СТОИТ ДЕРЕВНЯ НА ОТШИБЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СТОИТ ДЕРЕВНЯ НА ОТШИБЕ

Каждую среду в Некоузском райпо раздаются голоса: "Надо позвонить главе районной администрации, не забыл бы про Голицыно". А он и без напоминания знает, что завтра четверг, и ему необходимо где-то занарядить трактор, везти товар.

Деревня Голицыно, центральная усадьба совхоза имени 8 Марта перестала считаться перспективной. Строительство дороги к ней прекратилось, оставив без асфальта последние 6 км. В слякотную пору подвоз продуктов превратился в вечную проблему: ни одна из машин райпо не способна преодолеть бездорожье. Если прежде совхоз, преобразованный в сельскохозяйственный кооператив, направлял на основную трассу "колесник", на который перегружались припасы для местного магазина, то теперь высылать было нечего и некому. Сельхозкооператив развалился, его председатель, по иронии судьбы, устроилась продавцом, стала еще более заинтересованным человеком в получении товаров.

Первое время она посылала на развилку дорог мужа. Когда его "Буран" приказал долго жить, выручал заезжий охотник. Но и ему надоело месить непролазную грязь.

Правлению райпо было бы проще закрыть убыточный магазин с месячным товарооборотом не более 40 тыс. руб. Но тем и отличаются кооператоры от частных торговцев, что не бросают людей без хлеба, сахара и других товаров. Раз в неделю из райцентра выходит трактор с тележкой, командированный главой администрации, и берет курс на Голицыно.

- Теперь уж никто дорогу не достроит, - сокрушается уверенная в этом председатель совета райпо Нина Шошина, - и надолго ли хватит первого лица района, чтобы помогать потребкооперации обслуживать сорок жителей Голицына и соседних деревень.

Свое "Голицыно" есть почти в каждом районе области. В брошенной лесхозом деревне Красный Яр, что в 60 км от Пошехонья, осталось 50 пенсионеров. На пути в ней – 12 верст труднопроходимого болота. С одним трактором тут делать нечего, нужен второй, чтобы двойной тягой протащить товары для лавки на дому, которая существует для населения. Владельцы машин – частники, которые захотят – поедут, не захотят – не выведут стальных коней, опасаясь, что могут лишиться их в одночасье. Прошлой осенью оба чуть не остались в болоте.

Трактористы знают, что без них не обойдутся, и не стесняются просить за каждую поездку по 6000 руб. Знают, что им заплатят. И платят кооператоры, работая в убыток, имея в Красном Яру товарооборот в пределах 20-25 тыс. руб. в месяц.

- Доставляем только самое необходимое, - говорит председатель совета Пошехонского райпотребсоюза Владимир Соломин, - что может храниться: растительное масло, сахар, крупу, спички, макароны, сигареты, муку, из которой жители привыкли печь хлеб.

Трудно поверить, что до деревни Овсянниково Любимского района, где есть магазин с продавцом и 10 потенциальных покупателей, кормильцы добираются дважды в год. Прямо-таки северный завоз в центре России. Перед каждой поездкой основательно продумывается, чего не забыть, и так набирается примерно на 60 тыс. руб. с убытками, которые приносит такая торговля, мирятся: месячная выручка овсянниковского магазина не превышает 10 тыс. руб.

На карте Любимского района эта точка не единственная. Есть и деревня Карганово с 15 бабушками, которых также, несмотря ни на что, надо обеспечить всем необходимым. До нее от города 35 км, но дорога прерывается пятью непроезжими верстами.

Проблема с завозом товаров в труднодоступные местности возникла не сегодня. Она была всегда, и так или иначе разрешалась с помощью колхозов и совхозов. Только что делать, когда таких помощников становится меньше и меньше?

За последние годы кооперация заметно окрепла, переоснастила магазины, накупила "Газелей", бортовых грузовых машин, которым, однако, нужны дороги - в бездорожье без тракторов не обойтись.

Два года назад последний подержанный Т-40 под маркой "Ленинград" на борту, с ножом бульдозера для расчистки подъездов к магазинам вынуждено приобрело потребительское общество "Красные Ткачи" под Ярославлем. Неужели к этому придется придти и другим кооперативным организациям, оказавшимся перед непростым вопросом, как возить товары, работать без убытка и не сворачивать обслуживание деревни? Будут ли им компенсировать расходы местные бюджеты?

Станислав РЯБИНИН, наш соб. корр.

Ярославская область

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>