Каждую среду в Некоузском райпо раздаются голоса: "Надо позвонить главе районной
администрации, не забыл бы про Голицыно". А он и без
напоминания знает, что завтра четверг, и ему необходимо где-то занарядить
трактор, везти товар.
Деревня Голицыно, центральная
усадьба совхоза имени 8 Марта перестала считаться перспективной. Строительство
дороги к ней прекратилось, оставив без асфальта последние 6 км. В слякотную пору подвоз
продуктов превратился в вечную проблему: ни одна из машин райпо
не способна преодолеть бездорожье. Если прежде совхоз, преобразованный в
сельскохозяйственный кооператив, направлял на основную трассу "колесник", на
который перегружались припасы для местного магазина, то теперь высылать было
нечего и некому. Сельхозкооператив развалился, его председатель, по иронии
судьбы, устроилась продавцом, стала еще более заинтересованным человеком в
получении товаров.
Первое время она посылала на развилку дорог мужа. Когда
его "Буран" приказал долго жить, выручал заезжий охотник. Но и ему надоело
месить непролазную грязь.
Правлению райпо было бы проще
закрыть убыточный магазин с месячным товарооборотом не более 40 тыс. руб. Но
тем и отличаются кооператоры от частных торговцев, что не бросают людей без
хлеба, сахара и других товаров. Раз в неделю из райцентра выходит трактор с
тележкой, командированный главой администрации, и берет курс на Голицыно.
- Теперь уж никто дорогу не достроит, - сокрушается
уверенная в этом председатель совета райпо Нина Шошина,
- и надолго ли хватит первого лица района, чтобы помогать потребкооперации
обслуживать сорок жителей Голицына и соседних деревень.
Свое "Голицыно" есть почти в
каждом районе области. В брошенной лесхозом деревне Красный Яр, что в 60 км от Пошехонья,
осталось 50 пенсионеров. На пути в ней – 12 верст труднопроходимого
болота. С одним трактором тут делать нечего, нужен второй, чтобы двойной тягой
протащить товары для лавки на дому, которая существует для населения. Владельцы
машин – частники, которые захотят – поедут, не захотят – не выведут стальных
коней, опасаясь, что могут лишиться их в одночасье. Прошлой осенью оба чуть не
остались в болоте.
Трактористы знают, что без них не обойдутся, и не
стесняются просить за каждую поездку по 6000 руб. Знают, что им заплатят. И
платят кооператоры, работая в убыток, имея в Красном Яру товарооборот в
пределах 20-25 тыс. руб. в месяц.
- Доставляем только самое необходимое, - говорит
председатель совета Пошехонского райпотребсоюза
Владимир Соломин, - что может храниться: растительное масло, сахар, крупу,
спички, макароны, сигареты, муку, из которой жители привыкли печь хлеб.
Трудно поверить, что до деревни Овсянниково
Любимского района, где есть магазин с продавцом и 10
потенциальных покупателей, кормильцы добираются дважды в год. Прямо-таки
северный завоз в центре России. Перед каждой поездкой основательно
продумывается, чего не забыть, и так набирается примерно на 60 тыс. руб. с
убытками, которые приносит такая торговля, мирятся: месячная выручка овсянниковского магазина не превышает 10 тыс. руб.
На карте Любимского района эта
точка не единственная. Есть и деревня Карганово с 15
бабушками, которых также, несмотря ни на что, надо обеспечить всем необходимым.
До нее от города 35 км,
но дорога прерывается пятью непроезжими верстами.
Проблема с завозом товаров в труднодоступные местности
возникла не сегодня. Она была всегда, и так или иначе
разрешалась с помощью колхозов и совхозов. Только что делать, когда таких помощников
становится меньше и меньше?
За последние годы кооперация заметно окрепла,
переоснастила магазины, накупила "Газелей", бортовых грузовых машин, которым,
однако, нужны дороги - в бездорожье без тракторов не обойтись.
Два года назад последний подержанный Т-40 под маркой
"Ленинград" на борту, с ножом бульдозера для расчистки подъездов к магазинам
вынуждено приобрело потребительское общество "Красные Ткачи" под Ярославлем.
Неужели к этому придется придти и другим кооперативным организациям, оказавшимся
перед непростым вопросом, как возить товары, работать без убытка и не
сворачивать обслуживание деревни? Будут ли им компенсировать расходы местные
бюджеты?
Станислав РЯБИНИН, наш соб. корр.
Ярославская область