ЧТО ДАЛ МАЛОМУ БИЗНЕСУ НОВЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЧТО ДАЛ МАЛОМУ БИЗНЕСУ НОВЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"

Столпотворения в налоговых инспекциях, которые на ходу пытаются освоить "вторую профессию" - регистрацию юридических лиц, не стали неожиданными для предпринимателей. Самые упорные занимают очередь с ночи и простаивают по многу часов, чтобы получить желанную регистрацию. Однако это скандальное обстоятельство все-таки не стало центральной темой "круглого стола". Требуется время, чтобы был отлажен механизм действия нового порядка. Но есть вопросы, от решения которых зависит главное, для чего, казалось бы, и создавался этот закон как звено в цепи дебюрократизации экономики: станет ли предпринимателям проще зарегистрироваться? Не приведет ли упрощение целого ряда процедур к рождению множества фирм-однодневок или даже к уходу части малого бизнеса в теневую экономику?

На этот раз был несколько изменен порядок ведения "круглого стола". На открытии заседания редакция "Бизнеса для всех" представила материалы собственного расследования, произведенного по обсуждаемой проблеме в самые последние дни.

Игорь КРЫЛОВ, обозреватель газеты "Бизнес для всех": В июле этого года в нашем еженедельнике были опубликованы несколько материалов, в том числе "круглого стола", в которых была отражена полемика вокруг нового закона о регистрации юридических лиц. Представители МНС, начиная от министра и заканчивая сотрудниками низовых налоговых инспекций, утверждали, что их ведомство полностью готово к выполнению функций регистрации юридических лиц и заверяли, что регистрация "по-новому" значительно облегчит жизнь предпринимателям. В то же время те, кто непосредственно связан с проблемами МП, предупреждали, что не все так гладко и серьезные недостатки "сырого" закона о регистрации проявятся в самое ближайшее время.

Прошло чуть больше четырех месяцев. За три дня до нашего заседания я посетил налоговую инспекцию № 10 ЦАО. Коридор напоминал вагон метро Таганско-Краснопресненской линии в час пик. Взмыленные сотрудники сновали из кабинета в кабинет. Серьезная дама, видимо, наиболее инициативное юрлицо, производила перекличку "живой очереди" желающих подать документы на регистрацию и перерегистрацию. Молодой человек, пропустивший очередь, безуспешно ругаясь, пытался протиснуться к двери заветного кабинета. Мне сказали, что если я хочу записаться в очередь, приходить надо часа за четыре до открытия инспекции, а если хочу быть в первых рядах, то лучше всего придти где-то полтретьего утра.

Точно такая же картина наблюдалась и в других налоговых инспекциях г.Москвы. Парадокс, но стоящие по много часов в налоговых инспекциях предприниматели с ностальгией вспоминают порядки в регистрационных палатах, которые еще в начале года сами и критиковали. Но оказалось, что новые порядки во сто крат хуже. И многочасовые очереди - не самое страшное. Главное, что прежде квалифицированные сотрудники Регистрационных палат проводили тщательную проверку, по сути дела экспертизу документов поданных на регистрацию, и предприниматель был уверен, что любая проверка не найдет ошибок в документах, по которым зарегистрировано предприятие. Налоговые инспекции регистрируют сейчас абсолютно ВСЕХ, не проверяя документы. Я специально интересовался в налоговых инспекциях Москвы, Екатеринбурга, ряда других городов - никто не может припомнить, чтобы в налоговые инспекции перешли работать уволенные по сокращению штатов опытные сотрудники регистрационных палат.

Одна из декларируемых высокими начальниками целей нового закона - исчезновение фирм-однодневок. Однако несовершенство нового закона, наоборот, дает полную свободу действий недобросовестным предпринимателям. Например, руководитель одной из налоговых инспекций Тюмени заявил, что в его инспекции один предприниматель зарегистрировал уже 18 предприятий. На уставных документах не ставится штамп налоговой, в свидетельстве указывается только название фирмы, и это дает возможность фабриковать липовые уставные документы. Не говоря о том, что масса фирм регистрируется под одним названием, так как по новому закону не производится проверка на неповторяемость названий.

Представители МНС всерьез утверждали: процедура регистрации юрлиц настолько упростится, что фирмы-посредники просто исчезнут. Но они не только не исчезли, но, наоборот, расплодились в еще большем количестве. В Москве их услуги стоят порядка 250 -300 долларов. В Томске - от 150 до 200 долларов. Юридическое сопровождение и юридическая поддержка при регистрации собственного дела сейчас оказались еще важней, чем раньше, так как всю ответственность за документы несет заявитель, а налоговая, как я уже говорил, регистрирует всех, не проверяя документы. Поэтому даже если вы честный предприниматель и ошибка в ваших документах закралась случайно, вас с этими ошибками и зарегистрируют.

Зинаида СЕМЕНОВА, зам. начальника отдела регистрации юридических лиц налоговой инспекции № 10 г.Москвы: Да, в настоящее время, даже если сотрудник видит, что в документах есть ошибки, он не вправе отказать в приеме документов и, следуя букве закона, регистрирует предприятие. Что же касается очередей, то я считаю, это явление временное и, начиная с будущего года, такого наплыва посетителей не будет.

Игорь АЛЕКСАНДРОВ, председатель Московской регистрационной палаты: Ситуация, которая складывается с перерегистрацией предприятий в новом регистрирующем органе - налоговых инспекциях, хорошо видна даже из материалов интернет-конференции главы МНС Г.И.Букаева. Вот что министру сообщают предприниматели: "Зарегистрировать фирму в Москве очень сложно, приходится ночевать в очереди около налоговой инспекции не одну ночь!" (Москва); "Налоговая инспекция Советского района работает 3 дня в неделю, на регистрацию очередь по 200 человек, до указанного срока зарегистрироваться нереально. Что делать?" (Самара); "Одно окно" не работает. Сначала отстаиваем очередь, чтобы сдать документы, потом такая же очередь, чтобы войти в Госреестр, потом, через месяц, - ИНН" (Ульяновская обл.); "В районных инспекциях царит полная неразбериха" (Барнаул).

Как с этим бороться? Можно уменьшить нагрузку на налоговые инспекции за счет того, что они бы взяли на себя регистрацию новых юридических лиц, а регистрацию изменений в учредительных документах уже существующих фирм оставили в регистрационных палатах. Пусть даже на какое-то переходное время. Это было бы удобно всем - не только регистрирующим органам, но и самим предпринимателям.

Вадим ВЛАСОВ, председатель Комитета по поддержке предпринимательства Администрации Томской области: Относительно процесса регистрации и перерегистрации предприятий можно сказать следующее. Данная проблема не является острой для Томской области. Из 7500 предприятий, подлежащих перерегистрации в Томской области, на 1 ноября 2002 года перерегистрированы 2200. Возможности Управления по налогам и сборам по Томской области позволяют проводить перерегистрацию до 100 предприятий в день. Данный показатель можно существенно повысить, если предприниматели будут направлять документы по почте (что предусмотрено законодательством и о чем налоговые органы периодически уведомляют предпринимателей через областные СМИ). Иногда в процессе сдачи документов на перерегистрацию в местах их приема наблюдается небольшая очередь, но нареканий со стороны предпринимателей это не вызывает - максимальное время, которое отстаивает в очереди сдающий документы, составляет не более 20-30 минут.

Сергей ФЕДОРЧЕНКО, начальник отдела департамента господдержки предпринимательства МАП РФ: Закон вступил в действие всего 4 месяца назад, и еще не отработан механизм его функционирования. Если вы помните, аналогичные проблемы имели место и при замене паспортов. Проблема в другом: как влияет и влияет ли вообще на развитие предпринимательства принятие этого закона. Чтобы это уяснить, нужно проанализировать все шаги, которые были предприняты в связи с дебюрократизацией экономики. С точки зрения численности МП, по-моему, принятие закона никак не повлияло на предпринимательский сектор. А вот та цель, которая ставилась в связи с принятием закона - о введении регистрации через "одно окно" - достигнута не была. И при новом порядке регистрации все равно нужно пройти 5-6 инстанций, включая налоговую инспекцию, пожарную службу, пенсионные фонды, фонды страхования… А ведь принцип "одного окна" предполагает, что у вас примут документы в одном месте и решат все ваши проблемы, т.е. не вы бегаете по инстанциям и регистрируетесь, а вас регистрируют в "одном окне". В Москве немало посреднических фирм, которые оказывают услуги по регистрации и известны расценки: 200 долл. США. МАП РФ проводит как раз анализ в этой сфере, и нам хотелось бы уяснить, в какой степени возросли у предпринимателей затраты времени и средств на всю процедуру регистрации, сколько тут участвует посредников. К примеру, в Ленинградской области 65% фирм, зарегистрированных в этом году, пользовались услугами посредников. Тем не менее, это все не дает оснований говорить, хорош закон или плох. В принципе, для того, чтобы сделать объективные выводы по данному поводу, требуется, как минимум, 2 года функционирования закона. Я имею в виду даже не какие-то количественные, а именно качественные изменения.

