"СВОЙ ЗАВОД НАМ НИ К ЧЕМУ"

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"СВОЙ ЗАВОД НАМ НИ К ЧЕМУ"

Но мечты о нем не покидают предпринимателя

Созданная полгода назад компания Star Point производит 50 000 бутылок энергетических напитков в месяц. При этом собственного производства у нее нет, а штат составляет всего семь человек. Такая организация бизнеса и позволяет молодой компании конкурировать с крупными производителями, считает основатель Star Point Андрей Закиров.

Энергетические напитки - не первый бизнес Андрея Закирова. В 1994 г. штурман Северного морского пароходства Закиров оставил флот и присоединился к фирме своего приятеля "Марин Экспресс", производившей по франчайзингу алкогольный напиток Greenals. Через пять лет Закиров продал свою долю в компании, чтобы заняться бизнесом самостоятельно. Но примерно в то же самое время ему предложили возглавить завод слабоалкогольных коктейлей компании Bravo International. И Закиров решил попробовать себя в роли наемного менеджера, чтобы набраться опыта в управлении предприятием.

Через два года после продажи компании в конце 2001 г. голландской Heineken должность Закирова сократили. И бывший штурман решил наконец осуществить свое желание - построить собственный бизнес. Он собирался не окунаться в незнакомую ему область, а использовать накопленный опыт. Однако алкогольными напитками заниматься не хотел. А в секторе обычных безалкогольных напитков, понимал он, "парадом командуют" Pepsi и Coca-Cola. Поэтому решил заняться чем-то более нишевым. Его выбор пал на энергетические напитки.

Благодаря содержанию кофеина, витаминов и аминокислот эти напитки оказывают тонизирующее воздействие на организм и популярны среди спортсменов и молодежи. Российский рынок таких напитков пока мизерный. По данным компании "Бизнес Аналитика", в прошлом году он занимал меньше 0,01% продаж всех безалкогольных напитков. Однако Закиров надеется, что у нас этот сектор будет так же бурно развиваться, как в западных странах, в частности в Великобритании, Германии или США, законодателях моды в энергетических напитках.

Ведущие западные производители "энерджайзеров" - Red Devil, Battery, B-52, Red Bull - уже начали продавать свои напитки в России. А финский Battery даже стали разливать в России, на заводе "Вена" в Санкт-Петербурге. Некоторые отечественные компании тоже выпускают энергетические напитки, однако пока их доли несопоставимы с долями западных лидеров.

Закиров, по его словам, решил производить высококачественный напиток, подобный иностранным, но по более доступной цене. Если банка энерджайзера известной зарубежной марки стоит от 38 руб. до 60 руб. , то напиток Закирова должен был быть вдвое дешевле - 20 - 30 руб. При этом в бизнес предприниматель мог вложить лишь $50 000, так что о собственном производстве можно было не думать. Однако именно это, по словам предпринимателя, и позволило ему избежать значительных издержек.

Примерно треть стартового капитала пошла на аренду офиса и зарплату сотрудникам - в небольшом офисе компании на Невском проспекте работают, кроме самого Закирова, еще шесть человек. Треть суммы была потрачена на разработку упаковки, исследования рынка и т. п. , и оставшаяся часть денег - на закупку сырья.

О производстве напитков Закиров договорился с подмосковным заводом "Мега-Пак". Это предприятие, выпускающее не только напитки, но и соответствующую тару, Закиров хорошо знал по прежней работе: Bravo разливала здесь слабоалкогольные коктейли. "В производстве напитков изначально не требуются очень большие мощности, поэтому свой завод нам ни к чему", - говорит предприниматель.

Название напитка и компании - Star Point - предприниматель придумал сам. Цвета для оформления упаковки он выбрал на свой вкус и заказал со значительной скидкой дизайн знакомому рекламному агентству.

На рецептуре тоже удалось сэкономить. Голландская компания Quest International, специализирующаяся на производстве ингредиентов для пищевых продуктов, разработала напитки для Star Point, ожидая, что питерская фирма станет постоянным покупателем необходимых составляющих. При этом компания-поставщик продает ингредиенты со своих складов в России, так что не нужно решать многочисленные проблемы с таможней.

Компания Star Point начала работать в июне 2002 г. В августе была выпущена первая партия. Всего 50 000 бутылок, но сразу трех видов: два напитка для питья во время занятий фитнесом (со вкусом лимона и других цитрусовых) , один - для менее спортивных потребителей (с ягодно-карамельным вкусом). Закиров надеется за счет сравнительно широкого ассортимента получить конкурентное преимущество - ведь, например, и Red Bull, и Battery - это напитки с одним вкусом.

Star Point разливает напитки в пол-литровые бутылки с закручивающейся пробкой. Это заметно отличает продукцию компании от иностранных напитков такого рода, которые, как правило, выпускаются в небольших (0,25 или 0,33 л) банках. По мнению Закирова, такие бутылки должны нравиться потребителю. "Так гораздо удобнее: попил и закрыл, - объясняет он. - И напитка при этом больше". Оптовая цена одной такой пол-литровой бутылки - 18 руб. , розничная в Санкт-Петербурге колеблется от 24 руб. до 32 руб.

Пробная партия хорошо разошлась в супермаркетах Санкт-Петербурга. Поначалу продажи были всего порядка 50 000 руб. Но через три месяца они резко выросли до 300 000 руб. Сказалось, в частности, действие рекламной кампании на MTV (изготовление ролика и его размещение на 2,5 месяца Star Point обошлось в $10 000). По словам Закирова, телевидение - лучший рекламоноситель для напитков, хотя и очень дорогой. По словам Закирова, в отличие от других каналов на MTV расценки очень низкие. После рекламной кампании на молодежном канале продажи продолжали расти ежемесячно примерно на 15 - 20%.

Сейчас Star Point продает уже 50 000 бутылок в месяц, оборот - 800 000 руб. Кроме Санкт-Петербурга напитки Star Point продаются в Ростове-на-Дону, Мурманске, Выборге. Компания ведет переговоры о поставках в другие города - Самару, Екатеринбург, Псков и др.

В регионах напиток, похоже, пошел хорошо. По словам Андрея Голубева, управляющего отдела продаж ростовской дистрибьюторской компании "Микс", Star Point по продажам стал быстро догонять местный напиток "Инвита", производство которого началось год назад. Но лидируют по-прежнему западные марки - по оценке Голубева, они занимают около половины рынка, на "Инвиту" приходится примерно 35% , а на Star Point - 15%.

Впрочем, с точки зрения региональных оптовиков, петербургской компании есть над чем работать. Андрей Голубев считает, что Star Point стоило бы разливать свои напитки в банки. А Алексей Гавриленко, коммерческий директор мурманской дистрибьюторской фирмы "Авант", отмечает недостаточно яркое оформление. "Тусклая наклейка на бутылке. Не в ногу со временем. Это же напиток для молодежи", - говорит он.

Сейчас Закирову предстоит самое трудное - выход на московский рынок. И проблема не в том, что столица перенасыщена подобной продукцией. Москвичей сложно понять. "На юге России любят прозрачные, а не фруктовые напитки, потому что фруктов у них и так достаточно. В Екатеринбурге, наоборот, предпочитают напитки непрозрачные, похожие на соки. А в Москве собрались люди со всей страны. И вкусы у них разнятся. Одни любят одно, а другие - другое. Как им угодить? " - задается вопросом Закиров.

Однако Star Point могут подстерегать опасности и с другой стороны. Специалисты по управлению признают, что мобильная, минималистская форма организации бизнеса, применяемая Star Point, вполне современная и эффективная. Однако при росте бизнеса и усилении конкуренции компания, работающая по аутсорсингу, может столкнуться с проблемами, говорит Станислав Цырлин, замдиректора московского офиса Boston Consulting Group. Например, при больших объемах производства будет сложно контролировать качество продукции.

Впрочем, Андрей Закиров и сам готов перейти к другой модели бизнеса. "Хотелось бы в конце концов создать собственное предприятие", - признается он. ("Ведомости", 27.01.2003)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>