АЗЕРБАЙДЖАН: МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
АЗЕРБАЙДЖАН: МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ

Формирование в Азербайджане частного сектора продолжается уже не первый год, и можно сказать, что определенные позитивные результаты имеются. Сейчас на частный сектор приходится значительная часть производимого ВВП, а также поступлений государственного бюджета в виде налогов и пошлин. При этом частный сектор мы привыкли подразделять на две категории: малые, а также средние и крупные предприятия. Создание "частника" произошло не вдруг, и не путем разгосударствления предприятий и объектов, а потому разграничение происходило изначально, так как в приватизации крупных объектов участвовали соответствующего масштаба компании, а мелкие предприниматели в основном стали хозяева МП.

При этом следует отметить следующую закономерность, которая не осталась без внимания экспертов еще в ходе проведения так называемой малой приватизации в период с 1995 по 1998 годы, когда реализовывалась первая программа приватизации. Дело в том, что малые и некоторые средние предприятия были приватизированы своими фактическими владельцами, то есть состоялось лишь юридическое оформление прав собственности. Правда, не безвозмездно. С самого начала по настоящее время от приватизации малых предприятий бюджет получил 332,5 млрд. манатов, из которых на текущий год приходится 48,8 млрд. манатов. Всего в этом году малых предприятий и объектов приватизировано 2026, а с начала процесса разгосударствления - свыше 26 тыс. объектов. Об этом "Зеркалу" сообщили в Министерстве экономического развития.

Нельзя сказать, что малой приватизации уделяется в стране недостаточное внимание, но чаще всего средние и крупные предприятия являются более значимыми, с точки зрения экономики и общественного контроля, а также более привлекательными для иностранного капитала. Этим продиктовано то, что практически ничего о малой приватизации не говорится. Да в этом и нет особой необходимости, так как весь этот процесс происходит в рабочем порядке, без привлечения особого внимания, как то происходит, например, при проведении инвестиционного конкурса. Приватизированные малые предприятия являются в основном объектами торговли и сферы услуг, реже заняты в производстве. Поэтому для экономики они такого развернутого интереса не представляют, но с точки зрения формирования т.н. среднего слоя - наоборот. Именно на такого рода предприятиях и обеспечиваются занятость и заработок большой части населения во всем мире. Так же фактически дело обстоит и в Азербайджане. В свете последних деяний руководства страны в сфере развития предпринимательства МП представляют особую ценность, так как их состояние, перспективы и реальная ценность в общественном плане являются показателем того, чего мы можем достичь, стимулируя развитие малого частного сектора. Но для государства также важно производство, поэтому в последнее время, то есть при реализации второй программы приватизации, правительство переходит на качественно более высокий уровень. А как часто бывает, настоящая жизнь находится значительно ниже этого высокого уровня.

После приватизации малые объекты зачастую сталкиваются с определенными проблемами, связанными не столько с необходимостью в финансах (так как, напомним еще раз, продаются чаще всего уже работающие объекты и уже с работающим на них коллективом, и уже руководящим им людям), сколько с взаимоотношениями с налоговыми органами и другими госструктурами, некоторые из которых имеют право взимать с них какие-то взносы в государственную казну, какие-то - нет.

В то же время, как нам отметили в департаменте приватизации госимущества Минэкономразвития, до сих пор не было обращений по поводу спорных моментов, связанных с вопросами прав собственности. В этом случае дела подобного характера рассматриваются в суде в законодательном порядке. Далее, малое предприятие после приватизации переходит в личную собственность своего владельца, и любые изменения с владением этого объекта, будь то продажа, сдача в аренду и так далее, осуществляются самим хозяином и будущим владельцем, без привлечения в этом случае Минэкономразвития. Все это нами говорится для демонстрации того, что постприватизационный контроль в случае с малыми объектами уходит от полномочий госструктуры, осуществившей продажу этого объекта. Практика показывает, что это верный путь, но если мы говорим о развитии предпринимательства, в том числе и малого, созданного путем приватизации, то необходима некая инстанция, кроме судебных органов, которая была бы в состоянии решить проблемы мелкого бизнеса либо повлиять на их решение. Возможно, таковым станет создающийся Совет предпринимателей при президенте страны.

Но опять-таки малый бизнес - это малый бизнес и в государственном масштабе особого значения не имеет, тем более отдельные его субъекты. Создается ситуация, когда малые объекты после приватизации полностью остаются во власти рынка и всевозможных проверяющих госструктур.

Насколько это верно, сейчас не ясно. С другой стороны, институт государства защищает права частной собственности и жаловаться вроде бы не приходится. Но порой все связанные с этим процедуры для мелкого лавочника слишком сложны. Вот такая получается проблема при видимом отсутствии проблем. ("Билик Дуньясы" (Азербайджан), 28.01.2003)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>