Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Деловая Москва

  номер 21(637) от 27.06.2007 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Офонарели!

Вычислить фирму-однодневку, которую в обиходе называют "фонарем", "помойкой" и другими нелестными словами, становится все труднее

Еще одним оружием против фирм-однодневок пополнили свой арсенал столичные налоговики. Идея их заключается в том, чтобы задействовать в военных операциях добросовестных налогоплательщиков. Добросовестных, естественно, не спросили, да и выбора особого не оставили: не хочешь выполнять

за инспекторов их обязанности, возмещай ущерб, причиняемый бюджету однодневками,

из собственного кармана.

Бойся контрагента своего

Некоторое время назад налоговики начали практиковать очень неприятную вещь – доначислять компаниям налоги на том основании, что их контрагент – организация со всех сторон недобросовестная (однодневка, прямо скажем) – уклоняется от уплаты и вообще пропала, не погасив задолженность перед бюджетом. По словам генерального директора юридической компании "Аннэксус" Сергея Жорина, юристы пострадавших пытаются это дело обжаловать, но суды наши признают действия налоговиков обоснованными. Таким образом, получается, что сегодня предприниматель должен бояться своего контрагента.

"Изначально ФНС попыталась бороться с однодневками на этапе регистрации, – рассказывает источник, пожелавший сохранить инкогнито. – Они и сейчас пытаются – однако эта борьба малоэффективна. Закон о регистрации таков, что и однодневки легко регистрировать, и захваты производить. А если учесть, что часто однодневки создаются для проведения одной-двух операций, а потом их и не найдешь, и фиктивного директора практически ни к чему не привлечешь, то  Вот и зародилась в недрах ФНС идея: зачем бороться с однодневками, если можно создать такую ситуацию, когда нормальным фирмам работать с однодневками будет очень невыгодно. Ищем действующие фирмы, которые с однодневками проводили сделки, через суд признаем их недействительными (ничтожными) и изымаем все в бюджет. И добиваемся сразу нескольких эффектов: и пополняем бюджет, и создаем ситуацию, при которой нормальные фирмы не хотели бы с однодневками связываться".

Претензии налоговиков еще можно как-то понять в случае, если фирма сознательно использует однодневки по их прямому назначению, то есть для оптимизации налогообложения, однако, по словам руководителя компании "Фирмодел.ру" Александра Григорьева, бывают ситуации, когда честному налогоплательщику контрагенты просто-напросто "подставляют" для расчетов системную фирму (она же "помойка", "прокладка", "фонарь" и т.п.). До слез обидно: ничего не "оптимизировал", а под раздачу попал.

Вообще-то опытному бухгалтеру вычислить плохо замаскированную однодневку не так уж и сложно, однако бухгалтер в фирме не хозяин, хозяева же зачастую просто не желают тратить время на такие пустяки, как проверка контрагента. "Часто бухгалтеров просто ставят перед фактом: "оплати счет", а уставов да деклараций по НДС с отметкой налоговой не приносят на обзор, – рассказывает главный бухгалтер "Фирмодел.ру" Зоя Есипова. – Мои коллеги, может, и не против работать исключительно с чистыми и честными, да вот только в стремительной деловой жизни людям, которые решают, как и с кем им работать (точнее, с чьими документами), бывает не до их бухгалтерской бюрократии. А пока гром не грянет, ничем, кроме как бюрократией, это для их руководства не будет".

Пока не грянул гром

Очевидно, что лучше всего постараться избегать контактов с "помойками". Но как же догадаться, что милый мальчик с чистыми глазами, протягивающий вам счет за возвращение к жизни старенького принтера, аффилирован с однодневной структурой? Порой почти никак, и тем не менее.

Юристы советуют для начала обратить внимание на наименование организации. "На размышления должны наводить ничего не говорящие и заезженные названия, – поясняет Александр Григорьев, – те, которые генерируют регистраторы специально для готовых, предназначенных для продажи фирм. Например "Авалон", "Антарес", "СтройИнвест", "БизнесПроект", "Олимп", "ТрейдИнвест" и т.д. Про "Лабеан" я вообще молчу". (Тем, кто заинтересовался этимологией того, о чем молчит юрист, советуем попробовать прочитать слово справа налево. Самое интересное, что в ЕГРЮЛ организаций с таким названием штук 40.) Очень часто, по словам специалистов, в названии однодневки фигурируют солидные "опт", "торг", "плюс", "финанс", "групп" и т.п.

Однако даже самое нетривиальное наименование не может гарантировать добросовестности контрагента. Поэтому дальше юристы советуют попросить потенциального партнера представить полный пакет учредительных документов, ОГРН, ИНН, приказ на генерального директора. Во всей этой кипе бумаг стоит обратить внимание на целый ряд косвенных улик. Возраст организации, к примеру. По словам Александра Григорьева, "прокладкам" налоговая нынче шустро блокирует счета, и долго они не живут. Личность учредителя, генерального директора, главного бухгалтера и кассира. Как рассказывают юристы, у однодневок во всех этих ипостасях почти всегда выступает один человек. Адрес (понятное дело, массовый). Список массовых адресов можно скачать здесь – http://regforum.ru/showthread.php?t=82. ИНН, ОГРН, вполне возможно, что не действительны (проверить можно по базе информационного агентства "Валаам": www.valaam-info.ru/fns).

В принципе, если "фонарь" совсем примитивен и рассчитан на очень короткий период свечения, совершив вышеописанные действия, его вполне можно "загасить", однако есть и гораздо более изощренные "помойки", копаться в которых рядовому предпринимателю практически бесполезно.

Если сделка серьезная и привлекательная и вроде бы документы с виду в порядке, а на душе все же как-то неспокойно, можно попросить о личной встрече с руководителем организации. Увиливают? Ссылаются на занятость? Дурной знак. Все же явился? Уже лучше, но не спешите радоваться.

"Приходит к вам директор, с учредительными документами, выпиской из ЕГРЮЛ от вчерашнего числа, протоколом о его избрании, приказом о назначении и пр., – рассказывает Алексей Бычков, начальник отдела одной из юридических компаний. – Заключаете вы с ним договор, перечисляете ему деньги, а он, выйдя от вас, идет к нотариусу, потом в ИФНС. Там пишет заявление на внесение изменений в учредительные документы в связи с прекращением его полномочий и назначением руководителем Иванова Иван Ивановича, который пропил паспорт и на сегодняшний момент проживает в коробке на Казанском вокзале... ИФНС эти изменения у себя в ЕГРЮЛ отображает  НДС, который вы заплатили в составе цены, не доходит до бюджета... То, что может быть персональная ответственность за все эти выкрутасы, второй вопрос, но мы видим образование классической "помойки": субъект правоотношений в виде организации есть, фамилии учредителей, участников, руководителей есть, но они об этом либо не знают, либо не помнят".

Нет, надежный способ проверки контрагента, конечно же, имеется – заказать сбор информации специализирующимся на этом конторам. Пойдя по этому пути, можно узнать обороты фирмы по счету, соотношение оборотов и уплаченных налогов, выяснить, не сдает ли при этом нулевые декларации, и т.д. Однако способ этот, по словам Александра Григорьева, очень затратный, и пользуются им, как правило, лишь крупные компании.

Справедливости ради стоит заметить, что налоговики со своей стороны пытаются оказать хоть какую-то информационную поддержку предпринимателям, вынужденным самостоятельно проверять своего контрагента – например, не так давно они начали публиковать на своем сайте списки адресов массовой регистрации и организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица (http://www.nalog.ru/inf_deyat.html). И на том спасибо, как говорится, однако ситуации сие благое деяние не меняет: по мнению юриста Аллы Авдониной, возможностей для выявления хорошо законспирированной однодневки у рядового предпринимателя все равно нет.

Поэтому совет последний – берите пример с гоголевской Коробочки. Помимо "первички" (накладные, акты, счета-фактуры) и копий учредительных документов контрагента сохраняйте все возможные бумажки, свидетельствующие о ваших с ним отношениях, – визитки, прайсы, почтовые конверты и т.д. Если же отношения ваши с подозрительной компанией носят не разовый, а систематический характер, юристы рекомендуют после каждого квартала делать акт сверки расчетов: в возможных судебных спорах подобный документ усиливает позиции налогоплательщика.

Мария Киреева

"Аннэксус"

(495) 223-34-57

www.annexus.ru

 "Фирмодел.ру"

(495) 223-70-55

www.firmodel.ru

При подготовке статьи также были использованы материалы форума о регистрации юридических лиц в России: www.regforum.ru




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 20.07.2019
    USD62,8666+0,0380
    EUR70,7941+0,1873
    E/U1,1261+0,0023
    БВК66,4340+0,1052
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности