Ассоциация российских
универмагов отмечает свое 15-летие. Созданная в период
нестабильности и неразберихи Ассоциация сумела преодолеть все трудности и
невзгоды и завоевала право на жизнь и развитие. Об этом рассказывает
председатель Совета директоров АРУ Константин ДОЛГОПОЛОВ.
- Как это было?
- Идея создания Ассоциации витала еще до распада СССР. В
мае 1991 г.
Минторг СССР проводил
совещание-семинар руководителей торговых предприятий в Виннице. Уже тогда
разговор шел о переходе на рыночные условия. И тогда же группа директоров
универмагов выдвинула предложение о создании ассоциации универмагов. Однако
окончательное решение о рождении ассоциации было принято в новом государстве –
Российской Федерации – осенью 1991
г. О своем желании вступить в ассоциацию заявил 41
универмаг.
17-18 сентября 1991 г. в Омске состоялась учредительная
конференция, которая провозгласила создание Ассоциации российских универмагов
(АРУ). Был избран первый Совет АРУ, в состав которого вошли:
президент Е.А. Студеникин (Омск), заместитель А.А.
Буренков (Нижний Новгород), Ж.С. Баташова
(Астраханский ЦУМ), З.В. Голоденко (г. Тольятти,
"Русь на Волге"), К.Н. Долгополов (ЦУМ, г. Киров), В.П. Завгородная (г.
Белгород универмаг), З.С. Кокоулина (ЦУМ, г. Тюмень),
М.В. Макеева (Зауральский ТД, г. Курган), С.П. Рыльщикова (г. Рязань), В.Л.
Соколов, 1-й зам. министра торговли РФ (с правом совещательного голоса),
Сорокин (ТД ГУМ, г. Москва), В.Н. Чибиряк (ГУМ, г.
Владивосток).
"Рыночный" шквал
Это был период разрушения могучего государства и крах
экономики страны. Разрушилась система централизованных поставок. 1992 год
предприятия торговли встретили с "голыми" прилавками. Универмагам пришлось
взять на себя роль оптовых предприятий, восстанавливать межрегиональные связи,
осуществляя поставку товаров местных производителей в обмен на товары из других
регионов. Мы вагонами переправляли стиральные машины, телевизоры, грузили
контейнерами одежду, обувь, хозтовары, галантерею,
практически весь ассортимент ТНП. Указ Ельцина о "так называемой" свободе
торговли, коммерциализации торговых предприятий внес еще большую неразбериху.
Членам ассоциации пришлось решать сложившиеся вопросы не
только на выживание, но и искать пути укрепления взаимоотношений и развития
своих предприятий.
Встречи, заседания Совета, конференции проходили почти
ежеквартально, настолько стремительно развивались события. Галопирующая
инфляция и случавшиеся несвоевременные поставки и
расчеты не поссорили членов ассоциации и обмен опытом приватизации позволил
многим руководителям и через 15 лет продолжить взаимовыгодное общение и работу
не только в Ассоциации, но и в собственных предприятиях.
Бремя ответственности
Выдержав этот "рыночный" шквал ассоциация направила
усилия своих членов на реформирование ассортиментов товаров универмагов.
Началась кропотливая работа по вовлечению в Ассоциацию на правах участников
отечественных товаропроизводителей крупных оптовых поставщиков. Подписываются
соглашения о сотрудничестве с АО Рослегпром, РОСПО,
Ассоциацией Народных художественных промыслов, Парфюмерно-косметической и
диабетической.
Ассоциация становится участником всех федеральных
выставок по ТНП, подписываются соглашения с выставочными объединениями Москвы, Санкт-Петербурга, Германии и благодаря нашим партнерам мы
представлены на многих из них своим стендом.
Понимая, что универмаги были и должны оставаться
передовыми предприятиями отраслями, уже в 1994 г. члены ассоциации с
утра до вечера сидят на специально для
них организованном семинаре в штаб-квартире IBM-Европа в Париже и изучают
автоматизацию и организацию торговли в крупнейших универмагах Германии, Франции
и Англии.
Организуются семинары и встречи с ведущими специалистами
по управлению, налоговому законодательству, бухгалтерскому учету и правовым
вопросам.
В проведении круглых столов, конференций, совещаний
ассоциация тесно взаимодействует с Комитетом по торговле РФ (1-й зам. пред Ф.Л.
Марчук), Министерством торговли и ВЭС.
Заключаются соглашения между ЦК профсоюза "Торговое
единство" и АРУ по содействию развития системы социального партнерства,
конструктивного диалога между работодателями и профсоюзными организациями
универмагов в целях повышения жизненного уровня работников. Активная жизненная
позиция руководителей универмагов и воспитанная с советских времен
ответственность за состояние дел в отрасли не оставляют быть равнодушными.
Ассоциация взаимодействует со всеми общественными организациями, работающими и влияющими
на потребительский рынок страны. Так с созданием НП СУПР входит в его состав.
Несмотря на то, что ЦУМы, ТЦ, универмаги учреждали
региональные ТПП в своем большинстве члены ассоциации входят в их руководящие
органы, АРУ в целом стало прямым членом ТПП РФ. Участие в работе других
общественных организаций, взаимодействие с органами исполнительной и
законодательной власти позволяют нам вносить свой вклад в становление и
развитие цивилизованного потребительского рынка и
укрепление экономики страны.
России нужен Закон о торговле
Наиважнейшей для нас задачей в этом году должна стать
подготовка предложений в разрабатываемый федеральный закон о торговле.
Мы считаем, что это должен быть закон не только о
розничной торговле, но в целом о внутренней торговле, включая взаимоотношение с
производителями товаров, оптовыми и мелко оптовыми поставщиками, рыночную,
стационарную и нестационарную торговлю всевозможными распространителями
товаров, поставщикам оборудования, информационных технологий, систем и
аппаратов учета и контроля торговой деятельности.
Члены ассоциации всегда строили взаимоотношения корректно
на принципах не вмешательства в хозяйственную деятельность друг друга.
На этой основе и строятся взаимоотношения взаимовыгодного
обмена опытом, а многолетнее сотрудничество в большинстве отношений переросло в
дружбу.
И сегодня все наиболее значимые события в жизни
предприятий ассоциации, а также руководителей, сопровождаются встречей коллег.
Мы никогда не ставили перед собой задачу слиться в единое
хозяйственное общество, но повышать эффективность своей деятельности, свою
конкурентоспособность, используя лучший опыт в развитии товарных групп,
информационных технологий, франшизных и арендных
отношений мы обязаны.
Есть твердая уверенность в том, что наша совместная деятельность
и в дальнейшем будет способствовать совершенствованию торговой отрасли и
повышению благосостояния наших предприятий и всего общества.
Позиция АРУ
22 февраля в Москве проводится
московская конференция руководителей потребительского рынка с участием всех
регионов России. Ассоциация российских универмагов обозначила свои позиции по
вопросам регулирования деятельности торговых сетей, соблюдения интересов
отечественных товаропроизводителей и участия региональных и муниципальных
органов власти в реализации государственной торговой политики. Наши предложения
таковы:
- Отношение розничных продавцов с
поставщиками товаров это отношения рыночные, поэтому не требуют специального
механизма регулирования, кроме контроля за
недобросовестной конкуренцией;
- Крупные торговые розничные
компании прозрачны и платят все налоги, но для наведения порядка на
потребительском рынке необходимо совершенствовать налоговое законодательство и
устанавливать на этом рынке равенство всех предприятий по налогообложению;
- Специального решения
государства требует вопрос развития оптовой торговли, оптимизация
товаропроводящей сети снижает издержки обращения за счет сокращения
необоснованного количества посредников в звене "опт - розница" и существенно
снижает розничную цену товара.
- Государственное регулирование
необходимо в вопросах:
а) определения торговой политики
направленной на создание единого экономического пространства - необходимого
условия развития предпринимательства и конкуренции в торговли;
б) определения стратегических целей
и приоритетов, перспектив регионального развития отрасли;
в) обеспечения качества и
безопасности товаров и услуг.
Ранее позицию по этим вопросам
АРУ излагала в своем письме организаторам диалога с властью и
сегодня будет добиваться их реализации в законопроекте.