Вопрос: Так у вас пока нет своего мнения по этому поводу?

С.Федорченко: Если брать вопрос формально, то пока мы не наблюдаем того бума, которые имел место в 1991-1995 годах, когда количество малых предприятий достигло 850 тысяч. Теперь же мы наблюдаем колебания: либо прирост на 5 тысяч в год, либо такая же убыль. А те негативные моменты, которые здесь были названы, по-моему, отражают лишь временные трудности, связанные с реализацией закона.

Андрей ОРЛОВ, советник председателя правления Федерального фонда поддержки МП, академик РАЕН: Как всегда, закон оказался непросчитанным и сценарно необеспеченным. Рождался он в недрах Минэкономразвития как часть пакета законов о дерегулировании экономики. Затем реализатором закона стало МНС РФ. Короче говоря, закон создавали люди, никакого отношения не имевшие к проблематике малого бизнеса, не прочувствовавшие его проблем. И на вопрос, хуже стало или лучше, я отвечу однозначно: безусловно, стало хуже. Как и по другим направлениям пакета законов по дебюрократизации экономики.

И.Александров: Требования регистрации предприятий через "одно окно" я тоже считаю принципиально важным. Этот вопрос даже выходит по своему масштабу за рамки одной только проблемы регистрации юридических лиц. В западных странах, в частности, в Англии, Швеции принцип "одного окна" вводится для всех граждан при обращении их в любой государственный орган. Это значит, что орган, в который обратился по любому своему делу гражданин, не имеет права требовать, чтобы этот гражданин принес нужную справку или визу из другого государственного ведомства. Там исходят из того правила, что государство не должно требовать от гражданина представить ту информацию о себе, которую он уже однажды представил в государственное учреждение. У нас "одного окна" не получилось. Налоговые органы не сумели обеспечить не только межведомственного согласования, чтобы после регистрации предпринимателю не надо было бежать становиться на учет в органы статистики, различные фонды - они не смогли обеспечить и внутриведомственного согласования: после регистрации предприниматель должен отстоять еще одну очередь для постановки его фирмы на налоговый учет, а потом еще и очередь для получения ИНН!

Анжела РАЕВСКАЯ, директор Муниципального фонда поддержки МП Восточного административного округа Москвы: Хочу высказать свое мнение как специалист: любой проблемой должен заниматься тот орган, который специально для этого создан. И я считаю, что не было никакой необходимости ломать уже сформировавшуюся структуру - Регистрационную палату. Тем более, что задача, которая при этом декларировалась - переучет всего массива МП, отсечение неработающих малых предприятий - вполне могла быть решена Регистрационной палатой. А что мы теперь имеем? Налоговая принимает в день по 5-6 фирм: до 15.00 - на регистрацию, с 15.00 - на выдачу свидетельств. Чтобы пройти эту процедуру, действительно, приходится с ночи занимать очередь. Естественно, очереди, нарекания, скандалы...… Кроме того, регистрация и внесение в единый реестр связаны еще с подтверждением лицензий. У кого-то подходит срок, и ему говорят: не получишь лицензии, пока не принесешь бумагу о том, что вошел в госреестр. Это тоже вызывает негативную реакцию предпринимателей.

Вопрос: Так лучше стало или хуже при новой системе регистрации?

А.Раевская: Я сделала анализ документов, какие использовались прежде и какие используются теперь. И вот что получилось. Первый пункт: проверка названия предприятия на неповторяемость. Прежде это стоило 300 рублей, и отводился на процедуру один день. Теперь этого вообще не требуется, и можете представить себе негативные последствия такой "вольницы" - сколько появится фирм-однодневок и фирм с одним названием на одном юрадресе! Далее: утверждение эскиза печати. Стоило это 90 рублей, сейчас не стоит ничего, поскольку и этого делать не требуется. А вот процедура изготовления печати с занесением в реестр осталась. Прежде она стоила 360 рублей, сегодня - 950 рублей. Присвоение кодов статистики осталось, но подорожало - с 235 до 350 рублей. Прежде подписи учредителей заверял нотариус (по 50 рублей за подпись), сейчас этого тоже делать не нужно. Как не нужно заверять копии учредительных документов. Прежде за 5 копий (по 20 листов) платили 500 рублей, теперь от нотариуса требуется только заверить подписи заявителя - учредителя, и стоит все это удовольствие 100 рублей. Дальше самые крупные траты: госпошлина за регистрацию раньше обходилась в 250 рублей, сейчас нужно заплатить 2000 рублей да еще за заверение копий учредительных документов (5 комплектов по 200 рублей) - еще 1000 рублей. За вычетом разных мелочей получается: прежде на всю процедуру регистрации уходило в среднем 44 дня и стоило это предпринимателю 1787 рублей, теперь же времени тратится 31 день (не считая стояния в очередях в налоговой инспекции) и обходится в 4400 рублей. Удорожание процедуры регистрации - в два с половиной раза! При этом идея "одного окна" осталась нерешенной.

И.Александров: Готовясь к этому "круглому столу", мы в Палате тоже провели сравнительный анализ по некоторым важнейшим моментам в организации регистрации: как это было до 1 июля и как есть сейчас. К сожалению, почти по всем позициям результаты не в пользу вновь введенного порядка. Тут уже отмечалось, что резко возросла плата за регистрацию. Московская регистрационная палата в день принимала около 300 предпринимателей, и по 30-40 человек принимали ее филиалы. Налоговые же инспекции установили лимит приема в 10-12 человек в день. В результате возникают очереди из сотен предпринимателей, желающих зарегистрировать юридическое лицо.

Сейчас при регистрации на учредительных документах фирмы не проставляется штамп о регистрации. Вместо него выдается свидетельство, но в нем не указывается, к какому пакету документов оно относится. Это плохо для банков, таможен, органов управления недвижимостью, для ФКЦБ. Наконец, правовая экспертиза учредительных документов перед их регистрацией раньше была обязательной. Только в Москве введение процедуры проверки паспортов при регистрации предотвратило создание свыше 4 тысяч фиктивных фирм. Сейчас правовая экспертиза не предусмотрена и, естественно, не проводится. Ответственность за ошибку или преднамеренную подтасовку в документах по закону должен потом устанавливать суд. По 11 позициям сравнительный анализ показывает ухудшение ситуации.

А.Раевская: Теперь давайте посмотрим, какие требуются сегодня документы и что стоило отменить из ранее представляемых. Старый порядок регистрации предусматривал предварительную правовую проверку Регистрационной палатой учредительных документов. После регистрации юридическое лицо получало от Регистрационной палаты полный комплект учредительных документов (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации), причем, выдавались не копии документов, а оригиналы, с которых при необходимости юридическое лицо могло получить нотариально заверенные копии. Новый порядок не предусматривает никакой проверки - ни представленных юридическим лицом учредительных документов, ни подтверждения юридического адреса и местонахождения, ни предполагаемого названия. Юридическому лицу выдается только дополнительно оплачиваемая копия учредительных документов (срок изготовления которых - 7 календарных дней), при этом многие нотариальные конторы не заверяют копии с копий учредительных документов. Положим, срочно надо открыть счет в банке, раньше это делалось в течение 1 календарного дня, сейчас - 7-8 дней. Поэтому, на мой взгляд, хотя количество требуемых для регистрации документов и сокращено, но это сокращение не на пользу предпринимательству, а скорее на пользу нечистоплотным людям, которые получают возможность создавать фиктивные фирмы-однодневки для своих махинаций, а для добросовестных предпринимателей остаются одни неудобства, и при отсутствии соответствия учредительных документов отдельным пунктам закона - еще и дополнительные штрафные санкции. Такая либерализация, мне кажется, скорее приведет к развитию теневой экономики, причем в значительно большем масштабе, чем это было раньше.

Владимир ЛОБОК, сопредседатель Экспертно-консультационного Совета по развитию малого и среднего бизнеса при Полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе, президент АМБ: Вот только небольшая часть проблем, с которыми столкнулись как предприниматели, так и сами работники налоговых инспекций УрФО после вступления в силу Закона о государственной регистрации юридических лиц. В налоговой инспекции Нижневартовска программное обеспечение не позволяет нескольким инспекторам работать одновременно. На регистрацию одного предприятия уходит около 60 минут, масса времени тратится на то, чтобы внести все сведения в базу и распечатать на бумажные носители. Это порождает огромные очереди и конфликтные ситуации. Если заявитель не явился на 5-й день и не получил свидетельства, документ нужно отправить почтой (это дополнительные расходы - 100 руб.), но денег на это у налоговых инспекций нет. Налоговые органы предъявляют разные требования к заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации, независимо от того, что приняты общие нормы. На учредительных документах юридических лиц не ставится отметка о регистрации, а значит отсутствует связь между свидетельством о государственной регистрации и учредительными документами. Законом не определен срок выдачи свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года. МНС получило ряд проблем и намного меньше преимуществ. Вывод: вступивший в законную силу ФЗ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в настоящее время не упрощает порядок регистрации юридических лиц.

Юлия ДУХНИНА, юрист межрегионального фонда защиты прав предпринимателей "Деловая перспектива": Я все же не считаю, что закон "О государственной регистрации юридических лиц" настолько плох. У него есть и достоинства. Например, заметно сокращен перечень документов, обязательных для представления во время регистрации; отменено требование гарантийного письма о предоставлении будущей фирме юридического адреса; не требуется документа об оригинальности названия; срок получения свидетельства о регистрации после подачи документов сокращен до 5 дней; сделаны первые шаги к организации регистрации по принципу "одного окна". Все это в принципе упрощает процесс регистрации и резко сужает возможность немотивированного отказа. Другое дело, что налоговые органы, которым теперь поручена эта работа, просто плохо подготовились и теперь явно не справляются с тем объемом работы, который раньше был привычным для регистрационных палат.

Кирилл СТЕПАНОВ, начальник отдела госрегистрации, контроля и надзора Департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития РФ: Прежде чем сравнивать две системы регистрации - старую и новую, надо иметь в виду, что прежде госрегистрация велась по субъектам РФ, и единого федерального реестра просто не существовало. Так что сравнивать здесь что-то сложно. По поводу фирменных наименований. Вот вы говорите, что Московская регистрационная палата вела проверку на совпадение фирменных наименований. Я располагаю данными Госкомстата на 1 января 2001 г., когда регистрация еще не велась по новому закону. Так вот, в Российской Федерации было больше 4 тысяч фирм с названием "Надежда" и более 1,5 тысячи - с названием "Елена". Только в Москве было зарегистрировано около 300 фирм с названием "Кристалл". Так что прежняя система эту проблему не решала. Теперь - о фирмах-однодневках. Сейчас мы делаем вид, что до вступления в силу настоящего закона фирм-однодневок у нас не существовало. Однако сейчас, по данным Московской регистрационной палаты, в Москве зарегистрировано порядка 800 тысяч юридических лиц. По прогнозируемым данным МНС, после перерегистрации их останется 280-300 тысяч, т.е. у нас латентный, фактически скрытый процент фирм-однодневок превышает 70%. Значит прежняя система регистрации и эту проблему также никак не решала. Ну а что касается новой системы регистрации, она вошла в действие совсем недавно - об этом здесь говорилось. У нас впервые предпринята попытка создать единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: А это нужно?

К.Степанов: Как это может быть не нужно? Российская Федерация - единое государство. И как иным способом бороться с теми негативными явлениями, которые тут упоминались, например, с совпадением фирменных наименований. Кстати, у нас до сих пор нет законодательного акта, который бы регулировал регистрацию использования фирменных наименований и ответственность за их недобросовестное использование. Хотя Гражданским кодексом регистрация фирменных наименований предусмотрена.

Реплика с места: Вы представляете Минэкономразвития и должны осветить экономическую подоплеку введенного порядка регистрации.

К.Степанов: Что касается экономической подоплеки, тут приводились разные суммы, которые требуются за определенные виды услуг. Новым порядком платежи оптимизированы: 2000 рублей госпошлины - и все.

Реплика с места: Как все? Тут назывались и другие выплаты - 1000 рублей за заверение копий учредительных документов и др. Общие затраты на регистрацию составляют 4400 рублей.

К.Степанов: Я позволю себе усомниться в этих цифрах. Когда налоговая инспекция регистрирует учредительные документы - а это является основанием для занесения фирмы в госреестр - она не ставит штамп на документе и не должна это делать. В данном случае мы руководствуемся Гражданским кодексом, согласно которому госорганы не ставят штампы на учредительных документах. А раз так, для чего брать копии в налоговой инспекции?

Реплика с места: Заставит банк. Предпринимателю потребуется справка банка об открытии накопительного счета и о внесении 50% уставного капитала.

К.Степанов: Вы говорите об Инструкции Центробанка, которая требует не открывать счета без наличия печати на копии? Сообщаю вам для информации (в МНС РФ она уже поступила). В ближайшее время этот процесс будет урегулирован - решение на этот счет имеется.

Вопрос: Так сколько еще придется потратить предпринимателю денег и нервов, пока высокие ведомства договорятся между собой?

К.Степанов: Минэкономразвития - не Правительство и не может ускорить процесс, а Центробанк не является органом исполнительной власти. На сегодня есть разъяснение МНС РФ, направленное в его терорганы и согласованное с Центробанком (полагаю, его руководящие разъяснения в ближайшее время будут даны в коммерческие банки). Суть всех этих шагов: кроме свидетельства о регистрации иных документов для открытия расчетного счета никто не вправе требовать.

Андрей ПОДЕНОК, президент Московской ассоциации предпринимателей: Давайте попробуем не бить кувалдой по принятому и вступившему в силу документу, а приведем в норму то, что есть. Закон переделать невозможно, но можно постараться сохранить все рациональное из прежней схемы. Разумным шагом было бы перевести сотрудников Регистрационной палаты в ранг служащих терорганов МНС РФ.

К.Степанов: Получается парадокс: если государство принимает жестко регламентированный закон, это встречается в штыки. Если же оно принимает либеральный закон - это тоже не нравится.

Роальд ЛЕБЕДИНСКИЙ, руководитель филиала Московской регистрационной палаты: Слепое копирование чужого, пусть и хорошего, но явно не стыкующегося с нашими реалиями опыта, не может быть продуктивным. Есть страны, где для выполнения взаимных обязательств достаточно устной договоренности. В большинстве стран это может гарантировать только письменный, юридически правомочный договор. У нас же в России для этого надо не только подписать детальное письменное соглашение, но при этом еще обставить дополнительными оговорками, которые позволят добиваться выполнения договоренности. Таковы наши реалии, которые разработчики Закона о регистрации должны были учитывать. Ведь в тех же западных странах с многовековыми предпринимательскими и деловыми традициями нормы законов о регистрации совсем не одинаковы. Во Франции, например, экспертиза учредительных документов обязательна. В протестантской Германии законодательство правовой экспертизы не требует. В Англии экспертиза тоже не требуется, но нужно, чтобы правильность сведений о представленных документах подтвердили два известных учредителю юриста. В этих странах законодатели учитывают и уровень законопослушности граждан, их обязательность, уровень правовой грамотности. Вводить же у нас в России, где 40% экономики еще находится в "тени", сверхлиберальные правовые нормы только потому, что где-то они хорошо срабатывают, просто неразумно.

К.Степанов: Ну зачем же мы себя так унижаем: у нас, мол, теневая экономика, "серое" государство. Вопрос, по-моему, заключается в одном: плох закон о регистрации юрлиц для малых предприятий или хорош? Чтобы решать проблему проверки учредительных документов в правовом государстве, есть суды, есть силовые структуры, наконец, есть школы, которые должны воспитывать нормальных добропорядочных граждан. Я вполне согласен с одним. Коль мы функцию регистрации юридических лиц передали налоговикам, то, видимо, разумнее было бы в штат МНС РФ передать и регистрационные палаты, которые раньше вели эту работу и накопили немалый опыт. Если мы это сделаем и закон заработает, то и большинство проблем, о которых здесь говорилось, снимутся сами собой.

Геннадий ИГНАТКИН, директор фонда поддержки МП Центрального административного округа г.Москвы: Либеральность нормы, согласно которой отменено требование проверки учредительных документов перед их регистрацией, мне представляется симптоматичной. Характерно, что из всех законов, которые принимаются в последнее время и направлены на регулирование предпринимательской деятельности, последовательно вымывается профилактическая функция. Конечно, экспертиза требует лишнего времени, но взамен предприниматель получал гарантию чистоты своих учредительных документов.

