ВЫСТАВКИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ВЫСТАВКИ

 

Завершил свою работу авиасалон "Фарнборо-Интернэшнл-2000", ставший индикатором состояния и тенденций развития авиационной промышленности всего мира. Оценки салона в среде российских экспертов противоречивы.

Многие говорят, что выставка потеряла свой размах и престиж. Во многом это связано с тем, что ушло в прошлое жесткое противостояние между Востоком и Западом, которое в самолетостроении проявлялось, пожалуй, ярче всего.

Однако, нельзя не заметить, что проявились другие "линии раздела", по обеим сторонам которых конкуренты концентрируют все свои силы. Ключевая задача для большинства фирм и государств – победа не в бою, а на рынке.

Мировые лидеры направляют свои усилия, прежде всего, в гражданский сектор. По далеко не полным данным, на выставке подписано контрактов на общую сумму 43 млрд. долл. Лидируют западноевропейский консорциум "Эрбас Индастри" (18,8 млрд. долл.) и его основной конкурент "Боинг" (14,7 млрд. долл.). Невиданный рывок совершили фирмы, строящие региональные самолеты. Заказано 260 таких машин на общую сумму свыше 6 млрд. долл. Причем почти все эти деньги получают фирмы из новых авиационных держав: канадская "Бомбардьер" и бразильская "Эмбраер".

Впрочем, не все эксперты считают малоинтересным военный сектор авиасалона. Как заявил генконструктор "ОКБ "Сухого" Михаил Симонов, "на выставке идет подковерная борьба", а состояние военного сектора авиарынка напоминает "затишье перед грозой". В частности, американцы форсируют разработку крупнейшего военно-коммерческого проекта – легкого истребителя пятого поколения JSF – и рассчитывают начиная с 2010 года продать 2000 таких машин, вытеснив конкурентов с рынка.

В значительной степени скрытая борьба за рынок характерна и для российских фирм, производящих военную авиатехнику. Например, для микояновцев успех будет определяться не эффективными полетами, а скоростью внедрения на МиГ-29 современной авионики. Интенсивная работа над ней продолжается, и экспортный потенциал истребителя, по мнению экспертов, уже в следующем году резко возрастет.

В отдаленной перспективе успех военного авиастроения будет зависеть от того, насколько удастся интегрировать в единый кулак все имеющиеся ресурсы. Прежде всего это относится к работе над истребителем пятого поколения. Причем, по мнению специалистов, для успешной конкуренции с интернациональными проектами (JSF и "Тайфун") нам необходимо идти по пути объединения усилий с такими государствами, как Индия и Китай. В противном случае военное авиастроение России ожидает столь же нелегкая судьба, как и гражданское.

("Независимая газета", 29.07.2000, ""Фарнборо-2000": конкуренты опаснее врагов")

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>