Завершил свою работу авиасалон
"Фарнборо-Интернэшнл-2000", ставший
индикатором состояния и тенденций развития
авиационной промышленности всего мира. Оценки
салона в среде российских экспертов
противоречивы.
Многие говорят, что выставка потеряла
свой размах и престиж. Во многом это связано с
тем, что ушло в прошлое жесткое противостояние
между Востоком и Западом, которое в
самолетостроении проявлялось, пожалуй, ярче
всего.
Однако, нельзя не заметить, что
проявились другие "линии раздела", по обеим
сторонам которых конкуренты концентрируют все
свои силы. Ключевая задача для большинства фирм и
государств – победа не в бою, а на рынке.
Мировые лидеры направляют свои усилия,
прежде всего, в гражданский сектор. По далеко не
полным данным, на выставке подписано контрактов
на общую сумму 43 млрд. долл. Лидируют
западноевропейский консорциум "Эрбас
Индастри" (18,8 млрд. долл.) и его основной
конкурент "Боинг" (14,7 млрд. долл.). Невиданный
рывок совершили фирмы, строящие региональные
самолеты. Заказано 260 таких машин на общую сумму
свыше 6 млрд. долл. Причем почти все эти деньги
получают фирмы из новых авиационных держав:
канадская "Бомбардьер" и бразильская
"Эмбраер".
Впрочем, не все эксперты считают
малоинтересным военный сектор авиасалона. Как
заявил генконструктор "ОКБ "Сухого"
Михаил Симонов, "на выставке идет подковерная
борьба", а состояние военного сектора
авиарынка напоминает "затишье перед
грозой". В частности, американцы форсируют
разработку крупнейшего военно-коммерческого
проекта – легкого истребителя пятого поколения JSF
– и рассчитывают начиная с
2010 года продать 2000 таких машин, вытеснив
конкурентов с рынка.
В значительной степени скрытая борьба
за рынок характерна и для российских фирм,
производящих военную авиатехнику. Например, для
микояновцев успех будет определяться не
эффективными полетами, а скоростью внедрения на
МиГ-29 современной авионики. Интенсивная работа
над ней продолжается, и экспортный потенциал
истребителя, по мнению экспертов, уже в следующем
году резко возрастет.
В отдаленной перспективе успех
военного авиастроения будет зависеть от того,
насколько удастся интегрировать в единый кулак
все имеющиеся ресурсы. Прежде всего это
относится к работе над истребителем пятого
поколения. Причем, по мнению специалистов, для
успешной конкуренции с интернациональными
проектами (JSF и
"Тайфун") нам необходимо идти по пути
объединения усилий с такими государствами, как
Индия и Китай. В противном случае военное
авиастроение России ожидает столь же нелегкая
судьба, как и гражданское.
("Независимая газета", 29.07.2000,
""Фарнборо-2000": конкуренты опаснее
врагов")