Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Внешнеэкономическое обозрение

  номер 13 (166) от 04.04.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление 


"ГАЗПРОМ" ВСЕ ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО ПРОЗРАЧЕН"

БУРКХАРД БЕРГМАНН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ RUHRGAS

Давний немецкий партнер "Газпрома" - Ruhrgas до последнего времени предпочитал вкладывать деньги лишь в акции российской монополии. За четыре с небольшим года Ruhrgas приобрел около 6% акций "Газпрома", заплатив за них более $1,1 млрд. Но недавно Ruhrgas решил всерьез заняться в России добычей газа. Возможно, причиной явилась начавшаяся в Европе либерализация газового рынка, практически не оставляющая шанса выжить компаниям - транспортировщикам газа, не имеющим собственной добычи. При этом председатель правления Ruhrgas и член правления E.ON Буркхард Бергманн уверяет, что его компания сможет выгодно торговать газом и в России. О том, каким он видит в перспективе рынок газа в России и сам "Газпром", Бергманн рассказал в интервью "Ведомостям".

- Как может измениться стратегия Ruhrgas на европейском и российском энергетических рынках после слияния концерна с E.ON?

- Позиции Ruhrgas усиливаются после слияния с E.ON, поэтому мы и прилагали столько сил, чтобы сделка состоялась. Финансовые возможности нашей компании значительно увеличились. В структуре концерна E.ON Ruhrgas будет отвечать за газовый бизнес. Я же в правлении E.ON отвечаю за весь газовый бизнес компании, в том числе и за пределами Германии. Мы намерены и в дальнейшем активно сотрудничать с Россией.

- Противники объединения Ruhrgas с E.ON считали, что сделка приведет к появлению на немецком энергетическом рынке крупного игрока, способного монопольно устанавливать цены. Разве это не противоречит принципам либерализации европейского рынка газа?

- Это слияние вовсе не направлено против либерализации, хотя в результате на европейском рынке действительно возник крупный игрок. Надо смотреть на это не только с позиций Германии, но и с точки зрения отношений международной конкуренции. России необходимо иметь в виду, что сильный партнер - это, как правило, хороший партнер.

- Кто может стать, на ваш взгляд, наиболее вероятным покупателем ваших с E.ON акций /около 42% / восточногерманской газораспределительной компании Verbundnetz Gas? Руководство Wintershall уже заявило, что готово поучаствовать в покупке 26,6% акций вместе с "Газпромом". Как вы оцениваете шансы этого альянса?

- Мы обязаны предложить 10% из 42% муниципальным компаниям Германии. О форме продажи остальных акций говорить еще рано. Есть очень много претендентов.

- Как вы оцениваете ваши шансы пройти в совет директоров "Газпрома" в этом году? У Ruhrgas пока нет необходимых для прохождения 8 - 10%.

- Мы покупаем акции отнюдь не для того, чтобы обеспечить мне избрание в совет директоров "Газпрома". Сейчас Ruhrgas прямо и косвенно контролирует около 6% акций. В долгосрочной перспективе мы намерены довести этот пакет до 8 - 10%. Это стратегическое приобретение. То, когда и в каком темпе мы будем продолжать наращивать свой пакет в "Газпроме", зависит от многих факторов, в том числе и от того, как будет развиваться рынок акций компании.

- Многие чиновники и участники российского фондового рынка уверены, что государство не либерализует рынок акций "Газпрома", пока не будет напрямую владеть контрольным пакетом монополии.

- Я уважаю и поддерживаю сильную роль государства в "Газпроме". Главное, чтобы правительство осуществляло справедливую политику в отношении частных акционеров "Газпрома". Тогда мы совместными усилиями сможем проложить ему путь к успеху.

- Ruhrgas напрямую владеет лишь 3,5% акций "Газпрома", остальные он покупает через "дочку" "Газэкспорта" - "Геросгаз". Нет ли опасности того, что эти акции могут быть зачислены в балансовые акции "Газпрома" и вы лишитесь контроля над частью своего пакета?

- Все сделки с "Геросгазом" легальны и чисты. Мы не видим здесь для себя никакой опасности.

- Вы говорили, что Ruhrgas планирует добывать газ в России, причем готов продавать этот газ на внутреннем рынке. Какой вы видите реформу рынка газа в России?

- Начинать надо с цен на газ. Они в России не покрывают затраты инвестора на добычу. Рентабельность того или иного российского месторождения, где добыча осуществляется в течение ряда лет, может быть приемлемой там. Но цены должны также обеспечивать возможность освоения новых газовых месторождений. С другой стороны, "Газпром" все еще недостаточно прозрачная компания, и потому довольно сложно назвать цену на газ, которая позволила бы покрыть инвестиции в производство и транспортировку газа.

Во-вторых, независимые производители газа должны получить в перспективе гарантии справедливого участия в выручке от экспорта газа. Это не означает, что они физически должны иметь возможность экспортировать газ.

В-третьих, должна быть создана стратегия, учитывающая возможности поставок газа из Средней Азии на внутренний рынок и на экспорт.

- Среди руководителей "Газпрома" бытует мнение, что сейчас выгоднее закупать среднеазиатский газ, который к тому же не облагается акцизами, чем разрабатывать дорогостоящие месторождения в России. Главное, чтобы он шел на экспорт под контролем монополии.

- Это невозможно, пока цена на импортируемый из Азии газ выше, чем цена на внутреннем рынке. Если же речь идет о том, чтобы сделать выбор между импортом газа и инвестициями на освоение новых месторождений, тогда эти менеджеры могут быть правы, так как импорт может оказаться дешевле.

- Существуют две основные точки зрения на то, как проводить реформу рынка газа в России. Министр экономического развития Герман Греф предлагает выделить из "Газпрома" транспортную компанию, может быть, даже с передачей ее в госсобственность, а глава "Газпрома" Алексей Миллер против этого и реформу сводит к повышению цен на газ.

- Вычленение транспортной компоненты, пусть даже она останется в собственности "Газпрома", негативно скажется на эффективности работы компании. Но, с другой стороны, это обеспечит "Газпрому" большую прозрачность. Можно было бы убить сразу двух зайцев: сохранить "Газпром" как вертикально-интегрированную компанию и при этом дать российскому рынку справедливую информацию о транспортных расходах и мощностях. Ведь из-за непрозрачности транспортных расходов "Газпрома" до сих пор непонятно, сколько же на самом деле стоит транспортировка газа в России, какими должны быть транспортные тарифы и инвестиции в расширение газопроводов и, наконец, какими свободными мощностями в реальности сегодня обладает "Газпром".

- Как вы оцениваете экспортную стратегию "Газпрома", расширение спотовых и разменных сделок при сохранении долгосрочных экспортных контрактов, а также постепенное избавление от перепродавцов?

- Я убежден в том, что "Газпрому" еще долго будут нужны долгосрочные экспортные контракты. Компания имеет очень большие долги, и важнейшая гарантия их обеспечения - это долгосрочные экспортные договоры. Что же касается поставок на спотовые рынки, то "Газпрому" лучше знать, что он делает. Но при этом у производителя может возникнуть соблазн получать сверхдоходы за счет дополнительных поставок на спотовый рынок. Но если цены на спотовых рынках упадут, должны будут понизиться и цены в долгосрочных экспортных контрактах. Это "Газпрому" может дорого обойтись.

Что же касается газовых посредников, то не могу давать здесь свою оценку, так как у меня нет точного представления о том, какую роль они играют. В Германии таких промежуточных компаний нет.

- Как вы оцениваете финансовую политику менеджмента "Газпрома"? Удалось ли команде Миллера улучшить долговую структуру компании?

- Команда Миллера добилась значительных успехов в возврате активов, но предстоит еще многое сделать. Необходимо повысить прозрачность и эффективность деятельности "Газпрома". Долги "Газпрома" сегодня очень велики - $15 млрд. Но доля собственного капитала компании по отношению к ним составляет 70% , так что ситуация не является крайне критической. Не надо забывать, что свыше $1 млрд "Газпром" каждый год платит только по процентам по долгам. Для "Газпрома" жизненно важно изменить срочность задолженности, т. е. заменить краткосрочную задолженность более долгосрочной. И менеджмент компании предпринял вполне успешные усилия, чтобы снизить долю краткосрочных долгов. Кроме того, удалось привлечь новые круги инвесторов, успешно разместив евробонды на $1,75 млрд. Но, с другой стороны, было бы преждевременным успокаиваться в вопросе финансового положения "Газпрома". Озабоченность вызывает тот факт, что "Газпром" все еще не в состоянии принимать инвестиционные решения по строгим экономическим критериям. Осуществляя новые инвестиции, "Газпром" часто не зарабатывает достаточно денег для уплаты процентов на финансирование этих инвестиций.

