Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новости электронной коммерции

  номер 9 (311) от 06.03.2006 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ IFIN-2006

В Москве прошел VI международный форум “Электронный банкинг в России” (iFin-2006), традиционно организуемый компанией Aplex (финансовый интернет-портал iFin.ru) при поддержке Ассоциации российских банков.

Хотя электронные банковские услуги в нашей стране стали развиваться сравнительно недавно

сегодня к ним проявляется повышенный интерес. По мнению экспертов, обострение конкуренции в банковской сфере и необходимость освоения новых видов деятельности привели к тому, что внедрение и расширение спектра электронных услуг (интернет- и мобильного банкинга, электронных платежей, сетей самообслуживания и др.) в банках и финансовых учреждениях имеет для них критически важное значение. Очевидно, поэтому в нынешнем году основной акцент в работе форума был сделан на электронных технологиях дистанционного банковского обслуживания (ДБО) как инструмента развития бизнеса в банковской сфере.

Как есть и как должно быть

По мнению представителей компании Intel, генерального спонсора мероприятия, основная слабость финансовых учреждений страны на текущий момент заключается в неготовности их персонала и информационных систем быстро и качественно обслужить клиента. Первыми шагами к преодолению этой проблемы в банковской сфере, констатируют в корпорации, должно стать развитие средств самообслуживания непосредственно в офисе банка и персонификация обслуживания с предложением продуктов на основе имеющихся у клиентов мобильных средств связи. Необходимо внедрение клиентоцентрированного подхода к организации бизнеса, что предполагает оценку клиентской базы с точки зрения доходности обслуживания различных клиентов и использования ими предлагаемых учреждением сервисов. Архитектура систем ДБО должна обеспечивать интеграцию всех каналов доступа к услугам банка, а бэк-офис — масштабируемость как по числу клиентов, так и по количеству сервисов.

Некоторый свет на сегодняшнюю ситуацию с ДБО проливает и проведенное недавно компанией “Банк’с Софт Системс” (БСС) совместно с партнерами исследование развития услуг электронного банкинга в США и России. Оно показало, например, что в США средства ДБО в значительной мере дифференцированы в расчете на охват разных категорий потребителей: частных лиц, компаний среднего и малого бизнеса, крупных корпораций, VIP-клиентов. Преимущественно эти услуги предлагаются в форме интернет-банкинга, телефонного и мобильного банкинга (через сервисы WAP и SMS). В России же различают всего две категории потребителей — юридические и физические лица. Наибольшее распространение здесь получили системы класса “банк — клиент”.

Вместе с тем данные исследования позволили сделать такой вывод: чтобы занять и удерживать лидирующее положение на рынке финансового обслуживания, надо повышать качество и расширять спектр услуг, вовремя реагировать на изменения и развитие рынка ДБО и стремиться первыми предоставлять новые сервисы.

Через системы ДБО можно предлагать расчетно-кассовое обслуживание, услуги кредитования, обеспечивать депозитарные и межфилиального взаимодействия и работу на фондовом рынке и вести совместные проекты с партнерами банка (пенсионные фонды, ипотека, страхование и пр.). Для полноценного и правильного развития ДБО банкам необходимо дифференцировать эти услуги по определенным сегментам клиентских групп. Ключевыми же параметрами систем ДБО являются производительность, отказоустойчивость, информативность, безопасность, надежность, качество ПО и описывающей его документации, дружественность интерфейсов, интеграция с банковскими автоматизированными системами, масштабируемость и многоплатформенность.

Однако реализовать ДБО-решение, имеющее высокие характеристики по всем этим параметрам, крайне непросто.

Практика компании “Некст Медиа Групп”, которая оказывает услуги на рынке B2B, связанные с предоставлением мобильных финансовых сервисов, и является своего рода шлюзом для подключения ПО банков к операторам сотовой связи, показывает, что применение мобильных средств для управления банковскими счетами (в частности, предлагаемых МБРР и Альфа-банком) связано с целым рядом неудобств и ограничений.

В условиях, когда в постоянной эксплуатации находится более 200 моделей сотовых телефонов разных производителей, создать универсальное Java-приложение, способное работать на всех типах телефонов и обмениваться данными через несовершенные еще сети GPRS, крайне трудно.

