ГРУППА CARREFOUR, КОТОРАЯ ОТКРЫВАЕТ ПО 200 МАГАЗИНОВ В ГОД

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ГРУППА CARREFOUR, КОТОРАЯ ОТКРЫВАЕТ ПО 200 МАГАЗИНОВ В ГОД

Французская группа Carrefour (“Перекресток”) – первая по оборотам торговая компания в Европе и вторая в мире после американской Wal-Mart. Десять лет назад ее руководство задалось целью превратить Carrefour в крупнейшего международного ритейлера. Сейчас компания владеет 9000 магазинов в 27 странах мира и получает почти половину своего 60-миллиардного долларового дохода за пределами Франции. Из-за не очень удачного поглощения розничной сети Promodes компании пришлось в этом году выставить на продажу 75 магазинов во Франции и Испании. Тем не менее Carrefour собирается открыть вдвое больше гипер- и супермаркетов в других странах мира.

Первый магазин Carrefour, открытый в 1960 году во французском городе Аннеси, действительно был расположен на перекрестке. Компания была основана двумя местными семьями – Фурнье и Деффоре. Дела у новых торговцев пошли успешно. Carrefour открыла еще несколько “Перекрестков” в провинции, а в 1963 году построила в парижском пригороде Сент-Женевьев-де-Буа самый большой по тем временам розничный магазин во Франции – 2500 квадратных метров плюс стоянка на 400 машин. Французы утверждают, что это был первый европейский гипермаркет. Сейчас у Carrefour несколько сотен гипермаркетов по всему миру. Все они работают согласно концепции, придуманной в 1963 году и состоящей всего из трех принципов: one-stop shopping – возможность сделать все покупки в одном месте; большая бесплатная парковка и гибкая система ценообразования с регулярными скидками. В 1969 году Carrefour открыла свой первый гипермаркет за пределами Франции (в Бельгии) и затем фактически каждый год осваивала какой-нибудь новый рынок – Испанию, Бразилию, Аргентину, США, Тайвань и другие страны. Тем не менее львиная доля оборота Carrefour в 70 – 80-е годы приходилась на французские магазины.

Неистовый Бернар

Вялотекущая мировая экспансия Carrefour продолжалась до 1992 года, когда акционеры компании пригласили на должность президента Даниэля Бернара из Metro International. Бернар несколько лет руководил дочерней фирмой этого германского концерна во Франции, а затем работал в должности члена торговой дирекции Metro в ее штаб-квартире. Придя в Carrefour, Бернар тут же начал внедрять в компании методы работы Metro. Прежде всего новый президент добился полной централизации системы закупок (до этого многие магазины Carrefour работали с поставщиками автономно). Затем пришел черед внедрения современных информационных технологий. И только потом Бернар огласил свою стратегию глобализации бизнеса Carrefour. В 1992 году гипермаркеты Carrefour работали в 10 странах за пределами Франции и обеспечивали компании около 30% оборота. Однако Даниэлю Бернару этого было явно мало: по его мнению, настоящий международный ритейлер, каким он видел Carrefour, должен “делать” за пределами своей родной страны более 50% своих продаж. Бернар развернул кампанию по интернационализации Carrefour. В 1992 году первые “Перекрестки” появились в Греции и Португалии, в 1993-м – в Турции и Италии, в 1995-м – в Китае, в следующем году – в Таиланде, Корее и Гонконге, еще через год – в Сингапуре и Польше, в 1998 году – в Чехии. Планы выхода Carrefour на каждый новый рынок предусматривали открытие 5 – 10 гипермаркетов за первые три года работы (в таиландском Бангкоке, например, было построено семь магазинов). За 1992 – 1998 годы обороты Carrefour выросли более чем в полтора раза, до $25 млрд. В 1998 году Даниэль Бернар решил, что бизнес Carrefour пора диверсифицировать, и уговорил акционеров на покупку французской компании Comptoirs Modernes, владеющей сетью супермаркетов Stoc. Но следующую сделку – по поглощению компании Promodes – Бернар совершил уже не столько по желанию, сколько по необходимости.

Американская угроза

В середине 1999 года в Европе появился крупнейший американский и мировой ритейлер – компания Wal-Mart Stores, всего за пару месяцев скупившая три национальные розничные сети – британскую Asda и германские Wertkauf и Interspar (благо компания с более чем 100-миллиардным оборотом могла себе это позволить). У президента Carrefour появился серьезный повод для беспокойства: пошли разговоры, что Wal-Mart присматривает подходящий объект для поглощения во Франции. А крупнейшими розничными сетями в стране владели Carrefour и Promodes. До американцев к этим компаниям присматривались германская Metro и голландская Ahold, предлагая различные варианты объединения. В начале 1999 года особо настойчивые “знаки внимания” со стороны Ahold побудили Бернара заявить конкурентам в прессе, что “у Carrefour есть средства сохранить независимость”. Что он имел в виду, выяснилось в августе того же года. Даниэль Бернар заключил с Promodes сделку по дружественному поглощению, которая обошлась Carrefour в $16,8 млрд. В результате в Европе появилась крупнейшая по оборотам (около $50 млрд на тот момент) розничная компания, объединившая более 9000 магазинов по всему миру. Carrefour достались от Promodes гипермаркеты Continente, супермаркеты Champion, мини-маркеты Shopi и дискаунтеры Dia и Ed. В розничной торговле ряда стран – например, в Испании, Португалии, Италии, Аргентине – Carrefour стала абсолютным лидером. В январе 2000 года комиссия Европейского сообщества одобрила слияние двух международных сетей, но предоставила национальным правительствам право самостоятельно определить, насколько эта сделка соответствует местному антимонопольному законодательству. Даниэль Бернар не стал дожидаться этих оценок и затеял в объединенной Carrefour-Promodes масштабную перестройку. “Это не формальное объединение двух торговых групп, – говорил он. – Мы намерены соединить мощь концепции Carrefour с гибкостью подхода Promodes”. Без изменений было решено оставить сети Shopi, Dia и Ed. Остальные магазины похожих форматов, но разных марок в течение года должны были перейти на единое оформление и одинаковый ассортимент. Более 80 французских и испанских торговых центров Continente сменили свою вывеску на Carrefour. А все супермаркеты Stoc были переименованы в Champion. Однако позднее выяснилось, что интеграция достоинств только отпугнула от магазинов постоянных клиентов. Посетители не находили привычных товаров на привычных местах и стали заходить реже, а покупать меньше. В декабре 2000 года, в канун рождественского бума, продажи во французских гипермаркетах Carrefour за месяц снизились на 1,6%. В Испании за октябрь – декабрь оборот сети уменьшился более чем на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Впрочем, в 2001 году Carrefour восстановила свои доходы, в том числе за счет потока новых покупателей.

Шаг назад, два вперед

Но самый мощный удар Carrefour получила от антимонопольных ведомств стран, в которых владела магазинами: компанию обязали продать часть своих предприятий. Даже в родной Франции. В результате биржевые котировки акций Carrefour, резко поднявшиеся после слияния с Promodes, к концу 2000 года упали почти на 30%. В октябре 2000 года Даниэль Бернар объявил, что Carrefour продает восемь своих гипермаркетов и 26 супермаркетов во Франции (с общим оборотом в $450 млн), половина которых до конца 2001 года перейдет к компании Auchan – французскому ритейлеру № 2. В феврале 2001 года Carrefour выставила на продажу 12 гипермаркетов и 30 мини-маркетов в Испании, часть которых компания решила уступить той же Auchan. Представители Wal-Mart тут же заявили, что намерены участвовать в торгах за “испанское наследство”, но до сих пор ничего не получили от французов. Даже в далекой от Европейского сообщества Бразилии Carrefour была вынуждена расстаться с пятью гипермаркетами, которые выкупила дочерняя компания голландской Ahold. Но, несмотря на проблемы, оборот всех магазинов Carrefour за 2000 год вырос почти на 25% – до $61 млрд. Более того, компания вплотную приблизилась к заветным 50% продаж за пределами Франции. Согласно плану Даниэля Бернара в 2001 году Carrefour должна открыть 50 гипермаркетов и 150 супермаркетов по всему миру и на треть увеличить объем продаж. Больше всего компанию сейчас интересуют так называемые развивающиеся рынки – Египет, Турция, Бразилия, Таиланд, Китай, страны Восточной Европы. В апреле этого года Даниэль Бернар даже заявил, что в Carrefour обдумывают возможность открытия магазинов в Албании и Македонии. Только Россия пока остается за пределами внимания самого амбициозного ритейлера мира. Впрочем, три года назад у Carrefour был проект строительства сразу двух гипермаркетов в Москве. Были даже присмотрены две строительные площадки – у Курского вокзала (где сейчас достраивается комплекс “Сити Стар”) и на Кутузовском проспекте (который недавно начала осваивать IKEA). От своих планов Carrefour отказалась после августа 1998 года. И хотя с того времени слухи по поводу возможного прихода Carrefour в Россию появляются с завидной регулярностью, они не подтверждаются ни в пресс-релизах, ни в действиях компании. Впрочем, некоторая скрытность вполне в духе Даниэля Бернара. В 1999 году он говорил, что компания не собирается открывать магазины в Японии, однако через год в Токио все же появился гипермаркет Carrefour. /"Компания", №33 (179)/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>