"Мечты, мечты, где ваша…"
А.С. Пушкин
Давным-давно на территории нынешней Российской Федерации
находилось совсем другое государство. И граждане этого государства в свободное
от застоя время очень любили мечтать. Не все, правда, некоторые застаивались по
полной, да так, как те, первые, и не мечтали. Зато
первые, которые на самом деле были тогда последними, домечтались
до того, что сказка сделалась пылью, старый строй совсем расстроился, а новый
еще не совсем настроился. Но, действуя в опережающем режиме, мечты стали
приобретать уже более экономически осязаемую форму
дискуссионного характера.
– А вот какая модель нам подходит более всего? – громко
спрашивали граждане уже нашей с вами страны друг у друга и риторически. –
Американская? Китайская?
Некоторые тут же в порыве собственной гордости за что-то
начинали от кого-то отстаивать нашу самобытную непохожесть и непохожую
самобытность и говорить, что есть такая особая, российская модель, которой,
правда, пока нету.
Время тем временем шло. И независимые эксперты, а уж тем
более – зависимые, то есть оценивающие ситуацию, находясь внутри нее самой,
стали отмечать, что действительно то, что получалось, ни на что не похоже. И
хотя по стоимости жизни и по количеству "Лексусов" на
душу нормального населения наша столица уже оторвалась от остальных так, как
умеют отрываться только у нас, тем не менее
экономические законы, которые вроде бы всегда считались универсальными, на
территории РФ таковое свойство теряют. Вот, например, все мировые экономические
классики в один голос утверждают, что всякие бонусы, скидки, дисконтные карты и
прочие приятности для потребителя должны стимулировать сбыт.
– Отнюдь! – квалифицированно оппонирует иноязычным светилам
наш настоящий российский предприниматель, хотя и малый. – Я 16 лет на рынке и
понял одно: делать надо на совесть, тогда и люди к тебе потянутся, а
бонусы-дисконты всякие – это для лохов доверчивых.
– Точняк! – подтверждает пишущий эти строки. – И для недоверчивых тоже. В фирменном
автосервисе подписал договор на техобслуживание. Цены там не самые низкие, но с
учетом 5%-ной карточки – приемлемо. На карточке – красным по желтому:
"Скидка распространяется на все виды работ". Фактически оказалось – не на все.
До генерального дошел в поисках правды. Результат –
готовность оппонентов к судебному разбирательству. Цена вопроса – рублей 200,
которые, естественно, остались в кассе автосервиса, а не в бюджете семьи картовладельца. Пока машину техобслуживали,
я перекинулся на эту тему с собратьями по рулю. У всех такая же история. И все
плюют.
Вот такая, значит, модель: половина разводит, половина
плюет. Какой Котлер до этого
додумается?
Законы экономики тут ни при чем – они действительно
универсальны. И в учебниках все правильно написано. Просто слово "razvodka" стоит наверное для
ученых мужей недалеко от слова "vodka" и относится на
счет самобытной особенности. Или особенной самобытности, как хотите. На сумму
бонуса это никак не влияет.
Владимир Швейский