Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Бизнес и криминал

  номер 25 от 21.09.1999 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


СОТРУДНИКИ ФСБ ПОДРЕЗАЛИ КРЫЛЬЯ РОССИЙСКИМ ВВС

Уходящая "Эра"

Авиатренажер напоминал гигантского железного паука – боевую машину марсиан из романа Уэллса "Война миров". Фантастичность сооружению придавали мощные "ноги", на которых крепилась кабина самолета. Как мне объяснили, именно благодаря этим "ногам" имитируется настоящий полет. Можно стрелять из всех видов оружия, сбрасывать бомбы, отрабатывать фигуры высшего пилотажа. Пилоты покидают тренажер в промокшей от пота одежде – настолько имитация близка к реальности. Но убедиться в возможностях тренажера не удалось - он не работал. У пензенского научно-производственного предприятия "Эра" не хватало денег на доводку уникального механизма. "Эра" - банкрот.

Это значит, что боеспособность российских военно-воздушных сил поставлена под угрозу. Российские пилоты из-за нехватки топлива в год летают не более 12 часов, американские - 300.Тренажеры стали практически единственным способом поддерживать профессиональные навыки летчиков. Производить новую технику некому, но даже если бы ее выпускали, ВВС не по карману покупать имитаторы: один комплекс стоит от 6 до 20 млн долларов! Остается одно - восстанавливать старое оборудование. Но чинить некому. Вы не поверите, но подрезали крылья российским ВВС те, кто по долгу службы должен печься о безопасности страны – сотрудники управления ФСБ по городу Пенза и Пензенской области. "Эра" - единственное предприятие, которое делало тренажеры еще во времена СССР. На них обучались и обучаются тысячи летчиков в России и других странах СНГ. До начала 90-х дела у "Эры" шли отлично. Но вот государство повернуло экономику к рынку. Военным резко сократили финансирование, и заказы на тренажеры прекратились. "Эра" оказалась не в состоянии ни производить новую технику, ни ремонтировать старую, которую сама поставила в войсковые части: нечем было оплачивать командировки специалистов.

Быстрая "Лань"

Первым от шока оправился начальник ремонтно-эксплуатационного отдела "Эры" Борис Кожевников. Талантливый инженер, отличный организатор, он предложил создать дочернее предприятие по ремонту неисправных тренажеров, для чего взять кредит и ездить в командировки, не требуя у военных предоплаты. Борис Клюев, генеральный директор "Эры", отверг эти предложения. Тогда в том же 1992 году Кожевников и два единомышленника создали ТОО "Лань". По-прежнему числясь в "Эре", поскольку завод простаивал, они с головой окунулись в новое дело. Где взять деньги на командировки? Кожевников нашел предпринимателей, заключил с ними контракты на оптовые поставки в Пензу трикотажа и обуви. В свободное от основной работы время сотрудники "Лани" продавали дефицитные товары в розницу. Так ТОО наработало начальный капитал. Тем временем Кожевников настойчиво искал заказчиков. В ноябре 1994 года фирма получила первый заказ от военных. Летчики сперва по привычке обратились в "Эру", но там потребовали предоплату. Тогда они пришли в "Лань". В последующие пять месяцев "Лань" отремонтировала 23 тренажера, "Эра" - один. Специалисты ТОО делали ремонт в три-пять раз быстрее и в два-семь раз дешевле, чем госпредприятие. И товарищество ушло из-под "Эры". Вместе с Кожевниковым предприятие покинули 47 лучших специалистов. Потрясенный Клюев бросился в Главное управление авиационной промышленности: не давайте лицензии на ремонт и профилактику авиационных тренажеров! Управление не вняло просьбе - сотрудничество с "Ланью" военным было чрезвычайно выгодно. Прежде чем отправляться в командировку, бригады "Лани" тщательно продумывали маршрут - так, чтобы за одну поездку можно было отремонтировать тренажеры в нескольких воинских частях. (У бригад "Эры" была иная практика: поработав на одном объекте, они непременно возвращались в Пензу, оформляли новую командировку. Это увеличивало накладные расходы.) Выезжая в воинские части, сотрудники "Лани" всегда брали с собой наличные на покупку недостающих комплектующих деталей. Если бригаде не удавалось обойтись своими силами, нужных специалистов находили на месте и заключали с ними контракт. Это удешевляло ремонт, сокращало его сроки. ("Эра" и тут проигрывала.) За быструю и хорошую работу сотрудники "Лани" получали приличные деньги. На "Эре" инженер получал 300-400 тыс. неденоминированных рублей, а в ТОО такой же специалист - около трех миллионов. С 1994 по 1998 год во многом благодаря именно "Лани" исправность тренажерного парка ВВС России возросла с 40 до 96 процентов.

Трудно постижимая логика

Портфель "Лани" был полон заказов, финансовое положение укреплялось, руководство строило планы развития. И вдруг...В апреле 1998 года генерального директора "Лани" Бориса Кожевникова арестовали, посадили в тюрьму (СИЗО), несмотря на возраст (61 год) и на то, что он инвалид второй группы (удалена почка). Местная ФСБ обвинила его в мошенничестве. Кожевников, мол, завышал объемы работ при ремонте тренажеров, а полученные таким способом деньги похищал у Министерства обороны. Следствие обнаружило, например, что он "химичил" с командировками: наместо заказа выезжали, скажем, 3 специалиста "Лани" - в документах же указывали 10. Кроме того, искусственно увеличивали и сроки командировки.

- Так это? - спрашиваю у Кожевникова.

- Делалось это для того, - поясняет Кожевников, - чтобы дать возможность специалистам хорошо заработать. Они вкалывали день и ночь без выходных по много месяцев, в отрыве от семей. Не плати мы деньги с помощью такого давно используемого способа, нам некого было бы посылать ни на Камчатку, ни в районы Крайнего Севера. Хотелось пообщаться со следователем ФСБ С. Погодиным, который ведет дело Кожевникова, услышать его аргументы и более всего- понять логику его мышления. Предприятие "Эра" предлагает отремонтировать тренажер за 5 млн рублей. ВВС может уплатить лишь миллион. И "Лань", стремясь в конкурентной борьбе завоевать заказчика, устанавливает свою цену - 300 тысяч. В рамках этой суммы она и "накручивает" командировочные. В результате летчики получили отремонтированную технику. Повышена боеспособность части - значит, повышена обороноспособность страны. И в тощем кошельке Министерства обороны сохранилось 4,7 млн рублей. В чем же преступление директора "Лани"? Но несмотря на всю мою настойчивость, следователь от встречи отказался.

- Перед каждой командировкой, - продолжает Кожевников, - нами составлялись подробные калькуляции на все виды работ, включая и командировочные расходы. Калькуляции утверждал военный заказчик. Военным было выгодно оплачивать наши дополнительные командировочные расходы, поскольку взамен они быстро получали хорошо отремонтированную технику. Вопреки утверждениям следователя, ни одна войсковая часть, где работали специалисты "Лани", не посчитала себя введенной в заблуждение, не подала в суд. Наоборот, следствию представлены письма командиров войсковых частей, воспользовавшихся услугами "Лани", в которых они утверждают: претензий к фирме нет. Они благодарны ей за качественную и быструю работу. Кого же в таком случае обокрал Кожевников со товарищи?

Кому помогла контрразведка

- В своей работе "Лань" использовала обычный принцип "шабашки", - говорит адвокат Кожевникова О. Назаров. - Дела подобного рода, в которых фигурируют договоры подряда с оплатой заранее обусловленной суммы за выполненные работы, в том числе и при включении в платежные документы подставных лиц, завышения объема выполнявшихся работ, еще в начале 80-х стали заканчиваться прекращением, поскольку в них нет состава преступления. Видимо, следствие понимает уязвимость своей позиции, поэтому и отказывается исследовать обстоятельства дела всесторонне и объективно - как того требует Уголовно-процессуальный кодекс. От эпизода с оформлением командировочных оно отсекает оценку эффективности работы "Лани" по сравнению с "Эрой". Второе обвинение, выдвинутое против директора "Лани", - нелицензированная модернизация военной техники.

- Вся модернизация заключалась в том, - рассказывает Кожевников, - что в некоторых воинских частях мы вместо огромных, устаревших советских ЭВМ установили современные компьютеры "Пентиум". Эффективность работы тренажера значительно повысилась. В ответе адвокату Назарову из Сводного департамента обеспечения обороны и безопасности Минэкономики модернизация в перечисленных постановлениях по лицензированию не упоминается. Самое серьезное обвинение против Кожевникова – уклонение от уплаты налогов. Когда "Лань" сама не управлялась с ремонтом, она привлекала к работе другие организации. За это переводила на их счета деньги. Именно с этих сумм якобы не платились налоги. Ни одно предприятие в Пензе не пополняло государственную казну столь аккуратно и в таких суммах, как "Лань". Даже в 1998-м, когда были арестованы ее счета, изъяты бухгалтерские документы и фирма прекратила свое существование, она все же выплатила 340 млн рублей. Зачем же нужно было резать курицу, которая несла золотые яйца и для области, и для страны? Не правильнее ли было с помощью суда заставить фирму уплатить то, что она якобы пыталась укрыть? Я встретился с ведущим специалистом военного представительства Министерства обороны Алексеем Карпушиным. Его ведомство имело дело с ТОО "Лань". Карпушин высоко отозвался о деятельности Кожевникова и отметил, что на допросах в УФСБ его поразила безграмотность следователей, они не разбирались ни в технических, ни в финансовых, ни в юридических нюансах дела. Сам Кожевников, освобожденный через полгода из-под стражи по настоянию Генпрокуратуры, сказал мне, что подоплека дела ему ясна: конкурента устраняют с помощью правоохранительных органов. Он ждет суда. За то время, что не существует ТОО "Лань", количество неисправных тренажеров в ВВС увеличилось с трех процентов до тридцати семи. Ни одно диверсионное подразделение не смогло бы добиться результата лучшего, чем это сумели сделать те, кто должен обеспечивать безопасность государства. (ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ), 18.09.1999)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 01.10.2020
    USD78,7847-0,8998
    EUR92,4302-0,5935
    E/U1,1732+0,0058
    БВК84,9252-0,7620
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности