Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Внешнеэкономическое обозрение

  номер 3 (205) от 23.01.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


КИТАЙЦЫ ПОНЯЛИ, КТО В РОССИИ ХОЗЯИН

И впредь будут лоббировать крупные нефтяные проекты непосредственно через администрацию президента, чтобы не повторить ошибок с проектом нефтепровода Ангарск – Дацин

В 2003 г. Китай вышел на второе место после США по потреблению нефти, обогнав Японию. Об этом сообщила на днях британская Financial Times. Испытывая возрастающую зависимость от поставок топлива с Ближнего Востока, Пекин давно вел переговоры о строительстве альтернативных нефтепроводов из России и Казахстана. Но если в Астане китайцам устроили “теплый прием”, то в России их ожидало разочарование. Практически решенный вопрос со строительством трубы до Дацина не был согласован с администрацией президента, из-за чего нефть, скорее всего, потечет не в Китай, а в Японию. В будущем Китай учтет этот урок и будет стараться вести дело исключительно с лояльными Кремлю нефтяными компаниями.

В прошлом году Китай потреблял 5,46 млн баррелей нефти в день, а Япония – 5,43 млн баррелей в день. По данным Международной энергетической ассоциации, в IV квартале закупки нефти Пекином были основной причиной глобального роста спроса на топливо. В 2004 г., по мнению экспертов, ситуация не изменится и отрыв Китая от Японии по этому показателю еще возрастет. По этой причине “Поднебесная” ищет новые источники поставок топлива, не желая обрекать себя на зависимость от ближневосточной нефти. “Подход китайцев к импорту нефти прагматичен: они стараются диверсифицировать риски и удовлетворить потребности растущей экономики в топливе, – сказал RBC daily заместитель гендиректора Центра по изучению и развитию совместных предприятий Петр Козьма. – Основные поставки нефти в Китай осуществляются с Ближнего Востока, преимущественно из Катара. Но сейчас в этом регионе наращивают свое присутствие США, и перед Китаем возникает угроза нефтяного шантажа со стороны американцев. Отчасти вследствие этого Китай активно ищет альтернативные источники поставок топлива и интересуется российскими и казахстанскими проектами”.

В Казахстане китайцы уже закрепились. Компания China National Petroleum Corporation (CNPC) имеет несколько совместных проектов, в частности, с “Актобемунайгазом”; кроме того, недавно китайцыстали участвовать в разработке месторождений на Северном Каспии. Строительство трубопровода из Казахстана до восточных провинций Китая сможет не только удовлетворить его потребности в нефти, но и позволит ему начать ее экспорт в третьи страны. Но по сравнению с казахстанским проект строительства трубопровода из России предпочтителен для Китая. “Трубопровод из Казахстана обещает быть более дорогим, из-за того что его придется тянуть через отсталые западные провинции до восточного региона – основного потребителя нефти. Российская же нефть будет идти к китайским потребителям напрямую”, - сообщил RBC daily эксперт инвестиционной группы “Антанта-Капитал” Александр Блохин. Однако осенью 2003 г. российские власти получили более заманчивое предложение со стороны Японии и решили тянуть нефтепровод из Ангарска не в китайский Дацин, а в Находку, откуда нефть будет поставляться в Японию. “Китайский проект дешевле в 2-3 раза по сравнению с японским и значительно короче, но сравнивать их с этой точки зрения некорректно, – рассказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. – В отличие от китайцев, которые хотели инвестировать 50% стоимости, японцы готовы полностью прокредитовать строительство, а также финансировать геологоразведочные работы в Восточной Сибири”.

Но главное, чего не учли китайцы, было то, что проект строительства нефтепровода необходимо было согласовывать не с ЮКОСом, который был главным заинтересованным лицом в этом вопросе, а непосредственно в Кремле. По мнению Александра Блохина, перемена планов строительства была вызвана противостоянием государства и ЮКОСа: правительство не могло допустить приватизации восточносибирских месторождений. “Китай получил крайне неприятный урок в России. Оказалось, что проект строительства нефтепровода, обсуждаемый с 1997 г., не имеет поддержки со стороны президента, как это хотели подать Ходорковский и Касьянов. Премьер дважды летал в Пекин и в обтекаемой форме говорил о планах строительства нефтепровода. Китайцы были убеждены, что государство выступает гарантом по этому проекту. Теперь Китай признал, что, ведя переговоры, он должен ориентироваться прежде всего на президента”, - сказал Александр Собянин. По словам Петра Козьмы, альтернативный проект строительства нефтепровода, предложенный японцами, лоббировался ими непосредственно у президента России, благодаря чему он и получил поддержку.

Китайцы, несомненно, учтут негативный опыт. Принимая во внимание нарастающую потребность в топливе, Пекин не будет отказываться от совместных проектов, но, скорее всего, в дальнейшем будет вести переговоры с полугосударственными, лояльными “питерской” команде во власти компаниями, такими как “ЛУКОЙЛ” и “Сургутнефтегаз”. “Рано или поздно трубопровод на восток будет протянут, но основным заинтересованным в его строительстве лицом теперь будет не ЮКОС, а консорциум из “Газпрома”, “Роснефти” и “Сургутнефтегаза”. Проект будет реанимирован под контролем государства. Не случайно к участию в консорциуме привлекли “Сургутнефтегаз”. В отличие от газовщиков и “Транснефти”, он имеет свободные средства, необходимые для разведки новых месторождений и участия в строительстве газопровода. В будущем Китаю придется иметь дело в основном с государством и лоббировать строительство непосредственно через администрацию президента”, - отметил Александр Блохин. По его мнению, ЮКОС нельзя полностью сбрасывать со счетов, но его участие будет либо опосредованным, через консорциум, либо это будет проект не столь больших масштабов. “Кроме того, вероятно, к апрелю часть акций компании перейдет к государству как компенсация за долги перед налоговым ведомством. В любом случае, нефть в Китай пойдет только под контролем государства”, - добавляет аналитик.

“Если Китай захочет возобновить переговоры по нефтепроводу до Дацина, ему нужно будет действовать так же, как действовали японцы”, - согласен Петр Козьма. А по информации Александра Собянина, сейчас в Китае действует негласная установка: приостановить контакты по ключевым проектам с российскими партнерами, за исключением приближенных к Кремлю, до президентских выборов. “Оставшиеся два месяца очень благоприятны для “питерских” компаний, которые могут заключить выгодные контракты с китайцами. Примечательно, что Китай развивает отношения с “ЛУКОЙЛом” по проектам в Восточной Сибири, хотя в этом регионе традиционно представлены “Альфа-Ренова” и ЮКОС, – утверждает г-н Собянин.

/”РБК”, 22.01.2004/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 19.09.2019
    USD64,4290+0,3077
    EUR71,2391+0,6351
    E/U1,1057+0,0046
    БВК67,4935+0,4550
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности