ДЛЯ ЛИЗИНГА ОТКРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ


 оглавление     следующая статья >>
ДЛЯ ЛИЗИНГА ОТКРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

29 января Президент России подписал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге".

Прокомментировать это событие мы попросили заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Анатолия Аксакова.

- Анатолий Геннадиевич, работа над законопроектом, который вносил изменения в Федеральный закон "О лизинге" № 164 от 29 октября 1988 года, продолжалась довольно долго. Судя по количеству принятых поправок и дополнений, а их более 70, Закон претерпел серьезные изменения. Насколько они принципиальны?

- Прежде всего эти поправки приводят Закон в соответствие с Гражданским, Налоговым кодексами, с Оттавской конвенцией УНИДРУА. Кроме того, сняты внутренние противоречия, которые были в самом Законе. Так, например, по действовавшему Закону можно было использовать либо собственные, либо заемные средства. Мы эту формулировку изменили, представив в таком виде - "и/или", и противоречия не стало. Далее - речь шла об использовании во взаиморасчетах только денежных средств. Проблему тоже сняли - теперь любые средства, в том числе и ценные бумаги, могут использоваться при расчетах. Убрали и некоторые казусы, когда говорилось, что субъектами лизинговой деятельности могут быть резиденты, нерезиденты, а также совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц. Но ведь совместное предприятие может быть либо резидентом, либо нерезидентом. В общем, удалось решить массу серьезных и мелких проблем, которые, на наш взгляд, делали Закон не работающим должным образом. Но самое главное, повторяю, удалось снять все вопросы, связанные с Гражданским кодексом и с новой редакцией Налогового кодекса. Ведь налоговое законодательство ушло немного вперед, но мы смогли внести соответствующие изменения.

- Учитывались ли при работе над законопроектом мнения руководителей лизинговых компаний?

- Они как раз очень активно участвовали в заседаниях Комиссии. Их мнение порой было решающим. Членами рабочей группы были также представители Арбитражного суда, которым в судебной практике приходилось сталкиваться со спорными случаями, возникающими из-за противоречий в законодательстве. О том, что работа проделана серьезная, говорит хотя бы тот факт, что зам. председателя Арбитражного суда В. Витрянский высоко оценил новую редакцию Закона. Положительное мнение также было высказано представителями Международной финансовой корпорации (Проект по развитию лизинга).

- Известно, что Правительство перед вторым чтением выступало против принятия законопроекта и настаивало на возвращении к первому чтению. В чем, по Вашему мнению, причина?

- Главная претензия Правительства состояла в том, что не была соблюдена процедура прохождения документа, мол, слишком много поправок принято, изменена концепция Закона. Но когда представители Правительства увидели заключение правового управления, то согласились с тем, что этот законопроект можно принять. Что касается Совета Федерации, то трудно было предсказать его реакцию. Дело в том, что некоторые поправки членов Совета Федерации мы отклонили, потому что они носили скорее редакционный характер, и многие статьи, в которые их предлагалось внести, просто исключили. Поэтому на Совете Федерации при утверждении законопроекта могли возникнуть трения, но аргумент в пользу того, что мы приводим Закон "О лизинге" в соответствие действующему законодательству и международным нормам, сыграл свою роль.

- Как может отразиться принятие Закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" на лизинговом бизнесе в России? Станет ли это толчком для его бурного развития?

- Ситуацию надо рассматривать комплексно. Во-первых, уже приняты поправки к Налоговому кодексу, которые будут стимулировать внимание всего бизнеса к этой форме деятельности. Поскольку ликвидирована инвестиционная льгота по налогу на прибыль, то сейчас, по сути, осталась чуть ли не единственная льгота - это ускоренная амортизация с коэффициентом до 3, предусмотренная только для лизинговой деятельности. Во-вторых, с принятием изменений и дополнений в Закон "О лизинге", снимающих противоречия с действующим законодательством, мы привлекаем внимание очень многих лизинговых компаний, прежде всего зарубежных, к этой форме деятельности в России. А мы нуждаемся в хорошем импортном оборудовании, в обновлении наших основных фондов. Вот эти факторы, на мой взгляд, должны привести к некоему лизинговому буму. Уже сейчас на многих экономических конференциях, семинарах вопросам лизинга уделяется большое внимание.

- Какие дальнейшие шаги предусматривается сделать в ближайшее время?