- Руководство "Газпрома" заложило в проекте бюджета на 2003 г. снижение общего долга на $2 млрд при сумме обслуживания долгов в 192 млрд руб. , "Газпром" обещает занять всего 130 млрд руб. Удастся ли выполнить это обещание?

- Это сильно зависит от цен на газ на экспортном и внутреннем рынках. Если вы мне скажете, как будут выглядеть мировые цены на газ в конце этого года, я тут же дам ответ на ваш вопрос. Пока что цены на газ на мировом рынке высоки, но я не исключаю, что они снизятся к концу года.

- Как проходят переговоры по формированию украинского газотранспортного консорциума?

- Несмотря на то что существует принципиальная договоренность между Владимиром Путиным, Леонидом Кучмой и Герхардом Шредером об участии Германии в управлении газотранспортным консорциумом, пока мало что произошло относительно нашего участия в консорциуме. У многих возникает впечатление, что мы торопим Россию и Украину в принятии решений и разочарованы тем, что проект продвигается недостаточно быстро. Это не так. Мы спокойно наблюдаем за процессом. С точки зрения рентабельности для инвесторов проект будет, пожалуй, малопривлекательным. Но со стратегической точки зрения проект важен. С одной стороны, он призван обеспечить экспортные возможности России, а с другой - снабжение Европы российским газом, более 80% которого поступает в Западную Европу через территорию Украины.

- Насколько, на ваш взгляд, необходимо строить Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря? Несколько зарубежных компаний уже отказались от предложений "Газпрома" участвовать в этом проекте в качестве инвестора.

- Северо-Европейский газопровод очень интересен в стратегическом отношении: создается новый транспортный коридор, открывающий путь к новым для России рынкам газа, и появляется возможность диверсифицировать пути транспортировки. Но при этом проект очень дорогой. Алексей Миллер назвал объем инвестиций в строительство Северо-Европейского газопровода в размере $5,7 млрд. Рентабельность проекта будет сильно зависеть от того, как быстро вырастет потребность Европы в российском газе. Я, например, считаю, что вряд ли следует ждать резкого скачка потребностей Европы в российском газе. Поэтому, чтобы оправдать столь высокие инвестиционные затраты, необходимо реализовывать этот проект поэтапно. Несмотря на очевидные политические преимущества, рентабельность проекта все-таки должна быть сопоставима с окупаемостью других альтернативных маршрутов - второй ниткой Ямал - Европа или расширением газотранспортных мощностей через Украину.

БИОГРАФИЯ.

Буркхард Бергманн родился 11 февраля 1943 г. в городе Зенденхорст/Бекум в Западной Германии. В 1962 - 1968 гг. он изучал физику в университетах Фрайбурга и Аахена. В 1968 - 1969 гг. Бергманн работал в федеральном Министерстве науки и техники, а с 1969 по 1972 г. трудился в ядерном научном центре Юлиха. В 1972 г. Бергманн возглавил департамент закупок Ruhrgas, а в июне 2001 г. стал председателем правления концерна. С 5 марта 2003 г. - член правления E.ON. В 2000 г. Бергманн стал первым и пока единственным иностранным представителем в совете директоров "Газпрома".

О КОМПАНИИ.

Немецкий концерн Ruhrgas никогда не занимался добычей газа, однако это не мешает ему быть крупнейшим продавцом газа в Западной Европе. В 2001 г. компания поставила европейцам более 50 млрд куб. м газа. Во многом это удается благодаря долголетнему сотрудничеству с Россией, у которой Ruhrgas покупает газ для Европы /около 20 млрд куб. м в год/ с 1973 г. Долгосрочный экспортный контракт Ruhrgas с "Газпромом" действует до 2030 г. Оборот концерна в 2001 г. составил 13,3 млрд евро, инвестиции - 653 млн евро, а чистая прибыль - 491 млн евро. Ruhrgas контролирует около 6% акций "Газпрома", из них 3,5% принадлежат ему напрямую, а остальные находятся у СП концерна и "Газэкспорта" - "Геросгаза". Летом прошлого года немецкое правительство одобрило слияние Ruhrgas с энергетическим концерном E.ON. /"Ведомости", 31 марта /

