1. Как вести бизнес в стране "миллиарда загадок"?
После многолетних попыток осмыслить суть и стратегию китайских реформ, эта страна остается для меня страной "миллиарда загадок". Но российские предприниматели - члены руководства "ОПОРЫ РОССИИ", только вернувшиеся из Китая, признают, что разгадали для себя одну-две загадки, однако познанное несопоставимо с тем, что осталось неразгаданным. В этих заметках мы предприняли совместную попытку осветить для российских читателей хотя бы то, что можно считать разгаданным. Это важно для нас, потому что успех китайских реформ - это не только "пиар" китайской пропаганды, но и нынешние реальности великой страны.
Мы уже писали о том, с какой тщательностью готовили свои первые визиты в Россию китайские предприниматели (продуманные бизнес-предложения, специально изданные информационные буклеты, презентации образцов продукции). На этот раз бизнес-десант делегации "ОПОРЫ РОССИИ" немногим уступал китайским степенью своей готовности - сходу привезли пакет из 27 бизнес-предложений, весьма привлекательных для китайцев: требовались партнеры с китайской стороны в самых различных сферах.
Директор международных программ "ОПОРЫ РОССИИ" Алексей Калашник так сформулировал цели визита в Китай. Первая - подписать соглашение о партнерстве с Китайским Центром экономического сотрудничества, что и было сделано в первые же дни визита. Вторая цель, которую назвал Алексей Калашник, - это желание оценить и почувствовать, как можно активизировать наши отношения на уровне малого и среднего бизнеса, в том числе и с точки зрения государственной поддержки. И третья цель - представить пакет из 27 бизнес-предложений из разных отраслей российского бизнеса с различными вариациями: производство в России и сбыт в Китае; производство в Китае и сбыт в России; финансовое участие китайской стороны в строительстве гостиниц и финансовое участие России в строительстве небольших фабрик в Китае. Безусловно, это составило "изюминку" визита: китайцев повергла в изумление и даже в некоторую растерянность такая конкретика россиян, не так часто ими демонстрируемая.
В церемонии подписания соглашения приняли участие советник посланника РФ в Китае Сергей Гончаров и первый заместитель заведующего международным отделом ЦК КПК Ван Цзяжуя. Соглашением предусматривалось: взаимное оказание информационной и консультационной поддержки; рекомендация партнеров для делового взаимодействия; проведение учебных курсов по практике работы на рынках двух стран, организация совместных семинаров, конференций, презентаций и выставок; финансирование проектов и мероприятий, определяемых рабочими программами; обмен делегациями и многое другое.
"Для выполнения настоящего Соглашения, - говорится в этом документе, - каждая из Сторон назначает ответственных за подготовку проектов и программ сотрудничества, определение порядка их выполнения. В начале каждого года согласовывается совместный план действий, в случае необходимости проводятся рабочие встречи и консультации".
Все знакомые с переговорной практикой китайцев (многодневные переговоры вполне могут окончиться ничем) должны бы оценить этот документ, содержащий взаимные обязательства, подписанный китайской стороной на достаточно высоком уровне. Это явно говорило о проявленном живом интересе к сотрудничеству.
Обычная схема подобных визитов: знакомство со страной, застолья, в лучшем случае рамочные соглашения… "Мы пытались внести предложения сбалансированно, - пояснил Алексей Калашник, - и с точки зрения высоких технологий, и с точки зрения реальных услуг, производства товаров для населения". А если конкретней, то были тут и любопытные новинки в области парфюмерии, зообизнеса, семеноводства, и вторичное использование труб высокого давления, переплавка лома цветных металлов, сотрудничество в сфере производства мебели и др. - такова разноплановость и разновекторность российских бизнес-предложений: на любой вкус! Нельзя сказать, что все эти проекты уже близки к реализации, однако китайцы взяли их на серьезную проработку, а некоторым из участников делегации "ОПОРЫ РОССИИ" - действующим предпринимателям - повезло больше, и они в ходе визита смогли выйти на своих потенциальных партнеров.
Сам Алексей Калашник считает себя по праву одним из пионеров российско-китайских бизнес-контактов: Интернет-портал www.RusChina.net, созданный два года назад с участием российской стороны, - его детище, и оно востребовано рынком - и в России, и в Китае. "Мы планируем, - пояснил он, - из нашего пакета предложений выделить несколько пилотных проектов. На них мы "отыграем" механизм реализации всех остальных. Кстати, в ходе переговоров в Китае особое внимание было уделено такому, казалось бы, ритуальному вопросу, как формализация представления заявки".
В ходе поездки в Китай, по признанию Алексея Калашника, яснее стали некоторые наши российские проблемы. Например, оказалось, что многие российские бизнесмены, особенно из глубинки, не умеют толком проанализировать свой бизнес, составить бизнес-план, провести маркетинг, а без знания всего этого нечего и мечтать о внешнеэкономической деятельности. А это уже "упущенная выгода". К примеру, в ходе встречи в Шанхайской ассоциации по производству верхней одежды китайцы заявляли, что готовы часть ассортимента переориентировать на российский рынок. Однако требуются такого же уровня партнеры, которые, добавим мы, способны прибыльно вести бизнес с китайскими швейниками. Ну а нацеленность китайских фирм на экспорт, на зарабатывание валюты хорошо известна в мире.
Китайский товарный рынок ничем особенно не потряс российских предпринимателей: тот же японский и американский импорт, что и в Москве, да и цены сопоставимы, есть и китайские бренды вполне приличного качества. Все дело - в емкости рынка, а он тут необъятен. Но это не значит, конечно, что так просто прийти на эту площадку и отвоевать здесь свою нишу. Я спросил Алексея Калашника, как, на его взгляд, нам следует вести бизнес с китайцами. Его твердое убеждение: российскому предпринимателю, особенно из сферы малого и среднего бизнеса, в одиночку не стоит пробиваться на китайский рынок - ничего не получится. Либо это будет не типичный случай, редкая удача. Нужна сильная структура уровня "ОПОРЫ РОССИИ", которая может консолидировать бизнес и которую "слышат органы государственной власти". И дело не только в том, чтобы кому-то подыскать партнера по бизнесу - нужна системность. А это значит - нужно создавать систему взаимных рекомендаций, взаимных ретрансляций заявок бизнесменов России и Китая. Процесс этот должен быть управляемым. Важна еще высокая степень надежности в партнерских отношениях. Китайцу важно не "потерять лицо" в глазах вышестоящих китайцев, да и российских партнеров тоже, поэтому они столь осторожны в переговорах. Посредничество "ОПОРЫ РОССИИ" для них - весьма важная гарантия надежности партнерских отношений с коллегами по бизнесу из России.
На момент визита еще не было подписано соглашение между "ОПОРОЙ РОССИИ" и российским МИДом, но сотрудничество уже шло весьма активно. Алексей Калашник довольно лестно отозвался о генеральных консулах в крупных китайских центрах, чьи экспертные советы и рекомендации оказались очень полезны, в то время как Российское торгпредство почему-то не проявило интереса к российской общественной организации предпринимателей. Между тем вопрос - как выводить отношения между российскими и китайскими мелкими фирмами на межгосударственный уровень - не так прост. Для крупных, а тем более олигархических фирм это проще - впечатляют объемы сделок, на которые они идут. А нашего малого бизнеса в глазах некоторых российских чиновников как бы и не существует вовсе. Определенные надежды связываются с реформированным недавно Российско-китайским комитетом мира, дружбы и развития. Предполагается, что в этот комитет войдет президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов, и тогда голос российских малых и средних предпринимателей станет слышен и на межправительственном уровне. А суммарно, по словам Алексея Калашника, получается трехуровневая схема: система взаимных рекомендаций на уровне общественных организаций - государственная поддержка МСП - межгосударственные отношения, осуществляемые через Комитет мира, дружбы и развития.
Конечно, наиболее важным для "ОПОРЫ РОССИИ" будет развитие ее отношений с Китайским Центром экономического сотрудничества (СЕСС) при ЦК КПК, по приглашению которого и состоялась последняя поездка российских предпринимателей в Китай. На этот раз визит российских предпринимателей начался со встречи с президентом СЕСС Цяо Байчжюном. Кроме того, уже в первый день визита прошли переговоры в Государственном комитете Китая по делам экономики и торговли - с руководством департамента малого и среднего предпринимательства. А вечером российскую делегацию принял заведующий международным отделом ЦК КПК (ныне - первый зам. министра иностранных дел), член ЦК КПК Дай Бинго, устроивший в честь гостей торжественный прием в государственной резиденции. Не слабо!
Причем, Дай Бинго сделал целый ряд впечатляющих заявлений. Так, он отметил, что уровень экономических связей России и Китая (12 млрд долл. США в 2002 году) не соответствует уровню политических отношений, что товарооборот "Россия-Китай" должен быть порядка 100-120 млрд долл. США в год. Еще он подчеркнул, что наряду с крупными проектами в экономической сфере необходимо активно развивать экономическое сотрудничество на уровне малого и среднего предпринимательства, обратил внимание на необходимость борьбы с т.н. "серым импортом" китайских товаров, отметил важность обеспечения безопасности предпринимательства как для китайских бизнесменов в России, так и для российских предпринимателей, работающих в Китае.
Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов в своем выступлении назвал приоритетные направления сотрудничества между малыми и средними предприятиями России и Китая: создание информационной системы для МСП на базе функционирующего Российско-Китайского интернет-портала (www.RusChina.net); построение системы взаимных рекомендаций надежных деловых партнеров. Для борьбы с нелегальным т.н. "серым" импортом Сергей Борисов предложил организовать в России склады временного хранения китайских товаров, а также создать Службу поддержки китайских предпринимателей в России, которая оказывала бы помощь легальным китайским предпринимателям во взаимоотношениях с российскими правоохранительными, налоговыми и таможенными органами.
В Государственном комитете КНР по делам экономики и торговли российских предпринимателей приняла заместитель генерального директора Департамента малого и среднего предпринимательства г-жа Ди На. Она проинформировала о мерах по государственной поддержке МСП в Китае (развернуты представительства Госкомитета в 20 провинциях Китая), а также законодательной поддержке малых и средних предприятий. В частности, отмечено, что с 01.03.2003 г. вступил в силу Закон о содействии МСП. Ди На рассказала, что Департамент поддерживает создание бизнес-ассоциаций МСП различного уровня и направленности, уделяет большое внимание подготовке кадров для бизнеса. В частности, успешно действует программа с Японией (до 100 человек в год), которую на 2/3 финансирует Япония.
Президент Китайского Центра экономического сотрудничества (СЕСС) Цяо Байчжюн рассказал, что СЕСС сопровождает торгово-экономические проекты, которые рекомендованы ЦК КПК. Если раньше Центр занимался крупными проектами, сейчас приоритет - малому и среднему бизнесу. Центр организует прием иностранных делегаций - до 10 в год, проводит семинары и выставки. СЕСС оказывает также содействие в урегулировании торговых споров, обеспечивает визовую поддержку предпринимателей.
Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов предложил провести в Москве первый российско-китайский форум МСП (Оргкомитет с российской стороны - Минэкономразвития РФ и "ОПОРА РОССИИ", с китайской - Госкомитет по делам экономики и торговли, а также СЕСС). Позже в Шанхае состоялось подписание Меморандума по итогам визита делегации "ОПОРЫ РОССИИ" в Китай. В этом документе прописаны технические стороны взаимодействия, определены ответственные координаторы с обеих сторон.
А каковы китайцы в бизнесе? Оказалось, при первых контактах не так много конкретики. Правда, общение шло на самом высоком уровне - президенты корпораций, вице-мэры городов, директора крупных фирм - фасад, элита, образцовые изделия. Судя по результатам, деньги вкладывать китайцы умеют, продукцию создают высококачественную. Гораздо больше ясности на бытовом уровне. Алексей Калашник отметил природную склонность китайцев к коммерции, их умение упорно торговаться и в нужный момент идти на компромисс - во имя достижения цели, привлечения хоть какой-то прибыли. О наличии у китайцев предпринимательской жилки кое-что мог рассказать и я. Когда мне довелось покупать в лавке сувенир, один из моих сопровождающих сумел выторговать целый юань. Должен сказать: восторгам не было конца и все детали этой торговой сделки, закончившейся так блистательно, обсуждались и в этот день, и в следующий.
Но при всем при том, по мнению Алексея Калашника, при ведении серьезного бизнеса нет большой разницы, китаец, американец или швейцарец сидит перед тобой. В любой ситуации надо системно вести дело, и если ты силен и имеешь в Китае сильных друзей, к тебе отнесутся с должным уважением и вниманием. В чем тогда отгадка многочисленных фиаско наших предпринимателей в ходе их визитов в Китай, особенно визитов первых? В изнурительных переговорах (для наших бизнесменов) китайцы умело прощупывают и бизнесмена и его бизнес, ведут т.н. "диванные" переговоры, которые заведомо кончаются нечем, при этом российский бизнесмен все барахтается в бесконечном словопотоке и ритуальных медлительных чаепитиях. Выходов из этой ситуации Алексей Калашник увидел два. Первый - упорное освоение китайского бизнеса, его парадной стороны и изнанки, овладение китайским законодательством, что не так сложно, как кажется на первый взгляд, привлечение солидного, желательно валютного капитала, что сложней. Второй путь - обретение собственного холдинга, структуры типа "ОПОРЫ РОССИИ", которая выведет вас на партнеров, которая сама опирается на поддержку своего государства. Алексей Калашник еще поразмыслил над этой проблемой и завершил так: "Я не могу отметить ничего, что бы "напрягало" меня в их подходах".
А вот как члены делегации избавлялись от невольной эйфории, в которую их повергали, например, особые экономические зоны, где все как "с иголочки". Сергей Борисов, по совместительству глава Московской топливной ассоциации, приглядевшись к китайским бензозаправкам, невольно отметил их несовершенства и даже предложил, как можно улучшить их дизайн. Специалист по производству стеклопакетов Сергей Николаев изумился: китайцы в коттеджах ставят окна конструкции 5-7-летней давности и стекла вставляют не в три слоя, а только в один. Так что не везде был "супер" - кое в чем мы можем потягаться с китайцами. Психологически важное открытие!
О роли Компартии в китайских реформах сказано немало. Алексей Калашник рассказал забавный эпизод из нашей российской жизни. На Одинцовской кондитерской фабрике готовилась встреча с китайскими партнерами. На эту встречу прорвался секретарь Одинцовского райкома КПРФ. И когда ему дали слово, он тут же начал хвалить хозяина фабрики Андрея Коркунова - и за отличные конфеты, за 410 новых рабочих мест, за помощь детским домам. Упрекнул только за одно: нет на фабрике партячейки. Вот и получается: в Китае предприниматели становятся членами КПК, а в России партийные функционеры сами готовы породниться с предпринимателями.
Не выходит из памяти эпизод, произошедший на одном из заседаний за "круглым столом" в Московском доме предпринимателя. Одна предпринимательница очень эмоционально вопрошала, почему у нас не сделают так, как в Китае, где масса льгот, почти даровые кредиты, одним словом, бизнес-рай. Мне подумалось тогда: вот так рождаются новые мифы о "китайском чуде". Однако Алексей Калашник неожиданно этот "миф" поддержал. "Моя точка зрения, сложившаяся на основе встреч и полученной информации, - сказал он, - состоит в том, что органы государственной власти и управления, Компартия Китая сделали практически все, что смогли, для создания благоприятного климата для предпринимательства". Успеху бизнеса, по мнению А.Калашника, способствует дешевая рабочая сила и соответственно скромные зарплаты. И при этом - многоуровневый механизм поддержки МП. Это и постоянные отчеты (кураторство) со стороны низовых руководителей органам КПК. Четкое использование механизмов поддержки - финансового, организационного, опирающееся на высокую компетентность партхозаппарата в китайских провинциях. Наконец, набор всяческих льгот, скидок и поблажек. Причем, если центральные налоги платят все и всегда, на уровне местных налогов возможны маневры. Если, допустим, предприятие решает какие-либо проблемы "государственного устройства" (региона), например, существенно пополняет местный бюджет, создает новые рабочие места, такое предприятие получает множество льгот. Привлечение инвестиций поощряется выплатой из госказны премиальных. "У них довольно продвинутая степень создания бизнес-климата", - резюмировал Алексей Калашник.
Правда, посланцы российского бизнеса столкнулись с теми же проблемами, с которыми довелось столкнуться несколько лет назад и автору этих строк. Безобидный вопрос: "Сколько предприятие платит налогов?" - неизменно повисает в воздухе. Помнится, вызвал шок у принимающей стороны мой вопрос о размере зарплаты рабочего той фабрики, которую мы посетили. В конечном итоге, я получил ответ, но тут же выяснилось, что зарплата рабочего частной фабрики по размеру поразительным образом совпадала со средней по стране (юань - в юань!). Алексей Калашник и его коллеги тоже просили "на листочке" прописать ВСЕ платежи и ВСЕ доходы предприятия. Пустая затея! Хотя ведь объекты не были секретными - заводы по сборке велосипедов, аккумуляторов, ЦБК...… Зато китайцы сообщили, что к малым относятся у них предприятия с численностью до 500 человек. Правда, эти сведения и без того содержатся в принятом недавно законе о господдержке малых предприятий.
Алексей Калашник рассказал, что наибольшее впечатление на него произвела вполне конкретная "руководящая роль Компартии Китая", проводящая эффективную политику по поддержке предпринимательства. Поразила адекватность партийных руководителей, которые оказались очень грамотными прагматиками, "незашоренными" людьми. Китайцы раньше нас начали реформы и делали все эти годы правильные шаги. А если и делали ошибки, их подправлял сам рыночный механизм. Тем заманчивей активизировать деловые контакты наших двух стран, в том числе на уровне малого и среднего бизнеса. Похоже, этот интерес - взаимный.
Валерий РОМАНЮК.