"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"
Дискуссия развернулась вокруг трех проблем. Во-первых, проблемы качества информационных ресурсов, обеспечевающего привлекательность ресурса для потребителя, перспективы продажи на конкурентном рынке информресурсов. Во-вторых, проблемы объединения в регионах всех наличных информационных ресурсов, координация усилий их обладателей, без чего невозможно формирование единого информационного пространства. И, в третьих, проблемы доставки информационного ресурса до потребителя, который часто просто не осведомлен о наличии нужной ему информации.
Виктор ЕРМАКОВ, президент Российского агентства развития малого и среднего бизнеса: Я десять лет работаю на рынке консалтинговых услуг и абсолютно убежден, что как только мы создадим информационное поле в стране, в котором предприниматели смогут получать достоверную и оперативную информацию и за счет этого снижать накладные расходы, тогда может быть достигнут прорыв в развитии малого и среднего бизнеса. Пока на такой прорыв рассчитывать сложно, поскольку в комплексе федеральных мер, по крайне мере заявленных, эта тематика даже не обозначена. Развитие информационной поддержки МП держится на энтузиазме и возможностях отдельных структур, а также отдельных субъектов РФ, среди которых лидирует Москва. Не рассчитывая на развитие информационных ресурсов со стороны федеральных структур, нам нужно использовать возможности интеграции всех имеющихся в регионах информационных ресурсов с тем, чтобы максимально обеспечить доступ к этим ресурсам малому бизнесу. Мы, например, создаем в агентстве для малых предприятий коммерческие площадки, используя которые, предприниматели могут решать свои задачи. Вот, скажем, такой ресурс, как оборудование для малого бизнеса. Мы даем возможность на своих площадках приобретать малым предприятиям оборудование - по сходной цене и с нужными технологическими характеристиками. Сегодня объем сделок на этой площадке достигает 4 млн рублей в месяц. Недавно в этом секторе появился миллионный посетитель. И это всего за полтора года! Иначе говоря, добиться чего-то можно и без поддержки государства. А хотелось бы, чтобы такой приоритет был обозначен в федеральных программах. Я помню выступление президента В.В.Путина на Госсовете: он назвал одной из главных составляющих господдержки информационное обеспечение МП; и важность этой составляющей, подчеркнул президент, будет с каждым годом увеличиваться. Это было сказано в 2000 году. Сейчас 2003 год, и по факту ни копейки средств на эти цели не выделено. Поэтому нам нужно координировать усилия в этой сфере, объединять ресурсы, имея в виду обслуживание не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом. Таким интегратором, в котором владельцы ресурсов не теряют юрлица и индивидуальности, могла бы стать Торгово-промышленная палата РФ.
Игорь ГОРОДНИЧИЙ, президент НДП "Альянс Медиа": О том, в каком состоянии находится информационное обеспечение предпринимательской деятельности в стране, наверное, в большей мере можно судить по материалам социологических опросов предпринимателей, проведенных в рамках подготовки к Третьей Московской международной конференции и выставке "БИНФО-2002". Только 23% предпринимателей считают, что спрос на деловую информацию удовлетворен более чем на половину. Сказать о полном удовлетворении информационного спроса не смог никто. В целом более 70% предпринимателей недовольны информационным обеспечением своего бизнеса. Существующие информационные ресурсы, предлагаемые предпринимателям, носят преимущественно стихийный характер и часто не отвечают их потребностям. Таким образом, можно сказать, что сегодня деловой информации становится количественно больше. Получать ее нередко можно достаточно быстро. Правда, не факт, что нужные сведения всегда будут доступны или окажутся достаточными в практическом плане. При этом подавляющее большинство - 90% на первое место поставили достоверность получаемых сведений. Но те ресурсы, которые доступны сегодня предпринимателям, действительно созданы отдельными структурами и нуждаются в организации их взаимодействия и координации в интересах предпринимателей. Остается только еще раз пожалеть о бездействии Федеральной программы поддержки малого предпринимательства, в рамках которой государство должно осуществлять эти мероприятия. Кроме того, одним из актуальнейших остается вопрос доступа предпринимателей к государственным информационным ресурсам. 77% предпринимателей поддержали необходимость большей "информационной открытости" государства. По-прежнему дискуссионным остается вопрос о соотношении платных и бесплатных информационных ресурсов. Мнение предпринимателей склоняется в пользу бесплатной информации. Например, на бесплатной основе должен быть обеспечен доступ к аналитическим и статистическим данным министерств и ведомств, законодательным и нормативным документам. При этом 71% выступают категорически против практики коммерческого предоставления информационных ресурсов государственными органами. Поэтому сегодня у нас, во-первых, нет качественных информационных ресурсов, которые можно было бы покупать, и, во-вторых, не сформирована информационная культура предпринимательства.
Ирина МИЛЬХИНА, начальник отдела общественных связей Федерального фонда поддержки МП: Информации у предпринимателей вроде бы очень много, но, с другой стороны, - нужной очень мало. В Интернете информации вообще море, да не всем она доступна, особенно в глубинке. Потребитель часто заинтересован не столько в том, чтобы получить какую-то информацию, а в том, чтобы предложить свою информацию потенциальным партнерам. К примеру, через систему "Сиора" участвуют в информационном обмене порядка 50 регионов. Недавно запущен новый информационный ресурс - новостной сайт, который открывает возможность для информационного обмена между объектами инфраструктуры. Предприниматели проявляют большой интерес к этому ресурсу, содержащему массу полезных сведений. В процессе реализации еще два больших проекта по созданию центров поддержки предпринимательства - в Карачаево-Черкессии и Алтайском крае. Но как показывает практика, для многих регионов ресурсы продвинутых структур представляют лишь информационный интерес, с практической точки зрения регионы до использования этих ресурсов еще не доросли.
В.Ермаков: В Алтайском крае мы отрабатываем механизм объединения информационных ресурсов. Лидером здесь стала Торгово-промышленная палата.
Конечно, между отдельными системами может быть конкурентная борьба за клиента, но это вовсе не мешает объединять ресурсы под эгидой некоммерческой организации - ТПП. Развитие информационных ресурсов - дорогостоящий проект. Мы в Российской торгово-промышленной палате - совместно со Всемирным банком - инициировали разработку программы поддержки МП объемом в 300 млн долл. США. Предполагается выделить 18 регионов, в которых проводятся реальные меры по поддержке предпринимательства, куда и будут направлены эти деньги. В программу заложено приоритетное развитие информационной поддержки МП, улучшение среды развития бизнеса. Если программа будет реализована, вот тогда можно будет всерьез говорить о федеральной политике в этой сфере.
Реплика с места: Информационный ресурс - это, прежде всего, товар. Качественный ресурс - хороший товар и потому хорошо продается. Во всем мире консалтинговые фирмы входят в число богатейших фирм, а у нас этот товар пока что продается неважно. Не просто убедить иных предпринимателей, что за информацию надо платить.
Игорь МИХАЛКИН, директор Ресурсного центра МП: По поводу продажи информации ничем похвастаться не могу. Когда создавался Ресурсный центр, закладывалась такая идеология: центр будет оказывать информационно-аналитическое содействие малому бизнесу в получении информации, вовсе не рассчитанной на продажу. Мы создали в прошлом году два ресурса. Первый из них - новостной, с расчетом на то, что во многих городах недостаточно обеспечен доступ в Интернет. Рассчитан ресурс на уровень муниципалитета, где, действительно, испытывается информационный голод. Мы рассказываем, что происходит в регионах России, в развитии предпринимательства. Если брать уровень муниципалитета, то тут в лучшем случае имеется доступ к электронной почте. Второй наш ресурс - электронная библиотека по МП, где мы постарались собрать аналитику на тему развития предпринимательства. Это полезный ресурс, но мы не являемся его правообладателями и продавать этот ресурс не можем. Можем только договориться с авторами и сделать его доступным для предпринимателей в Интернете. Мое твердое убеждение: эти два типа информации должны быть в России бесплатными. Что касается потребности в той или иной информации, в первую очередь нужна информация "стартового характера" - как учредить фирму, развить бизнес и пр.
Владимир МИТРАКОВ, ген. директор ММЦ "Москва": Уже несколько лет подряд сайт Системы ММЦ занимает ведущие места в Российском интернете. Ежедневно его посещают более 5 тысяч пользователей. Однако Система ММЦ никогда не претендовала и не намерена претендовать на лидерство среди информационных систем России. Те базы данных, которыми мы располагаем, - это только наш инструмент в работе, а сама Система ММЦ - структура, которая занимается исключительно расширением межрегионального и международного сотрудничества и поиска потенциальных партнеров для предпринимателей, хозяйствующих субъектов в различных регионах России, а сейчас и во всем мире. Все базы данных, вся информация, содержащаяся на нашем сайте, может быть бесплатно получена любым пользователем Системы ММЦ. На этом мы не делаем коммерции. Наша работа - выявление возможностей сотрудничества предпринимателей разных регионов. Почему к нам идут клиенты? Да потому, что для них это дешевле, чем посылать своих менеджеров в регион, где они никого не знают, и вынуждены решать кучу проблем. Наши 29% -это часть той суммы, которую потратил бы предприниматель на поиск потенциального партнера. Наши люди в регионах - это, как правило, те, кто здесь родился, досконально знает местные условия, директорский корпус и местную власть, знает, как решать с ними вопросы, чтоб было дешевле и быстрее. Поэтому к нам обращаются представители не только малого, но и среднего и даже крупного бизнеса. Я согласен с предложением Виктора Ермакова о необходимости налаживания сотрудничества информационных систем друг с другом. Для нас это тем более естественно, что в состав акционеров наших центров входят и Палаты, фонды поддержки предпринимательства и другие структуры. Нужно хотя бы в 5-6 регионах в порядке эксперимента создать условия, при которых все структуры поддержки активно бы работали вместе. Успех во многом зависит от того, как местные администрации относятся к самой идее информационной поддержки предпринимательства. У нас уже немало примеров, когда губернаторы подписывают соглашения непосредственно с региональными ММЦ об информационном обслуживании предпринимателей в данном регионе и выделяют из местных бюджетов соответствующие средства на эти цели. Для местных властей важно то, что через Систему ММЦ они могут расширять свои межрегиональные и международные контакты. Система позволяет не только устанавливать такие контакты, но и реализовывать их. Приведу только один пример. Между московским мэром Юрием Лужковым и свердловским губернатором Эдуардом Росселем было подписано соглашение о поставке в столицу с Урала медицинского оборудования. Вести проект поручено было ММЦ "Екатеринбург - Москва". Мы тщательно изучили, что производит Свердловская область в части медицинского оборудования и представили информацию в Комитет здравоохранения Москвы. Через какое-то время все необходимое медоборудование было доставлено в Москву. Эта работа была поручена нам потому, что никто другой не выполнил бы ее так же быстро и эффективно. И в то же время наши маркетинговые центры не претендуют на лидерство в регионах.
В.Ермаков: Уверен, если мы объединим информационные ресурсы, то станем значительно привлекательней для клиентов. У каждой структуры есть свои сильные стороны и мы должны наилучшим образом их использовать. Ну а лидерами информационных процессов в регионах должны выступать именно те структуры, которые более всего для этого годятся на сегодняшний день. Конкуренции в этом вопросе быть не должно - в конечном счете нам важен результат, а не ведомственный интерес. Если мы хотим, чтоб в регионах формировался сильный ресурс, надо интегрироваться, возможно, подписать какое-то совместное соглашение.
Реплика с места: Есть еще проблема, которая тут не затрагивалась - подготовка кадров для сферы информационной поддержки МП. По мере роста самих ресурсов все сложней управлять этой системой, не имея корпуса подготовленных кадров менеджеров, маркетологов и др.
В.Митраков: Мы 5 лет учили в регионах свои кадры, и не только директоров, но и рядовых специалистов. Отрабатывали методики маркетинговых исследований. И сегодня у нас имеется кадровый костяк в регионах. Повсеместно сложились информационно-маркетинговые структуры, которые умело работают по единым принципам и направлениям Системы ММЦ.
В.Ермаков: В этой сфере очень сложный рынок труда. Специалистов мало, многие из них числятся на десяти работах.
Александр ИОФФЕ, президент РАРМП: Это проблема всех, кто занимается информационным и любым другим обеспечением. Специалисты по консалтингу претендуют на зарплату, минимум, втрое более высокую, чем рядовые маркетологи. Те, кто занят разного рода рыночными проблемами, в конечном итоге бросают малый бизнес и берутся за обслуживание крупного и среднего предпринимательства. Или же предприниматели должны изыскивать дополнительные средства, чтобы оплачивать услуги специалистов по рынку. В Великобритании частные агентства на 80% обеспечены госзаказами. И при том эксперты зарабатывают на консультациях (по определенным ставкам). Информационная поддержка предпринимательства везде, кроме России, воспринимается как государственная задача. У нас же это бизнес выживания, причем, как тут отмечалось, довольно трудного выживания.
Андрей КОЛЕСНИКОВ, директор Центра "Предпринимательство и малый бизнес" АНХ РФ: Высококвалифицированные специалисты по рынку, действительно, числятся на 4-х работах, потому что не всякая малая фирма готова платить молодому специалисту 1000-1200 долл. США в месяц, хотя он того стоит. А уж завести директора программы с окладом 3-4 тысячи долл. США еще сложней. В таких ситуациях разумней пойти на покупку аутсорсинговых услуг при решении конкретной задачи вашего бизнеса. Надо иметь в виду, что количество информационных услуг взрывообразно будет расширяться. В том числе и услуг электронщиков, программистов для малых предприятий. И удержать высококлассного специалиста, даже если вы его сами подготовили, при таких потребностях рынка просто невозможно.
Александр БОНДАРЕВ, ген. директор МЦДИ "Бинек": Я бы разделил проблему создания комплексных ресурсов на две части. На сегодня сформировалось ряд блоков различной информации, но она не объединена в единую справочную систему и единое поле. Где-то мы на нем пересекаемся. Но есть еще информация уникальная, о которой предприниматели мало что знают. Она может находиться в базах данных Торгово-промышленной палаты, Федерального фонда поддержки МП, на портале "Альянс Медиа". Задача состоит в том, чтобы все ресурсы были объединены в какой-то единый массив, и при этом предприниматели были осведомлены, где его найти. Проблема объединения и комплексности - это достаточно большая проблема. Кстати, к нам много обращаются и едут из регионов, интересуются информационными ресурсами. И я не согласен с утверждением, что регионы еще не дозрели до того, чтобы стать пользователями наших информационных ресурсов. Проблема в другом - в донесении информации до предпринимателей. В этом здании, где проходит заседание нашего "круглого стола", ежегодно проводятся выставки информационных ресурсов. За 3 дня выставку посещают 5-8 тысяч человек. И половина из них видят все это впервые, хотя многие живут в Москве. Мы занялись проблемой донесения информации о наших ресурсах до предпринимателей в округах. Надеюсь, в этом активное участие примут СМИ. Это важно. Многие предприниматели уже готовы платить за качественную информацию. Показателен пример с Системой ММЦ. Это та информация, которая действительно важна для бизнеса как информация коммерческая, облегчающая ведение бизнеса. Система ММЦ берет на себя отдельные направления бизнеса, например, осуществление договорных отношений и получает за это неплохие деньги.
Сергей БУРМИСТРОВ, зам. директора Центра деловой информации ТПП РФ: Я хотел бы задать вопрос В.Митракову вот в связи с чем. Он затронул тему конкуренции на рынке деловой информации. Вы знаете, что уже 2-й год проходит реализация федеральной программы "Электронная Россия" и в ее рамках намечено создать сеть информационно- маркетинговых центров в регионах России. Скажите, вы уверены, что этот проект не захлестнет уже на начальном этапе острая конкуренция? Я думаю, объединяя наши информационные ресурсы в регионах, надо более продуманно подходить к выбору лидера. ТПП является некоммерческой структурой и, мне кажется, есть смысл рассматривать Палату как некую пилотную площадку для отработки совместных проектов.
И.Городничий: Я считаю, что говорить сегодня об этом преждевременно. Если внимательно посмотреть на перечень информационных потребностей предпринимателей, то мы увидим в нем гораздо больше пробелов, чем реально предоставляемой информации. В каких-то сегментах рынка конкуренция еще только начинается, а к каким-то мы не знаем, как и подобраться. Например, это ценовая информация, которая так необходима предпринимателям. И мы действительно возлагаем надежды на реализацию интересов предпринимателей в рамках программ "Электронная Москва" и "Электронная Россия".
В.Митраков: Прежде всего о конкуренции. Я считаю, что в условиях рынка это нормальное, здоровое явление. Лидерами должны становиться структуры, которые могут работать эффективней. В регионах считают, что Система ММЦ - это та структура, в которую можно обратиться. К примеру, ММЦ "Москва" - это 15 специалистов, которые, конечно, не могут удовлетворить потребности 250 тысяч малых предприятий столицы. Поэтому мы заключаем договора на сотрудничество с территориальными агентствами в округах, которые работают непосредственно с предпринимателями. Даже в Москве далеко не каждый предприниматель может войти в Интернет. Но можно сделать это через ТАРПы, пользуясь при этом базой данных Системы ММЦ. В какой мере "Электронная Россия" станет конкурентом Системе ММЦ - сейчас сказать трудно. И станет ли она им вообще?
А.Иоффе: Действительно, пункт о создании маркетинговых центров даже в странах СНГ в программе есть. Но я думаю, что он в нее вписан недостаточно обоснованно. Создание сети таких центров - это очень серьезный проект. Для его реализации должны выделяться значительные средства, должны быть определены исполнители, ниша, в которой они будут действовать. Ничего этого не сделано, поэтому этот пункт и выглядит как благое пожелание. Подобные проекты, внесенные в такой мощный документ, как программа "Электронная Россия", опасны тем, что деньги на них могут быть выделены, но из-за непроработанности других сторон проекта будут созданы не эффективно работающие маркетинговые центры, а пустые полугосударственные структуры, проедающие бюджетные деньги, которые целесообразнее было бы потратить на поддержку и развитие того, что уже создано и что доказало свою жизнеспособность. Различных структур у нас наплодилось уже и без того немало. Только эффективно работающих среди них немного. Зачем их плодить больше? У нас сложилась система торгово-промышленных палат, которые с разным успехом, но последовательно занимаются информационным обеспечением малого бизнеса; сложилась сеть агентств, Система ММЦ, другие структуры. Их надо усиливать и укреплять, а не плодить все новых конкурентов на информационном поле. Проект создания информационно-маркетинговых центров по программе "Электронная Россия" может причинить вред тем, что руководство регионов под давлением административного ресурса начнет отказываться от уже сложившегося сотрудничества с действующими структурами информационного обеспечения бизнеса, с той же Системой ММЦ. Но мне кажется, этот проект, предусмотренный в "Электронной России", скорее всего провалится.
В.Митраков: Хочу напомнить, что идея создания маркетинговых центров в странах СНГ не нова. Когда принималась программа развития малого и среднего бизнеса стран СНГ, в нее тоже был включен пункт о создании маркетинговых центров с использованием опыта существующей в России Системы ММЦ. Но программа остается нереализованной. Конкуренцию же в сфере информационного обеспечения предпринимательства как таковую я считаю явлением нормальным и даже полезным. Но ее не надо разжигать за счет бюджетных ассигнований. На бюджетные средства конкурировать готовы все, но в этой конкуренции выживает только тот, кто живет на собственные деньги.
Анжела РАЕВСКАЯ, директор Муниципального фонда поддержки МП Восточного административного округа: Целиком согласна с тем, что разжигать конкуренцию, создавая все новые информационные структуры за счет бюджетных ассигнований, - бесполезная трата ресурсов, выделяемых на поддержку предпринимательства. Но такая негативная тенденция все еще сохраняется. Недавно проходила выставка "Регионы России". На ней, например, был представлен маркетинговый центр "Россия", а в московской экспозиции - ММЦ "Москва". Предприниматели сравнивали их базы данных и недоумевали: ММЦ "Москва" они все уже хорошо знают, привыкли с ним работать в регионах, у него богатая база данных. А вот маркетинговый центр "Россия" - практически параллельная структура, еще незнакомая никому, со значительно более бедными ресурсами. Зачем он создан? Такие же примеры совсем не нужной конкуренции можно привести и из сферы выставочной деятельности.
В.Ермаков: Всем, кто представляет инфраструктуру информационной поддержки предпринимательства, надо серьезно заботиться об эффективности работы своих структур. Это сейчас серьезная проблема. Но залогом высокой эффективности могут быть только конкуренция и рынок. Я считаю, что посягать на возможности различных инфраструктур бороться за клиента ни в коем случае нельзя. Но на эту проблему хотелось бы посмотреть более масштабно. Нашим основным заказчиком должно быть государство. Однако государство устранилось, и заказов на исследование рынка нет. При этом крупные корпорации увеличивают выделение средств на маркетинг и продвижение своих товаров, поскольку конкуренция на рынке усиливается. А государство нас оставило, и мы сами должны позаботиться о привлекательности наших информационных ресурсов, о посещаемости наших сайтов, об инструментарии, который мы предлагаем предпринимателям. Это проблемы, которые в одиночку не решить никому.
А.Иоффе: Показатель эффективности сайта - его посещаемость. Тот, который посещается больше всего, надо развивать в первую очередь. Предложение об интеграции, на мой взгляд, заслуживает поддержки.
Светлана ДМИТРИЕВА, ген. директор компании "Технологии Эффективного Лидерства": Мне думается, что самым "узким" местом в информационной поддержке предпринимательства является как раз доведение до предпринимателей той информации, которая уже накоплена в информационных структурах. И в Москве далеко не все предприниматели имеют доступ в Интернет, а в регионах они доступа такого практически не имеют, поэтому получать электронную информацию не могут. Это оборачивается не только неудобствами, но и потерями для бизнеса.
А.Иоффе: Тут, видимо, требуется уточнение. Технические возможности доступа в Интернет сейчас практически есть везде. Другое дело, есть у предпринимателей того или другого региона финансовые возможности для этого. В Якутии, например, пришлось закрыть даже ММЦ "Якутск-Москва" только из-за того, что местный оператор связи, пользуясь своим монопольным положением, взвинтил тарифы до 7,5 доллара за минуту связи. Такой тариф ни центр, ни отдельный предприниматель не в состоянии оплачивать.
Наталья АРТЕМОВА, менеджер по работе с заказчиками малого предпринимательства Московского представительства корпорации "Microsoft": Наше представительство, как и вся корпорация - коммерческая организация. Производит программные продукты и хочет их продавать. Каков наш интерес и чем мы можем быть полезны информационным структурам? Мы хотим понимать, какие программные продукты нужны предпринимателям и хотим донести до них информацию о наших продуктах.
Реплика с места: Еще один конкурент на информационном рынке!
Н.Артемова: Вовсе и не конкурент, скорее наоборот - клиент. Мы заинтересованы в проведении совместных со структурами информационной поддержки малого бизнеса программ, которые предоставят специальные условия для этих структур в будущем. Так, совместно с Центром деловой информации "Бинек" мы осуществили программу предоставления скидок тем компаниям, которые занесены в Реестр малых предприятий Москвы.
И.Городничий: По-крупному, Интернет - это уже самое большое СМИ. На вопрос о том, являются ли информационные ресурсы, представленные в Интернет, фактически материалами СМИ, а их владельцы должны нести ответственность за качество предоставляемой информации, абсолютное большинство предпринимателей ответило "да". Хорошо читать в Интернет анекдоты, а если дело касается деловой информации, то должно быть обеспечено ее качество.
В.Митраков: В период становления маркетинговых центров в регионах остро стояла проблема их "раскрутки". Были интереснейшие примеры сотрудничества с периодическими изданиями. Саму Систему ММЦ мы с большой эффективностью рекламировали, сотрудничая со сборником "Оптовик".
А.Раевская: Совершенно очевидно, что обеспечить полноценную информационную поддержку предпринимательства, базируясь на одних только электронных ресурсах, трудно. Без использования других средств массовой информации не обойтись. Именно поэтому мы решили у себя в округе организовать выпуск окружной деловой газеты: одного "Бизнеса для всех" все же мало. Кроме того, я хотела бы обратить внимание на такое средство массовой информации, как радио. Оно у нас выпадает из поля зрения. А между тем это очень эффективный канал доведения информации до предпринимателей. У деловых людей времени на читку газет и просмотр телепередач почти нет. А вот радио они слушают, находясь за рулем автомобиля. Короче, возможности радио нам надо обязательно использовать как дополнительный к электронным средствам ресурс. Тем более, что это не потребует таких расходов, которые неизбежны при организации тематических телепередач.
А.Иоффе: Проблема доведения непосредственно до предпринимателей тех информационных ресурсов, которые созданы в наших структурах, действительно, актуальна. Здесь говорилось о полезной работе "Бизнеса для всех", других газет и журналов. Но есть проблемы, которые не позволяют им стать настольными изданиями предпринимателя. Прежде всего потому, что эти издания малотиражные. В силу этого они, с одной стороны, имеют большой потенциал для развития. В России сотни тысяч малых предприятий, которым публикуемая в газетах информация была бы полезна. Однако росту тиражей мешает в первую очередь сколь необъяснимое, столь и непробиваемое нелюбопытство, инертность самих предпринимателей. Они привыкли решать свои проблемы через неформальные связи, консультироваться в ходе расспросов знакомых, а не знакомясь с публикациями квалифицированных консультантов. Впрочем, это может свидетельствовать и о недостаточно высоком качестве самих изданий. А скорее всего срабатывают все эти факторы в совокупности. Перспективы усиления деловой информации предпринимательства через телевидение очень слабы. В Москве есть передача на канале ТВЦ "Деловая Москва". Но она выходит в середине дня. В прошлом году на ТВЦ существовала передача "Точка опоры", которая выходила в субботу утром. Это было не идеально, но все же предприниматели могли ее просматривать. Рейтинг передачи медленно, но уверено рос. Когда он перевалил за 2%, передачу неожиданно передвинули на середину дня в среду. Я тогда поинтересовался у Попцова, почему передачу перенесли на время, когда ни один предприниматель ее посмотреть практически не имеет возможности. Он мне сказал, что лучше знает привычки предпринимателей. Они, мол, любят смотреть телевизор за обедом. Вот такая логика! Переубедить руководителя канала оказалось невозможно, и мы прекратили финансирование этой передачи. Но все это не решение проблемы. Что-то надо делать. Проблема "СМИ - малый бизнес" - не только экономическая, но и политическая. С ней связано формирование среднего класса и демократии в стране.
Запись вели Валерий РОМАНЮК, Леонид САВЧЕНКО.