Олег ЛАПШИН, директор территориального бизнес-инкубатора Северо-Западного административного округа г.Москвы: Не хочу касаться достоинств и недостатков нового порядка регистрации - об этом здесь уже сказано достаточно. Приведу пример из собственной практики. Не так давно к нам обратилась одна дама - сотрудник Московского госуниверситета. По ее мнению, руководство университета по ее разработкам получило несколько миллионов долларов, а ее оставило ни с чем. Я попытался навести справки. Оказалось, наша "ученая" дама пыталась зарегистрировать собственную фирму, а весь пакет документов состоял из трех листочков: на первом - название будущего ЗАО, на втором - анкетные данные, на третьем - запись: "Имею право заниматься предпринимательской деятельностью". Конечно, ей отказали. И что же вы думаете? Несколько дней назад эта дама показала мне свидетельство о регистрации фирмы, полученное на основании того же самого "пакета учредительных документов". Вот до чего мы дошли с новым законом о регистрации юридических лиц.

И.Александров: В нынешних конкретных условиях России, я считаю, проводить экспертизу учредительных документов надо. Отсутствие ее на руку только недобросовестным предпринимателям. А таковых у нас еще очень много. Начинать процедуру выявления фиктивных фирм можно было бы уже на этапе регистрации их, но это налоговым органам новым законом не вменено в обязанность. Мне кажется, потому, что это не главная задача налоговиков - их хвалят и ругают за сбор налогов. Хотя борьба с "фиктивными" фирмами есть, по существу, борьба за собираемость налогов.

Реплика с места: Ликвидировать же фиктивную фирму канительно: только через суд можно блокировать ее счет!

И.Александров: Не просто канительно. Председатель Арбитражного суда через СМИ объяснял налоговикам, что недобросовестную фирму вообще ликвидировать непросто. Ведь согласно Гражданскому кодексу юридическое лицо можно ликвидировать, если оно действует с нарушением законодательства. Но если движения средств по счету нет - значит, юридическое лицо не действует и ликвидировать его, как считает Арбитражный суд, можно только по процедуре отсутствующего должника - хотя и здесь огромная натяжка: "фиктивная" фирма - вовсе не обязательно должник.

К сожалению, нет в новом законе и механизма исполнения решений суда о признании государственной регистрации недействительной. В результате такие решения судов "зависают", и не ясно, как выйти из этого положения. Есть и другая сторона проблемы. Регистрирующий орган, помимо своей главной задачи - давать официальную путевку в жизнь юридическому лицу, обязан выполнять еще и информационную функцию. Когда предприниматель хочет вступить в какие-либо деловые отношения с другой фирмой, то предварительно он собирает сведения о своем возможном партнере. Это не является чем-то необычным. Это нормальная практика деловых отношений во всем мире. При этом, как правило, предприниматели обращаются в регистрирующий орган с просьбой дать официальные данные о потенциальном партнере. И такие данные наша Палата раньше выдавала. Сейчас информационная функция полностью парализована: регистрационные дела юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля с.г., находятся в нашей Палате. Мы пишем московскому управлению МНС РФ письма с просьбой забрать у нас эту базу данных. У нас и денег нет на ее обслуживание. На сегодня база данных о более чем 800 тысячах юридических лиц остается по-существу бесхозной, а предприниматели - без нужной им информации. Совершенно очевидно, что то же самое происходит и с базами данных регистрационных палат в регионах. А если бы мы по-хозяйски готовились к реформе системы регистрации, то, объединив их базы данных, могли бы создать богатейший информационный ресурс для малого предпринимательства всей страны.

А.Раевская: К сожалению, сейчас кардинально все изменить нельзя: закон принят. И на основании первого опыта применения его никто не отменит. Но я считаю, что предприниматели тем настойчивее должны добиваться, чтобы все разумное из старой практики регистрации предприятий в него было внесено. Кроме того, необходимо добиваться и усиления налоговых служб квалифицированными сотрудниками регистрационных палат. Это-то можно сделать оперативно и хотя бы частично снять то напряжение, которое нарастает в регистрационных органах по мере приближения конца года. А на перспективу все же надо добиваться отделения функции регистрации юридических лиц от функции фискальной.

К.Степанов: Многие замечания мне представляются обоснованными. Постараемся ознакомить с ними разработчиков законопроекта. Это может стать основой для его возможной доработки.

Запись вели Игорь КРЫЛОВ,

Валерий РОМАНЮК,

Леонид САВЧЕНКО.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>