно, потому что предприятия теряют важную информацию о реальных потребностях заказчиков.

Поэтому, я считаю, более продуктивна система, когда заказчик указывает количество необходимой ему продукции по прайс-листу, размещает заказ с помощью информационной системы удаленного доступа, а предприятие старается исполнить заказ. При такой системе поставщик может ежедневно отслеживать, насколько эффективно работает его компания, и не заблуждаться по поводу достигнутого высокого уровня удовлетворения спроса.

Крупные компании закладывают в расходы консалтинговые проекты, потому что постоянно ставят себе задачи по снижению расходов и улучшению системы логистики. “Метро”, “Ашан”, “Икея” – стали крупными предприятиями не в последнюю очередь потому, что разработали в области логистики ноу-хау. Их стратегии рыночного развития обеспечены детально проработанной эффективной логистикой, и как следствие, нужный товар всегда там, где должен быть в нужное время и требуемого качества.

Уязвимые места

Как правило, предприятия меньше всего обращают внимание на управление запасами, хотя именно с оптимизации этой сферы желательно начинать. Дело в том, что следствием неправильного управления запасами при положительной динамике развития бизнеса является непропорциональный рост потребности в складских площадях. Поэтому многие предприятия ощущают на себе именно нехватку складских помещений. Это говорит о том, что у них не выстроена складская логистика, хотя достаточно обратить внимание на методы управления запасами.

Чем больше запасов, тем больше складов, “замороженных” финансовых средств, хищений и порчи товаров, рисков потерять их при пожаре – а как следствие, расходов на страхование, обслуживающий персонал, инвентаризацию и т.д.

Разделяй и управляй

Некоторые считают, что управление закупками и запасами – это одно и то же, потому что закупщики сами определяют размеры партии закупки, но практика показывает, что понятие закупок и управления запасами следует разделять и рассматривать в системе логистики как отдельные составляющие. Есть закупщики – специалисты, разбирающиеся в рынке поставщиков, их индивидуальных особенностях и ценах, а есть специалисты, которые стремятся оптимизировать уровень запасов без ущерба спросу.

Это совершенно разные специализации, и у каждой из них свои профессиональные особенности: если закупщик/продавец заинтересован хранить как можно больше продукции, чтобы в любой момент удовлетворить запрос производства/клиента на любую партию любой номенклатуры, то специалист по управлению запасами знает, что, чем больше запасов у предприятия, тем большие затраты оно несет. Однако, если грамотно выстроить систему мотивации, можно объединить функции управления запасами и закупки/продажи под одним работником, например, привязать зарплату данного специалиста к показателю оборачиваемости и уровню удовлетворения спроса.

Уровень запасов тесно связан с уровнем удовлетворения спроса, поэтому нельзя говорить просто о сокращении запасов. Только в связке с уровнем удовлетворения спроса. Средний уровень удовлетворения спроса на российских торговых предприятиях колеблется в пределах от 60 до 85% (т.е. из заказанных 100 позиций прайс-листа реально предприятиями отгружается 60–85 позиций). Это достаточно низкий уровень, хотя 100%-ное удовлетворение спроса недостижимо в связи с большими сопутствующими издержками, что делает предприятие неконкурентоспособным.

Сколько стоит практика?

Малые предприятия могут пробовать наладить у себя логистику, но стоит признать, что ее внедрение специально приглашенными консультантами им не по карману и возможно только методом собственных проб и ошибок. Хотя можно объединяться и привлекать внешних специалистов в складчину, делиться опытом. Необходимо заметить, что 90% обучающих программ по логистике, представленных сегодня на рынке, – это простое повторение книжных истин, а между теоретической истиной и возможностью ее реального воплощения лежит пропасть. Предпринимателям в любом случае придется самим додумывать некоторые шаги, учитывая особенности своих предприятий.

Наиболее показательный пример в расхождении теории и практики – реальный случай, когда одно предприятие попробовало разработать информационную систему, которая бы выдавала оптимальный график развоза продукции с трех производственных площадок по семи оптовым складам. Программисты, владеющие методами оптимизации и поверхностно познакомившиеся с логистикой, написали такую программу, и она действительно оптимизировала маршруты с учетом удаленности и текущей загруженности складов, скорости движения в дневное и ночное время, объемов производства, характеристик товара и транспорта, но иногда ее советы выглядели более чем странно: в некоторых случаях она рекомендовала загрузить всего по 2 ящика продукции, хотя на практике ни один логистик не отправит недозагруженный фургон при наличии товара, готового к отправке, и даже догрузит с учетом будущего спроса.

То есть теоретические факторы, которые учитывала программа, на практике оказались неприменимы, потому что не учитывали всех нюансов.

Экономический эффект

В России наибольший потенциал имеет область управления запасами. Внедрение логистических методов в этой сфере, по среднестатистическим данным, позволяет сэкономить до 30% от текущего уровня затрат. Внедрение нашей системы управления запасами на одном мебельном предприятии позволило получить экономию за первый год эксплуатации в 2 миллиона долларов при обороте в 40 миллионов.

Внедрение складской оптимизации дает до 15% экономии от текущего уровня затрат, в первую очередь, за счет оптимизации технологических процессов: от приемки до размещения товаров, алгоритмов внутренних перемещений и процедур уплотнения склада, сокращения затрат на подборку товара по заказам, сокращения простоя и непроизводительной работы складских ресурсов и т.п.

Логистика управления транспортом позволяет сэкономить до 9% за счет оптимизации маршрутов движения и загрузки транспорта, повышения коэффициента его использования, повышения мотивации водителей работать только на компанию, а не делать “левые” рейсы и “сливать” бензин.

Кому необходимо?

Как правило, логистикой начинают интересоваться предприятия, у которых уже выстроен маркетинг, наблюдается стабильный рост продаж и непропорциональный рост издержек (это касается любой отрасли производства и торговли).

По моим наблюдениям, первый пик интереса к логистике наблюдался с 1998 по 2000 год, но потом вдруг пошел на спад. Причина в том, что первым логистическим консалтингом занялись преподаватели, которые детально изучили западную литературу по данной теме, но, не имея практического опыта, плохо представляли, что такое реальная логистика в России, что обмануло ожидания заказчиков консалтинговых услуг. В настоящее время наблюдается вторая волна интереса к логистическим методам ведения бизнеса, это связано с большим количеством успешных проектов в области логистики (пример – сетевые предприятия), а также ростом конкуренции. Теперь, чтобы поддерживать норму прибыли, необходимо сокращать издержки, и в этом смысле логистические методы как нельзя более востребованны.

К сожалению, у большинства предприятий находятся деньги на устранение последствий управленческих ошибок, но почему-то никогда нет на их предупреждение. Наверное, поэтому лишь небольшое количество малых предприятий переходит в класс средних.

Записал Вячеслав Иванов

Компания “A DAN DZO”

(логистика и операционный менеджмент – разработка и внедрение эффективных решений)

117342, Москва,

ул. Бутлерова, 17-Б

тел.: (095) 772-5555,

748-7577

www.adandzo.com




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 08.08.2020
    USD73,6376+0,5979
    EUR87,1722+0,5544
    E/U1,1838-0,0021
    БВК79,7282+0,5783
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности