НОВЫЕ ДИНАСТИИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НОВЫЕ ДИНАСТИИ

Когда в 1991 г. Валерий и Татьяна Коланьковы начали издавать журнал "Рынок ценных бумаг", им помогали сыновья Александр и Андрей - супруги-предприниматели считали, что доверять партнерам со стороны небезопасно. "Неясная, мутная ситуация подсказывала, что нужно опираться на людей, которым доверяешь на все сто. А это и есть родственники", - говорит Валерий Коланьков.

Сейчас один из сыновей - Александр - занимает пост генерального директора семейной компании, в которую входят издательский дом "Рынок ценных бумаг", выпускающий несколько специализированных журналов, и агентство, занимающееся организацией конференций. "Мы даже и не думаем передавать бизнес кому-нибудь еще", - говорит основатель бизнеса Валерий Коланьков. Коланьков-старший хочет, чтобы и его внуки работали в фирме. "Они подрастут, и я с ними начну говорить о том, чтобы они начинали вникать и вливаться в это дело", - строит он планы.

Примеров передачи управления от основателя компании к его сыну или дочери в России еще немного. Однако скоро их будет гораздо больше, уверена Татьяна Матюшина, заместитель гендиректора агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет". "Период массовой передачи бизнеса детям начнется лет через 5 - 10", - говорит она. Именно по этому пути намерены пойти большинство российских предпринимателей. Нынешний костяк бизнеса составляют люди от 35 до 55 лет. Многие из них начинают готовить себе смену в лице своего сына или дочери, которые часто еще учатся в школе, начинают знакомить их с азами бизнеса, постепенно вовлекая в процесс управления фирмой.

Несмотря на желание передать дело детям, предприниматели, как правило, стараются здраво оценить их возможности. "Я как мать, конечно, думаю о передаче дела сыну. Но по правилам ведения бизнеса тут необходим конкурс. И если ваш ребенок проходит этот конкурс наравне с другими, то предпочтение, конечно, отдается ему", - рассуждает Татьяна Анторианова, президент компании "Бовиста", официального дилера Volvo.

Однако пока что случаи, когда основатель бизнеса передает бразды правления детям, не всегда вызваны его желанием уйти на заслуженный отдых. Основатель волгоградской сети супермаркетов Vivo Антонина Родионова с раннего возраста готовила дочерей к продолжению своего дела. Старшая, Софья, работала в фирме матери коммерческим директором, младшая, Арина - специалистом по персоналу.

Сама предпринимательница решила заняться политикой. В 1993 г. она была избрана депутатом Государственной думы - и полностью передала управление компанией дочерям. В результате Софья Жилина в 21 год заняла пост генерального директора сети из четырех крупных магазинов, по 1000 кв. м каждый. А через два года Арина Лязникова, которой к тому времени исполнилось 20 лет, стала ее заместителем.

"Первое время нас с сестрой не принимали, - вспоминает Арина. - Управляющими магазинов были женщины старше меня в два раза, а я еще и должна была чего-то им указывать. Были ситуации, когда у меня просто опускались руки".

20-летней руководительнице часто приходилось ночевать на работе. Она не скрывала, что многого не знает и не понимает. "Но когда ко мне приходили и пытались запудрить мне мозги, я их останавливала, говорила: "Стоп! Я этого не понимаю! Объясните! " - рассказывает Арина Лязникова. Теперь, по ее словам, она прекрасно разбирается во всем, что происходит в компании, поскольку начинала "с самых низов".

В разных странах мира распространена практика, когда младшие члены семьи работают в семейной фирме часто на самых низкооплачиваемых должностях. Но в любом случае сыновья и дочери основателей компаний с детства невольно оказываются вовлеченными в дела родителей. Это идет им на пользу. Именно таким образом удается впитать те тонкости, которым часто невозможно научить в бизнес-школе. Они оказываются способны интуитивно выбирать правильные решения, говорит Татьяна Матюшина. "Когда дети крутятся на работе с ранних лет, они начинают ее чувствовать", - объясняет она.

Впрочем, планы отцов не всегда совпадают с желаниями их детей. Попытка Владимира Мельникова, президента ростовской корпорации "Глория Джинс", привлечь к управлению свою дочь закончилась неудачей. "Дочь вышла замуж и вообще не хочет даже вспоминать о компании", - разочарован Мельников. Он надеется оставить дело сыну, который учится за границей. Но на этот раз будет действовать гораздо осторожнее. "Сыновья никогда не придут к вам на работу после института, - делится своим опытом Мельников. - С 22 до 27 лет им нужно просто выгуляться. Красивые, богатые парни - они ходят по клубам, танцуют, потом работают где-то, но у них остается чувство ответственности. В 27 ему звонит отец и говорит: "Ну что, сын, нагулялся? " И сын встает в упряжку".("Ведомости", 27.01.2003)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>