***

ЕС ПРОТИВ "ГАЗПРОМА"

Низкие внутренние цены на газ и электроэнергию могут еще долго сдерживать вступление России в ВТО. На завершившихся в субботу переговорах основной торговый партнер России - ЕС - значительно расширил список требований. Теперь европейцы хотят, чтобы Россия не только либерализовала внутренние цены на энергоносители, но и ликвидировала монополию "Газпрома", обеспечила равный доступ к трубе и отменила экспортные пошлины на нефть и газ.

Обсуждение "правил игры" на энергетическом рынке после вступления России в ВТО - один из самых сложных вопросов переговоров. Еще осенью 2002 г. члены ВТО, и в первую очередь ЕС, настаивали на выравнивании внутрироссийских и мировых цен на электроэнергию и газ, считая низкие внутрироссийские цены формой субсидирования промышленности. Но после встречи торгового комиссара ЕС Паскаля Лами с российским министром экономического развития и торговли Германом Грефом в конце октября европейцы смягчили свою позицию: Евросоюз перестал настаивать на выравнивании цен, но требовал включить пункт об их либерализации в обязательства России при присоединении к ВТО. Но Россия продолжала уверять партнеров в том, что этот вопрос не может быть внесен в набор стандартных условий присоединения.

Завершившиеся в субботу в Париже двухдневные переговоры с ЕС не оправдали надежд российских переговорщиков. "В последнее время диалог [по энергетике] развивался очень сложно, - говорил до начала встречи один из членов российской делегации. - Мы рассчитываем, что встреча с [торговым комиссаром ЕС Паскалем] Лами поможет сдвинуть переговоры". Однако европейцы не только не смягчили прежние требования, но и выдвинули новые. "ЕС теперь требует от нас и обеспечения равных условий доступа к трубе, и ликвидации любого монополизма "Газпрома", и отказа от применения экспортных пошлин на нефть и газ, и, как следствие, повышения внутренних и снижения экспортных цен", - сообщил один из участников переговоров с российской стороны. Как пояснили "Ведомостям" в пресс-офисе Еврокомиссии, эксперты ЕС считают, что Россия субсидирует своих производителей, устанавливая более высокие по сравнению с внутренними экспортные цены: при цене газа в $20 - 21 за 1000 куб. м для российских предприятий экспортируемое "Газпромом" в Европу голубое топливо стоит на уровне $120 за 1000 куб. м. "Россия также должна согласиться на то, чтобы монополия [ "Газпрома"] на экспорт на искажала условия торговли", - отмечает источник в Еврокомиссии. Претензии официальных представителей ЕС обусловлены позицией европейских производителей. "Мы считаем, что из-за столь низких внутренних цен [на энергоносители] российские предприятия имеют огромное преимущество и честной конкуренции в таких условиях ожидать не приходится, - отмечает источник в крупнейшей германской энергетической компании RWE. - Мы с нетерпением ждем либерализации на российском энергетическом рынке".

Российские переговорщики считают эти требования абсурдными. "Европа просто хочет заполучить российские газ и электроэнергию подешевле и при этом сделать это топливо для нас самих подороже, - сообщил на условиях анонимности высокопоставленный источник в российской делегации. - Но к ВТО эта проблема не имеет ни малейшего отношения, и мы не собираемся отступать и брать на себя какие-либо обязательства в энергетическом секторе".

Возможно, взаимопонимание будет найдено на следующих переговорах с ЕС на высоком уровне. "В апреле или в мае состоится еще одна встреча на уровне министров [ЕС и России], - говорит источник в российском Минэкономразвития. - К этому времени до Госдумы дойдет законопроект о полном открытии для европейцев российского страхового рынка и пройдут двусторонние переговоры по импортным тарифам, после чего, может быть, мы станем лучше понимать друг друга"./"Ведомости", 31 марта /




<< предыдущая статья     оглавление 


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 24.08.2019
    USD65,6046-0,0150
    EUR72,6243-0,2069
    E/U1,1070-0,0029
    БВК68,7635-0,1014
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности