ОТ КООПЕРАТИВА К КОРПОРАЦИИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ОТ КООПЕРАТИВА К КОРПОРАЦИИ

Александр Кутиков, заслуженный артист России, музыкант, композитор, продюсер, участник группы “Машина Времени”, генеральный директор компании “Синтез Рекордс”, в бизнесе с 1987 года:

C 1980 по 1986 год у группы “Машина Времени” не было ни одного официального концерта в Москве, а по традиции, которая сложилась в то время, если нет концертов в Москве, тебя не выпускают и за границу. Но в 1986 году, сыграв официальный концерт в столице, поехали на гастроли в Японию. Впечатления были просто фантастические! В Японии я не спал все пять дней, которые мы там провели, поскольку все, что меня окружало, поражало и было выше моего понимания. Это был первый выезд в капиталистическую страну. Мало того, что мы познакомились со звездами мирового класса, как на сцене, так и за ее пределами. Мы еще и окунулись в какую-то другую, неизвестную нам доселе жизнь. По возвращении обратно в Советский Союз в голове у меня появились разные и не очень приятные мысли. В первую очередь я думал о том, что все мои самые худшие размышления и ощущения, связанные со страной, в которой я родился, полностью подтвердились. Другими словами, наши “кухонные” разговоры были не просто актуальны, а оказались на сто процентов точными. Но как раз примерно в это время партия и правительство решили приоткрыть не только кухонные двери, но и форточки, т.е. разрешили людям более или менее открыто выражать свои мысли, да еще и предоставили возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Хотя это и не очень вязалось с идеологией, которая существовала в нашей стране в течение предшествовавших семидесяти лет.

Есть у меня один старый товарищ Леня Лебедев, с которым мы были знакомы еще в период московского рок-н-ролльного подполья. Он был финансовым партнером и звукорежиссером в группе “Високосное лето” и вообще был моим близким другом. Так вот он приехал ко мне домой и предложил создать кооператив, который занимался бы звукозаписью, производством и продажей пластинок, а также производством видеопрограмм. И еще нам хотелось снимать кино. То есть все, что имело отношение к Entertainment, по его замыслу входило бы в сферу наших интересов. Музыкальные программы, документальные фильмы, просто кино - желание было объять необъятное. Он стал уговаривать меня и мою жену, она была категорически против, возможно, потому, что в то время мало кто верил в перспективу этой новой экономической инициативы, что все эти изменения будут носить такой глобальный характер, который приобрели впоследствии. Но ему удалось убедить мою жену в том, что нас не посадят, и в 1987 году был образован кооператив “Синтез”.

Мы предложили войти в наш кооператив еще нескольким интересным людям, одним из которых был Марк Гарбер, сегодня являющийся одним из лучших представителей финансовой бизнес-элиты, и начали работать. В то время кредиты, или ссуды, как они тогда назывались, давали далеко не всем, а лишь тем, кто мог обаять тех людей, от которых зависела выдача этих ссуд. Поскольку я был достаточно известным человеком, под мое имя были взяты первые ссуды в банке. Мне это сделать было легче, чем моим товарищам. Получив эти ссуды, мы построили студию, занялись звукозаписью, заключили соглашения на создание и производство альбомов со многими известными артистами, записали несколько десятков альбомов. Мы попытались прорваться через существовавшую на тот момент государственную монополию на производство пластинок, самостоятельно размещая заказы на производство. Много чего мы пытались делать. Но в то время все заводы принадлежали фирме “Мелодия” и размещение заказов частных компаний было делом из разряда фантастики. Мы же узнали об этом, лишь пройдя все круги ада, а поначалу побились головой обо все стены.

Но люди мы были веселые и настойчивые. И Леня Лебедев, он же Леонид Леонидович Лебедев, сегодня сенатор и руководитель крупной инвестиционной корпорации, обладал и обладает очень быстрым и гибким умом. Он предложил выпустить несколько телевизионных программ до того, как мы начнем печатать наши пластинки. Это у нас получилось быстрее и лучше. Лучше с точки зрения бизнеса. Оказалось, что продавать видеокассеты с музыкальными программами достаточно легко, а размещать заказы на кинофабрике, которая тиражировала этот материал, не составляло особого труда. Но к моменту, когда мы начали получать приличную прибыль, в ноябре 1988 года неожиданно вышло очередное распоряжение партии и правительства о том, что все виды бизнеса, то есть кооперативы, имеющие отношение к идеологии, необходимо закрыть. А поскольку искусство и культура в социалистическом коммунистическом государстве считались идеологическим фронтом, нас по сути дела, закрыли:

Но, опять же, возвращаемся к тому, что мои друзья и коллеги - люди очень энергичные и хорошо соображающие, они быстро начали развивать другие направления. Кооператив стал заниматься всем - и компьютерами, и сахаром, и трубами, и лесом. Чем только не занимались! Правда, в этот период я отошел от деятельности кооператива, поскольку всегда считал и считаю, что нужно заниматься только тем делом, которое ты хорошо знаешь. Я знаю все, что связано с искусством. Я знаю все, что связано с шоу-бизнесом. Но я абсолютно, во всяком случае так мне казалось тогда, не разбирался в торговле сахаром или компьютерным оборудованием. Хотя, как показала жизнь, и это дело оказалось не самым сложным. В итоге кооператив “Синтез”, один из первых кооперативов в Москве, за несколько лет превратился в большую корпорацию с участием иностранного капитала. Он трансформировался в большое совместное предприятие “Синтез Корпорэйшн”, которое через какое-то время своим основным видом деятельности выбрало нефтянку. А кооператив находился как бы в недрах этой крупной корпоративной структуры, как первый камушек, с которого все и началось.

К 1990 году сложилась новая ситуация и “Синтез Корпорэйшн” выкупил, практически в собственность, Рижский завод грампластинок. Мои друзья мне сказали, что, поскольку это наша собственность, можно было бы возобновить и музыкальный бизнес. И с 1990 года, уже самостоятельно, я возглавил компанию “Синтез Рекордс”. Компания юридически самостоятельна, но является частью корпоративной системы. Я и сейчас управляю этой компанией. Звезд прошло через “Синтез Рекордс” более чем достаточно. Это Леонид Агутин, Марина Хлебникова, это группы “Секрет”, “Браво”, “Лицей”, “Наутилус Помпилиус”, “Машина Времени” и еще масса, масса и масса различных групп и исполнителей. По сей день мы продолжаем работу, и, пожалуй, из всех рекординговых компаний, работающих на нашем рынке, “Синтез” - самая старая независимая компания.

По своей натуре я человек не слишком ностальгирующий. Думаю, людям, живущим сегодняшним днем, не хватает времени на то, чтобы вспоминать о том, что было. У нас очень много дел сегодня, а еще больше, как я надеюсь, завтра. Сегодня есть много вопросов, которые нужно решать и решать быстро, каждый час, каждую минуту. Есть проекты, разные мысли, устремленные в перспективу, но ими я себя не слишком перегружаю, понимая, что можно задумывать все что угодно, но никогда ты не узнаешь когда, где и как “Это” с тобой произойдет: Поэтому стараюсь не заглядывать далеко вперед. Мечты в бизнесе часто не дают тебе сосредоточиться на сегодняшнем дне. Все твое будущее - это сегодня. Если ты что-то упустишь сегодня, завтра что-то может не сложиться. А если завтра что-то не сложится из-за пропущенного сегодня, послезавтра может все обрушиться. Надо очень внимательно относиться к дню сегодняшнему. Поэтому я и живу сегодняшним днем. А поностальгировать можно будет тогда, когда уйдешь на пенсию, и, сидя у тихой речки или на берегу океана, если сложится, повспоминать о том, что явилось началом твоего, в некотором смысле, финансового благополучия.

Рубрику ведет Виталий Сорокин

Тел. 950-83-09

E-mail: vsorokin@delpressa.ru

 

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>