Поэтому наибольшее распространение в банковской сфере получили простые SMS-уведомления о финансовых операциях (причем только по карточным счетам). SMS-сервис активно используется и как канал для информирования о проводимых акциях (например, скидках, подписке), событиях, программах лояльности, курсах валют и пр. С помощью таких сообщений банк может напоминать клиенту о близком истечении срока очередного платежа по кредиту, реализуя таким образом элементы концепции CRM. А вот системы интерактивного голосового ответа (IVR-банкинг), получившие широкое распространение в Европе, у нас пока не пользуются популярностью в силу причин ментального характера: россияне предпочитают “живое” общение с оператором.

Агентство финансовой информации “М3-Медиа” видит сложность продвижения услуг ДБО в используемых бизнес-моделях. Сегодня в банковском мире действуют три бизнес-модели. Одна из них предполагает, что услуги ДБО являются дополнением к стандартным банковским продуктам. Данная схема доминирует на российском рынке. Стратегия продвижения электронных услуг в этом случае не носит характера широкомасштабных акций, а целевой группой являются традиционные, среднестатистические клиенты с ограниченным доступом в Сеть.

В конце 1990-х годов в мире появились так называемые net-банки, в которых удаленное обслуживание стало основой клиентской политики. Они сыграли роль локомотивов в продвижении услуг ДБО. Однако в России, считают в “М3-Медиа”, таких банков нет и не будет до тех пор, пока действуют ограничения, накладываемые ЦБ РФ на деятельность кредитных организаций. Это приводит к тому, что сама идея дистанционного обслуживания не получает активного развития, как это происходило в западных странах и в Юго-Восточной Азии.

В рамках третьей модели услуги ДБО входят в стандартный пакет, предлагаемый банком, который строит свой бизнес по принципу финансового супермаркета. В России уже есть кредитные учреждения, позиционирующие себя в этом качестве, и здесь клиент волей-неволей получает возможность доступа к электронному обслуживанию в рамках предлагаемого ему пакета услуг. Это обстоятельство используется сегодня для продвижения услуг ДБО в стране и частично компенсирует отсутствие net-банков. Однако пока таковых в России нет, продвижение электронных услуг будет хромать и сама идея массового дистанционного управления банковскими счетами воплощаться в жизнь будет не быстро.

На технологическом фронте

Как бы то ни было, предугадывая возможные будущие потребности бизнеса, разработчики банковских систем, действуя на опережение, совершенствуют свои продукты как технически, так и идеологически. Правда, число российских компаний, специализирующихся на разработке программных продуктов электронного банкинга, невелико. Две из них — БСС и БИФИТ — покрывают львиную долю рынка, определяя основные (от функциональных до ценовых) показатели систем ДБО и влияя на формирование и развитие потребностей клиентов в дистанционном обслуживании. По оценкам экспертов, приведенным на iFin-2006, в 2005-м около 60% банков использовали систему “Интернет — клиент” компании БСС, а в текущем году этот показатель увеличится до 75—80%. Вместе с тем компания развивает направления SMS- и WAP-банкинга, полагая, что спрос на эти услуги будет расти.

На форуме компания БСС представила последнюю версию системы ДБО “Частный Клиент”, получившей развитие в ходе выполнения проекта в Альфа-банке. В ней впервые реализована технология генерации ключей на мобильном телефоне для подтверждения проведения платежных операций через Интернет, воплощенная в виде загружаемого в телефон приложения MobiPass.

Система ДБО iBank 2 для корпоративных и частных клиентов, предлагаемая фирмой БИФИТ, поддерживает все каналы доступа клиентов к банковскому сервису, в том числе с мобильных платформ (КПК, смартфонов, коммуникаторов)

. В связи с ростом заинтересованности банков в таких сложных схемах обслуживания корпоративных клиентов, которые связаны с финансовым мониторингом и визированием документов, в ней реализованы новые сервисные модули “Центр финансового контроля”, “Корпоративное бюджетирование”, “Корпоративный автоклиент” и ряд других. Среди новинок компании — еще один канал оперативного информирования клиентов, так называемый “тикер”.

Это приложение, устанавливаемое на компьютер клиента, после активации сообщает в режиме онлайн обо всех происходящих изменениях по его счетам.

Участие в iFin-2006 приняли и другие хорошо известные на рынке продуктов для банковской автоматизации компании, такие, как “Диасофт” и R-Style Softlab, представившие свои новые разработки для этой сферы. В целом форум очередной раз подтвердил свою репутацию как места встречи, где разработчики и потребители услуг ДБО могут обменяться опытом и мнениями в поиске общих решений текущих проблем.

/pcweek.ru, 06.03.2006/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 17.04.2021
    USD75,5535-1,4273
    EUR90,4602-1,7705
    E/U1,1973-0,0008
    БВК82,2615-1,5817
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности