УЗБЕКСКИЕ СОТОВИКИ СОШЛИСЬ В БОРЬБЕ ЗА КЛИЕНТА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
УЗБЕКСКИЕ СОТОВИКИ СОШЛИСЬ В БОРЬБЕ ЗА КЛИЕНТА

Рынок сотовой связи в Узбекистане продолжает поражать своей динамичностью. С наступлением осени узбекские операторы сотовой связи продолжили борьбу за клиентов. Еще в начале лета было ясно, что "мобильный триумвират" в лице компаний "Уздунробита", "Коском" и Daewoo Unitel потеснить никому не удастся и операторы сменили "рысь" на "шаг". Однако такой ритм продержался недолго.

В конце августа "серая лошадка" сотового рынка - узбекско-американское СП Rubicon Wirless Communications объявило о вводе в эксплуатацию сети стандарта CDMA. Cеть с торговой маркой Perfectum Mobile емкостью 30 тысяч номеров развернута в Ташкенте. В ближайшее время намечается расширение сети нового стандарта по Ташкентской области. Через пять лет компания планирует покрыть сотовой сетью CDMA территорию всей республики. Общая стоимость всего проекта оценивается примерно в $50 млн. Конкуренты весьма сдержанно восприняли эту новость, но очевидно, что она пришлась им не по нутру.

Все происходящее на мобильном рынке напоминает если не полномасштабную войну, то партизанскую. Свидетельство тому - предпринимаемые попытки госорганов лишить RWC лицензии на дальнейшую деятельность в стране. Однако СП "выкрутилось", и появление нового стандарта может изменить ситуацию на рынке сотовой связи Узбекистана.

Стандарт CDMA уже три года пробивает себе дорогу на узбекский рынок. Еще в 1998 году RWC заявило о грандиозном проекте стоимостью $425 миллионов по развитию этого стандарта. Сотовики начали было вести переговоры с испанской компанией ETS Group. В рамках проекта планировалось также предоставление услуг доступа в Интернет. Тогда это заявление не было воспринято другими операторами всерьез. Среди шести компаний сотовой связи в Ташкенте сеть Rubicon U-tel, которую представляла RWS, со своими 2,2 тысячами абонентов плелась в хвосте. К тому же у компании был печальный опыт провалившегося проекта системы спутниковой связи Iridium. К тому же переговорный процесс с потенциальными инвесторами зашел в тупик.

Тем не менее сотовики понимали, что в условиях жесточайшей конкуренции на столичном рынке компания стоит на правильном пути, так как смогла бы привлечь клиентов из тех слоев населения, которые еще долго не стали бы абонентами сотовой связи в Узбекистане, поскольку стоимость фиксированной связи стандарта CDMA примерно в десть раз дешевле мобильной. В RWC сразу же посчитали, что именно этот маркетинговый ход даст ей к 2010 году увеличение клиентской базы аж до 250 тысяч человек. Учитывая, что количество абонентов сотовой связи в стране на 1 января 2001 года составило 100,7 тысяч человек - это просто колоссальные цифры.

И тут на помощь конкурентам пришла решимость чиновников от связи бороться с сотовыми компаниями, не выполняющими свои бизнес-планы. Одной из главных жертв борьбы за "частоту" рядов и оказалась Rubicon U-tel. Формально комиссия по лицензированию Узбекского агентства почты и телекоммуникаций (УзАПиТ) была права: этот оператор действительно "засиделся" в столице и не выполнил даже 10 процентов своих обязательств по развитию мобильной связи в регионах страны. Однако скандал вскоре буднично разрешился: компании вернули лицензию. Официально это было сделано по совету экспертов германского Commerzbank, который является финансовым консультантом по приватизации национального оператора связи - АК "Узбектелеком".

Истинная причина тихого разрешения скандала имеет кулуарную подоплеку. Весть о скандале дошла до самого Ислама Каримова, который призвал связистов не обижать инвесторов.

Тем не менее скандал бумерангом прошелся по всем операторам. Дабы сохранить свое лицо, руководство УзАПиТ строго предупредило все компании о том, что не будет выдавать новые лицензии операторам, которые не идут осваивать регионы. Дело в том, что к середине этого года у всех шести операторов истек срок действия лицензий, выданных на 5 лет. Как заявило руководство агентства, вопросы продления лицензий уже сроком на 15 лет будут решаться с каждой компанией индивидуально. Собственно говоря, каждый и старается по-своему.

Лидером на узбекском рынке сотовой связи по-прежнему остается узбекско-американское СП "Уздуробита" - оператор стандарта DAMPS - начавшее свою коммерческую деятельность еще в 1992 году. К настоящему времени компания довела число абонентов до 41 тысячи, обеспечив покрытие своей сетью 95 процентов населенной территории Узбекистана. За девять лет работы на рынке компания инвестировала в развитие сети более $80 миллионов. Агрессивную политику "Уздунробиты" можно объяснить желанием "выжать все возможное" из теряющего свои позиции стандарта DAMPS.

Достижения второго крупнейшего оператора - Daewoo central paging Co. (торговая марка Daewoo Unitel) наиболее дискутируемы сегодня. Работающая в стандарте GSM компания за год увеличила число своих абонентов в 2,4 раза, доведя их до 28 тысяч человек. До конца 2001 года Daewoo Unitel грозится не отстать от "Уздуробиты" и надеется отрапортовать о 50 тысячах пользователей.

Компания, инвестировавшая с 1997 года в развитие своей сети $32 миллиона, намерена в ближайшем будущем вложить еще $30 миллионов в развитие стандарта GSM-1800.

Аналогичные планы вынашивает и третий по величине узбекский оператор - узбекско-американское СП "Коском". Первые базовые станции GSM-1800 будут установлены компанией в Ташкенте в начале 2002 года. Помимо этого "Коском" - единственный оператор сотовой связи в Узбекистане, предоставляющий услуги международного автоматического роуминга.

На сегодняшний день количество его абонентов увеличилось до 23 000.

Что же касается стандарта CDMA,то связисты полагают, что новому оператору не удастся вихрем ворваться на рынок и разом все здесь поменять. Однако приход нового стандарта, безусловно, изменит сложившийся баланс. Если конечно, кто-то из сотовиков вновь не предпримет усилия по устранению конкурента./Transcaspian.Ru, 7 сентября /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>