ВЕШНЯКОВ ПРОСВЕТИЛ ПАРТИЙЦЕВ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ВЕШНЯКОВ ПРОСВЕТИЛ ПАРТИЙЦЕВ

"Новые правила игры", которые презентовал политическим партиям глава ЦИК Александр Вешняков, значительно ужесточают контроль за их финансовой деятельностью как во время выборов, так и до них. В этой работе Центризбиркому будут помогать сами партии: по предложению Вешнякова они будут следить друг за другом.

Почем

“На старте вы все находитесь в равных условиях, - объяснил вчера Александр Вешняков представителям партий, - но после выборов перейдете в различные весовые категории”. 5-процентный барьер преодолеют четыре-пять партий и избирательных блоков. По мнению Вешнякова, “цена победы велика: она дает возможность определять жизнь государства на последующие годы”. В том числе и тем, что парламентские партии получат возможность без внесения залога и сбора подписей выдвинуть своего кандидата в президенты.

Сейчас в Минюсте зарегистрировано 50 политических партий, но только 30 из них, имеющие региональные отделения более чем в 45 субъектах федерации, могут “жить полноценной политической жизнью”. В 1999 году, напомним, 139 партий и объединений имели право участвовать в выборах, 64 принимали участие в кампании, 27 дошли до выборов и только 6 прошли в Госдуму.

Еще за прошлое не отсидели

Партии-аутсайдеры, не набравшие и 2% голосов, будут вынуждены вернуть в бюджет деньги за бесплатные эфирное время и рекламные площади в федеральных СМИ. По словам председателя ЦИК, общий долг партий и блоков, оставшийся со времени парламентских выборов 1999 года, - 650 млн. рублей. Вешняков заверил, что должники с предстоящих выборов сниматься не будут, но бесплатного времени им не видать. А долг будет висеть и на партиях-правопреемницах, и на избирательных блоках, в которые они вступят.

'Бросить пятно на их нечистоплотную работу'

'Чтобы повысить ответственность партий и блоков за использование финансовых средств, - сказал Вешняков, - МНС утвердило новую форму финансовой отчетности, в которой гораздо более подробно указываются как источники дохода партий, так и расходы”. По его словам, с объявлением начала избирательной кампании МНС представит в ЦИК все копии финансовых отчетов партии за 4 года, которые будут опубликованы в СМИ и вывешены на избирательных участках. По мнению председателя ЦИК, выросшего в шесть раз (до 200 млн. рублей) избирательного фонда вполне достаточно, чтобы партии не прибегали к “черному налу”.

Контроль за соблюдением партией правил финансирования избирательной кампании возлагается не только на избирательные комиссии, но и на конкурирующие партии, которые “заинтересованы в том, чтобы ущемить соперника и бросить пятно на его нечистоплотную работу”. Это и есть механизм общественного контроля по Вешнякову.

Центризбирком намерен усилить контроль по всем направлениям. Член ЦИК Елена Дубровина предупредила, что “ЦИК больше не будет принимать на веру сведения о кандидатах”. Тому, кто будет баллотироваться в депутаты Госдумы, придется запастись “огромным количеством бумаг, подтверждающих биографические данные”, - от копии трудовой книжки и паспорта до справки о принадлежности к партии.

Остроумный способ 'сделать выборы чище' предложил Андрей Пшездомский, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов. Руководитель “карманного” фонда при ЦИК пообещал издать “справочник-классификатор противоправных избирательных технологий”, основанный на случаях из юридической практики и публикациях в СМИ. Цель благая: “чтобы ни один из хитроумных способов не остался тайным”. Этот справочник станет, несомненно, бестселлером и послужит прекрасным пособием по “грязным технологиям” для начинающих политтехнологов.

“Губернатор может заплатить 3 тысячи рублей и ни в чем себе не отказывать”

Борис Надеждин, замруководителя фракции СПС в Госдуме, считает, что поправки в выборное законодательство направлены против журналистов и спонсоров политических партий.

- СПС согласен с поправками в законы о выборах?

- Да, большинство из них мы поддерживали: о том, чтобы кандидата нельзя было снимать за день до выборов, об увеличении легального финансирования.

- А новые поправки, которые сейчас внесены в Госдуму? В частности, в закон о СМИ?

- В пакете законопроектов, который лежит в Госдуме, предусматривается три вида санкций. Первые относятся к СМИ, и они весьма жесткие. Показали кого-то на 10 секунд больше, чем надо, и СМИ сначала получает предупреждение, потом может вообще “исчезнуть” на время избирательной кампании. Есть санкции за нарушения финансовой деятельности на выборах. В целом они правильные, но есть одна загадка. Оказывается, накажут не только того, кто взял денег больше, чем положено (кандидат или партия), но и того, кто дал. Несчастный спонсор, который не вник в законодательство о выборах и перечислил на 10 тысяч больше, попадает в тюрьму на срок до 5 лет. Но самое ужасное не это. Использование административного ресурса, то есть прямые указания глав исполнительной власти, за кого голосовать, наказывается штрафом всего в 30 МРОТ. Любой губернатор может заплатить 3 тысячи рублей и ни в чем себе не отказывать.

'У губернаторов будет меньше ресурсов на выборах'

Дмитрий Орлов, замгендиректора Центра политтехнологий, считает, что от изменений в выборном законодательстве выигрывает в первую очередь Центризбирком.

- Кто выиграл от изменений выборного законодательства?

- ЦИК, потому что она получает жесткие рычаги контроля за процессом. Особенно в тех случаях, когда избирательная комиссия работает в связке с администрацией. Но комиссия может сделать невозможным использование губернаторского административного ресурса.

- А партии?

- Это, безусловно, выигрыш партий, причем тех, что представлены ныне в парламенте. Ясно, что менее структурированная политическая организация не сможет провести своих кандидатов в областные заксобрания. Это будет серьезный удар по партиям местного типа, губернаторским партиям, таким как “Наш Петербург”, уральским партиям Росселя и тому подобное. Ясно, что теперь федеральные политические силы будут иметь намного больше силы в законодательных собраниях.

- Губернаторы проиграли?

- У них будет меньше ресурсов на выборах, придется все согласовывать с партиями. До настоящего момента наша партийная система строилась на отсутствии структур партийного контроля: партии являлись только инструментом представительства. Сейчас партийная система не играет роли в формировании правительства и только с помощью законотворческого процесса может влиять на ситуацию. Если она получает реальную вертикаль в регионах, то ее степень влияния на власть, конечно, возрастает. Партии выигрывают, безусловно, но лишь на региональном уровне.

- С принятием “новых правил игры” скандалов во время выборов станет меньше?

- Возможность таких скандалов, как в Красноярске или Нижнем Новгороде, практически сойдет на нет. Такие инструменты, как снятие с выборов, даже если и будут применяться, станут более предсказуемыми и более аргументированными юридически. /Газета, 26 февраля /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>