ВЫ ЗНАЕТЕ, КТО ИМЕННО СДЕЛАЛ ВАШИ КРОССОВКИ?

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ВЫ ЗНАЕТЕ, КТО ИМЕННО СДЕЛАЛ ВАШИ КРОССОВКИ?

На них написано “Nike”? Не верьте глазам своим. Скорее всего, ваши кроссовки были произведены на заводе китайской компании Yue Yuen (YY).

“Некоторые вещи здесь – это коммерческая тайна, и я не могу с вами об этом говорить. Здесь слишком много разных брендов, и поэтому нам приходится действовать крайне осторожно”, – говорит мне Терри Ип, с которым я обхожу огромный завод по производству обуви, расположенный на Юге Китая. Этот завод принадлежит тайваньской компании Yue Yuen (YY), о которой, скорее всего, вы никогда ничего не слышали. Тем не менее, именно YY, а не всемирно известные Nike, Adidas и Reebok, является крупнейшим производителем спортивной обуви в мире. Скромность и молчаливость – эта отличительная черта политики YY, и эти черты очень нравятся владельцам мировых брендов, ведущим бизнес с тихим китайским обувным гигантом.

В настоящее время YY работает с владельцами примерно 40 брендов, выпуская обувь различного типа, от сверх-технологичной до ультра-модной. Только в прошлом году заводы YY, расположенные в Китае, Индонезии и Вьетнаме, произвели, в общей сложности, около 130 млн пар кроссовок. Общий объем продаж YY составил $1.3 млрд при чистой прибыли $229 млн.

Так как ни один ведущий обувной бренд не раскрывает реальные объемы своих продаж, то весьма сложно понять, какая именно доля продукции под известными торговыми марками на самом деле произведена на заводах YY. Однако, насколько известно, именно YY является крупнейшим поставщиком ведущих мировых “производителей” спортивной обуви. Среди тех, кто закупает продукцию YY – Nike, Reebok, Adidas, New Balance и Timberland. Вы покупали в этом году кроссовки из последней коллекции, несущие некий известный бренд? Если да, то очень может быть, что ваши кроссовки (а также большая часть той обуви, на которой вы на этот раз не остановили свой выбор) были рождены в стенах YY. По некоторым имеющимся данным, в Азии производится до 99% обуви под брендом Nike и до 95% обуви под брендом Adidas.

Именно защита секретов партнерских брендов является главной головной болью менеджеров YY. “Мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы не допустить утечки секретов. Никто [у нас] не должен знать все обо всем”, – рассказывает мне г-н Ип, директор YY по взаимоотношениям с инвесторами. По словам его коллеги Джексона Ли, возглавляющего центр по исследованиям и дизайну компании, он никогда не допускает чтобы те сотрудники, которые работают, например, с Adidas, пересекались бы с теми, кто занят на линии Nike. На всем заводе строго запрещено фотографировать около сборочных линий. “Вы видите – здесь не могу пройти даже я”, – говорит г-н Ип после того, как охранник компании не пускает его в особо охраняемую зону.

Подобные меры безопасности вполне оправданы – говорит Сэм Порус, менеджер китайского филиала компании Kroll, специализирующейся на обеспечении безопасности. По его словам, компании-конкуренты изо всех сил пытаются похитить информацию о новых моделях у тех производителей, которые работают на владельцев всемирно известных брендов в качестве субподрядчиков. “Лучший способ защиты вашей собственности кроется в организации бизнеса надлежащим образом, так как государство в любом случае не окажет тебе помощь, если она понадобится”, – говорит он.

В настоящее время на YY работает четверть миллиона человек, большинство которых (160 000) занято на трех заводах, разбросанных на территории площадью в несколько десятков километров в Южном Китае. Завод Хуань Цзянь, который посещаем мы, считается средним по размеру: на нем занято 50 000 человек, которые трудятся в более чем 20 корпусах.

Благодаря такому подходу YY может себе позволить выделять отдельные заводские корпуса для производства различных комплектующих для обуви различных марок – производственные цепочки для разных брендов идут параллельно друг другу и никогда не пересекаются. На заводе YY, построенном на месте бывших полей, есть своя собственная электростанция, водохранилище, телефонная станция, станция по производству дистиллированной воды, пожарная бригада, общежитие, почтовое отделение и несколько магазинов. Кроме того, здесь находится крупнейшее в Азии кожевенное производство (в настоящее время кожевенная промышленность Азии ежедневно потребляет около 8 000 коров, причем на обработку каждой туши уходит всего шесть минут, а не час, как это было прежде).

Знаете ли вы, сколько работает на саму компанию Nike? Всего лишь около 22 000 человек, причем практически никто из них не связан непосредственно с производством обуви. Что же касается Adidas, то на нее работает 15 000 человек и у нее в Германии есть один собственный завод по производству обуви. Хотя компании, некогда специализировавшиеся на выпуске спортивной обуви, за последнее время расширили свой бизнес за счет одежды, аксессуаров и спортивного инвентаря, кроссовки, кеды и шиповки по-прежнему остаются их главным товаром. В результате, сегодня существование множества азиатских рабочих напрямую зависит от того, насколько высок спрос на модные кроссовки в развитом мире…

По словам представителей руководства YY, минимальная зарплата на заводах компании составляет 450 юаней ($32) в месяц, причем работникам вовремя выплачивают премии за переработку… На заводах YY в широчайших масштабах используется ручной труд; по информации представителей компании, кожа составляет до 60% в стоимости готового изделия.

Сегодня хорошие кроссовки – это товар-икона, который уже давно оценивается с точки зрения комфорта и характеристик, а не только его цены. Аналитики рынка спорят о том, когда именно кроссовки превратились из спортивной обуви в предмет повседневной одежды. Некоторые считают, что пионером в этой области стала компания Nike, ставшая спонсором легендарного Майкла Джордана и создателем легендарных кроссовок Air Jordans в 1985 году. За время, прошедшее с тех лет, истории про людей, ограбленных из-за пары модных кроссовок, превратились из “страшных сказок” в суровую реальность современного мира.

“Не секрет, что люди покупают спортивную обувь с высокими характеристиками, однако они хотят носить ее просто на улице”, – говорит представительница компании Adidas Анне Путц. В настоящее время самые совершенные кроссовки, в конструкции которых используются последние технологические достижения, все еще остаются бестселлерами. Однако, так как эта же самая обувь ценится не только спортсменами, но и модниками, то определить, какая именно доля таких кроссовок попадает в спортзал, а какая – на улицу, попросту невозможно.

В чем же именно кроется успех кроссовок, в технологиях, в дизайне или в рекламе? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Можно сказать лишь одно: пока мировой спрос на этот товар будет оставаться столь высоким, люди на заводах YY не будут жаловаться на отсутствие работы.

Американский рынок кроссовок в цифрах.

Общий объем розничных продаж в прошлом году: $15.7 млрд

Кроссовки для бега: $4.5 млрд

Кроссовки для игры в баскетбол: $3.2 млрд

Универсальные спортивные кроссовки: $2 млрд

Кроссовки для спортивной ходьбы: $1.1 млрд

Дешевые и ретро-модели: $863 млн. /Би-Би-Си, 17 ноября /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>