ШИТО-КРЫТО

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ШИТО-КРЫТО

Мантия помогла закончить бизнес-школу

Многие считают, что отсутствие стартового капитала означает невозможность начать свое дело. Для Натальи Крапивиной как раз безденежье стало поводом начать свое дело. У нее в кошельке было всего 17 руб. , когда она основала свою фирму.

По первому образованию Наталья Крапивина учительница химии и биологии, но она всегда хотела заниматься бизнесом и первые попытки предприняла еще в родном Благовещенске. Она ввозила из соседнего Китая ткани и продавала их в своем городе. Однако поставить бизнес на широкую ногу ей не удалось, и она отправилась в Москву - учиться. Крапивина решила получить степень MBA в Академии народного хозяйства. Однако денег ей хватило только на первый семестр. Время оплаты за второй совпало с августовским кризисом 1998 г. Для окончания обучения ей надо было найти еще $8000. "Все, что у меня было на тот момент, - 17 рублей в кармане и синее небо над головой", - рассказывает она. К тому времени за неуплату ее еще и выселили из квартиры.

Крапивиной все же удалось договориться об отсрочке оплаты за обучение, а сокурсники помогли с жильем. Однако за два месяца до конца учебы ее снова вызвали "на ковер" в администрацию бизнес-школы и объявили, что собираются отчислять. "Мне сказали, что выгнали всех за неуплату и я последняя, - вспоминает Наталья, - а я им отвечаю, что заплатить все равно не могу, но отчислять меня нельзя: я приехала с Дальнего Востока и не хочу, чтобы это все так закончилось". Благодаря тому, что она хорошо училась, в бизнес-школе были готовы пойти на компромисс. Тогда она и предложила сшить мантии для выпускного вечера в счет своего долга. Администрация бизнес-школы согласилась и сразу же разместила заказ: 50 мантий для выпускников, 10 для профессоров и одну для ректора. "Дело оставалось за малым: придумать фасон мантий, которые я в глаза не видела, купить материал, на который у меня не было денег, а также сшить их непонятно где", - говорит Крапивина.

Предпринимательница раздобыла кусок ткани и сшила своими руками образец мантии, которая, по ее словам, "больше была похожа на монашескую робу". Образец с поправками утвердили на ученом совете бизнес-школы. Теперь нужно было найти деньги на пошив. Крапивина взяла образец мантии и показала его нескольким институтам. "Мне крупно повезло - я сразу же заключила четыре контракта", - говорит она. Денег хватило не только на то, чтобы рассчитаться с долгом по учебе, но и на то, чтобы еще немного заработать. "Я и не знала, что мантии окажутся такими востребованными", - говорит Крапивина.

Для исполнения заказа она наняла учащихся швейного ПТУ. Мантии были сшиты точно в срок. "С виду они были очень красивыми, но когда я взглянула на то, как они были сшиты, я ужаснулась", - вспоминает она.

Тема ее диплома была "Организация малого предприятия по пошиву одежды специального назначения", который по сути представлял собой бизнес-план предприятия по пошиву мантий, карнавальных костюмов и одежды для ресторанов.

Окончив бизнес-школу и получив степень MBA, Крапивина твердо решила продолжать дело по пошиву мантий. Поначалу все делала в одиночку: договаривалась, встречалась, размещала заказы на предприятиях. Позднее к ней присоединилась знакомая по Благовещенску - София Верная. Таким образом, в мае 2000 г. появилась фирма "Полетт".

С самого первого дня предпринимательница понимала, что ее бизнесу нужна маркетинговая поддержка. "Первый буклет обошелся нам в $50, - рассказывает она, - он был сделан мальчиком-дизайнером, для которого это был первый заказ". Благодаря этим буклетам, которые были разосланы по институтам, в компанию стали приходить первые клиенты.

Примерно в то же время появился первый сайт компании. "Он был ужасный, мрачный, - говорит Наталья. - Однако это я понимаю сейчас. Тогда его появление для меня было большой радостью".

Первыми клиентами компании "Полетт" стали Московский государственный университет им. Ломоносова, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Московский государственный технический университет им. H. Э. Баумана, Академия народного хозяйства и другие.

"Свой первый год мы закончили не только без убытков, но даже и с небольшой прибылью", - говорит Крапивина. Объем продаж за первый год составил $30 000 долларов. "На том этапе это были для нас серьезные деньги", - добавляет она.

В первые два года Крапивина постоянно искала способы улучшения качества мантий. "Сейчас мы делаем очень красивые качественные мантии по сравнению с теми первыми попытками", - говорит Наталья.

Со временем у компании появились западные заказчики, которые были поражены ценами "Полетт". Первый контракт с иностранцами был заключен на $10 000.

"У нас появились постоянные клиенты из тех институтов, которые из года в год заказывали мантии", - рассказывает Наталья Крапивина. Одновременно с этим стали появляться и конкуренты. Однажды фирма "Полетт" получила крупный заказ, который сопровождался требованием прислать образцы продукции. "Оказалось, что они просто хотели украсть фасон", - говорит Крапивина. Предпринимательница приехала разбираться. По ее словам, она держалась с ними очень уверенно, хотя за ее спиной не было никого, кто мог бы ее защитить.

Сейчас компания обрабатывает в среднем около 15 заказов в месяц, каждый стоимостью от $2000. Ежегодно оборот молодой компании увеличивается в три раза. В числе постоянных клиентов - 50 московских вузов.

Официально в "Полетт" работают семь человек: два партнера, менеджер, бухгалтер, курьер, конструктор и дизайнер. Кроме того, они регулярно дают работу швеям, изготавливающим мантии. Сама Наталья выполняет всю работу фронт-офиса: ездит на встречи и договаривается с клиентами. Однако иногда она сама также разрабатывает фасоны мантий. Недавно придумала 10 новых, один из которых был навеян фильмами о Гарри Поттере.

Обычная мантия, сшитая из габардина с атласными вставками, стоит в "Полетт" $40 - 45. Мантия с бархатной отделкой - около $100. Цена "мантии ректора" из бархата с золотой тесьмой - от $200 до $500, в редких случаях цена ректорской мантии доходит до $1000. Однажды был заказан экземпляр стоимостью $2500.

Сейчас главная цель ООО "Полетт" - увеличение количества клиентов: как на Западе, так и в российских регионах. "Западные клиенты интересуются нашей продукцией, потому что она в 3 - 4 раза дешевле аналогичной западной", - говорит Крапивина. Обычно стоимость иностранного заказа - от $6000.

Крапивина не перестает думать о легкой диверсификации бизнеса. "Когда долго занимаешься одним и тем же, наступает какой-то застой, деградация - хочется чего-то нового", - говорит она. В 2001 г. решили начать шить униформу для ресторанов. Уже выполнили несколько заказов для московских ресторанов и сейчас разрабатывают одежду для ресторана "Ваниль".

Наталья Крапивина считает, что успехом в бизнесе обязана собственному упорству и поддержке друзей: "Я могла бросить обучение, когда начала заниматься мантиями, однако я все-таки получила MBA. Было трудно, но это стало для меня своеобразной ступенькой, на которую нужно взобраться. Таких ступенек, я уверена, будет очень много, и штурмовать каждую я буду с таким же упорством, как и первую".

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: История современных мантий берет начало в XI в. Старейшие университеты Европы (такие как Оксфорд или Кембридж) выросли из церковных учебных заведений, поэтому студенты и преподаватели носили одежду, практически идентичную монастырской. Первоначально мантии были призваны защищать от холода в неотапливаемых помещениях университета, а в наши дни превратились в торжественную одежду.

Кисточка на головном уборе - очень важный элемент. Человек без диплома обязан носить ее на правой стороне, выпускникам же в момент вручения диплома ее перебрасывают налево.

Цвет мантии также важен. В 1895 г. Межуниверситетская комиссия (Intercollegiate commission) приняла кодекс академической одежды, в котором каждой специальности присваивался свой цвет мантии. Для экономистов, например, это медный цвет, для медиков - зеленый, для юристов - фиолетовый. ("Ведомости", 19.05.2003)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>