- Во-первых, мы сохранили те положения, которые касаются таможенного регулирования лизинговой деятельности, хотя они противоречат Таможенному кодексу. Просто пока не стали эти вопросы трогать, потому что, надеюсь, что в новой редакции Таможенного кодекса нам удастся отстоять позиции, связанные с развитием лизинга. Во-вторых, к сожалению, уже в новой редакции Налогового кодекса мы, уделив основное внимание принципиальным положениям, таким как сохранение ускоренной амортизации с коэффициентом 3, выбор балансодержателя, упустили некоторые, скажем так, мелочи. Но, как говорится, дьявол кроется в мелочах. В результате в новой редакции оказались некоторые противоречия. Например, в кодексе идет речь о том, что фактически лизинговые платежи являются внерелизационным доходом. Но для лизинговых компаний - это основной вид деятельности, поэтому для них платежи являются основным доходом. Есть еще одно серьезное противоречие - в Налоговом кодексе мы сохранили положение, что ускоренную амортизацию может начислять и лизингополучатель, и лизингодатель, в зависимости от того, у кого на балансе числится оборудование, но в другом месте по тексту идет, что ускоренную амортизацию может начислять только собственник имущества. Это противоречие может стать серьезным камнем преткновения в зависимости от того, как будет трактовать эти положения та или иная налоговая инспекция. Чтобы не было вот таких проблем, мы подготовили свои поправки в новую редакцию Налогового кодекса.

- Что Вы можете сказать о господдержке лизинга в таких отраслях, как авиастроение и сельское хозяйство? Здесь, по всей видимости, тоже ожидаются серьезные изменения?

- В бюджете заложены суммы и на поддержку лизинга в авиастроении, и на лизинг агротехники. Но у нас очень часто возникают проблемы, когда на что-то выделяются бюджетные деньги, потому что начинается воровство, приписки, кто-то о чем-то договаривается, отстегивают друг другу. Именно поэтому я думаю, что это правильное решение - направить бюджетные средства, предназначенные на лизинг агротехники, в уставный фонд государственной лизинговой компании при Россельхозбанке. Банк ведь, когда осуществляет свои операции, заинтересован зарабатывать на этом, а не набивать карманы каких-то чиновников. Это во-первых. Во-вторых, считаю, что не 100% финансирования должно брать на себя государство, когда предоставляются средства на лизинг агротехники, а 80%. Остальные 20% банк пусть берет на себя, и тогда он еще серьезнее будет относиться к этим вопросам, будет подбирать действительно тех потребителей, которые расплатятся за эту технику.

- Что Вы думаете по поводу готовящегося вступления России в ВТО? Ведь неизбежно возникнет серьезная конкуренция.

- А конкуренция - это хорошо. Как бы то ни было, но наши лизинговые компании не имеют доступа к длинным, дешевым западным кредитам, а западные компании могут привлечь инвесторов, и тогда хорошая иностранная техника, в которой мы нуждаемся, будет дешевле. Так что конкурировать надо. Если создавать тепличные условия для своих, то страна не выкарабкается. Поэтому ничего плохого для лизингового бизнеса в плане вступления России в ВТО я не вижу. Кстати, у нас теперь для этого созданы все условия - отменено лицензирование лизинговой деятельности, законодательство приведено в соответствие международным нормам.

***

ТЕКСТ ЗАКОНА

29 января 2002 г. № 10-ФЗ

Принят Государственной Думой 26 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О лизинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 44, ст.5394) следующие изменения и дополнения:

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"О финансовой аренде (лизинге)".

2. В абзаце первом преамбулы слова "операций лизинга" заменить словами "финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг)".

3. Статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.".

4. В статье 4:

в пункте 1:

в абзаце втором слова "за счет привлеченных или собственных денежных средств" заменить словами "за счет привлеченных и (или) собственных средств", слова "лизинговой сделки" заменить словами "договора лизинга";

в абзаце четвертом слово "(поставщик)" исключить, слова "производимое (закупаемое) им" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.";

в пункте 2 слова "резидентом Российской Федерации, нерезидентом" заменить словами "резидентом Российской Федерации или нерезидентом", слова ", а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации" исключить.

5. В статье 5:

пункт 1 после слов "в соответствии" дополнить словами "с законодательством Российской Федерации и", слова "и получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности" исключить;

в пункте 2 слова ", в том числе граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей" исключить;

в пункте 3 слова "коммерческую деятельность в" заменить словами "лизинговую деятельность на территории", слова "в установленном законодательством Российской Федерации порядке" исключить;

в пункте 4 слово "денежные" исключить, слова "юридических лиц" заменить словами "юридических и (или) физических лиц".

6. Статью 6 исключить.

7. В статье 7: наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 7. Формы лизинга";

в пункте 1: абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.";

в абзаце втором слова "лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик)" заменить словами "лизингодатель и лизингополучатель", второе предложение исключить;

абзацы четвертый и пятый исключить;

пункты 2 и 3 исключить;

пункт 4 считать пунктом 2 и изложить его в следующей редакции:

"2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.".

8. В статье 8:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.";

пункты 2, 3 и 5 исключить;

пункт 4 считать пунктом 2.

9. Статью 9 исключить.

10. В статье 10: пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.";

пункты 2, 3, 5, 6 и 7 исключить;

пункт 4 считать пунктом 2 и в нем слова "финансового лизинга и смешанного лизинга" заменить словом "лизинга", слово "(поставщик)" в соответствующих падежах исключить, слова "срокам поставок" заменить словами "срокам исполнения обязанности передать товар", после слова "установленные" дополнить словами "законодательством Российской Федерации и".

11. В статье 11: наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Право собственности на предмет лизинга";

в пункте 1 слова "в пользование" заменить словом "пользование"; в пункте 3 слова "настоящим Федеральным законом" заменить словами "законодательством Российской Федерации".

12. Статью 12 исключить.

13. Статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя

1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.

2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.".

14. Статью 14 исключить.

15. В статье 15:

пункт 2 исключить; пункт 3 считать пунктом 2 и в нем:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.";

в абзаце третьем слово "денежных" исключить; пункт 4 считать пунктом 3 и изложить его в следующей редакции:

"3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.";

пункт 5 считать пунктом 4 и в нем в абзаце втором слова "в случае осуществления финансового или смешанного лизинга", слово "(поставщика)" и слова "или передать ранее приобретенное имущество" исключить;

пункт 6 считать пунктом 5 и в нем абзац третий изложить в следующей редакции:

"выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;";

пункт 7 считать пунктом 6 и в нем слова "в обязательном порядке должны" заменить словом "могут", слова "имущественному расчету, а также процедура изъятия (возврата)" заменить словом "изъятию";

пункт 8 считать пунктом 7.

16. Статью 16 исключить.

17. В статье 17: в наименовании слова "в пользование" заменить словом "пользование";

пункты 3 и 4 исключить;

пункт 5 считать пунктом 3 и изложить его в следующей редакции:

"3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.";

пункты 6-10 считать соответственно пунктами 4-8;

пункт 11 считать пунктом 9 и изложить его в следующей редакции:

"9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.".

18. В статье 18:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга";

в пункте 1 слова "или свои интересы, вытекающие из этого договора" исключить;

пункты 2, 4 и 5 исключить;

пункт 3 считать пунктом 2 и в нем слова "лизинговой сделки" заменить словами "договора лизинга";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.".

19. Статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга

1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.".

20. В статье 20:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.

Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.".

21. В статье 21:

в наименовании слово "риски" заменить словами "предпринимательских (финансовых) рисков";

в пункте 1 слово "(поставщиком)" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяется договором лизинга.";

пункт 3 исключить;

пункт 4 считать пунктом 3;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.".

22. В статье 22:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга";

в пункте 2 слова "несостоятельности продавца (поставщика)" заменить словами "невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки", слово "(поставщика)" исключить;

пункт 3 после слов "этого предмета по договору лизинга" дополнить словами "и связанные с этим убытки".

23. В статье 23:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга";

пункт 1 исключить;

пункты 2 и 3 считать соответственно пунктами 1 и 2.

24. Статьи 24 и 25 исключить.

25. В статье 26 слово "финансовых" исключить.

26. Статью 27 исключить.

27. В статье 28:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Лизинговые платежи";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.";

пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.";

пункты 3 и 5 исключить;

пункт 4 считать пунктом 3;

пункт 6 считать пунктом 4 и изложить его в следующей редакции:

"4. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.".

28. Статьи 29 и 30 исключить.

29. В статье 31:

в наименовании слова "участников договора" заменить словами "сторон договора";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.";

в пункте 2 слова "балансодержатель предмета лизинга" заменить словами "сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга";

пункт 3 исключить.

30. Статьи 32 и 33 исключить.

31. В статье 34:

в пункте 2 слово "(поставщиком)" исключить;

в пункте 3:

абзац третий исключить;

в абзацах четвертом и шестом слова "таможенных налогов и тарифов" заменить словами "таможенных платежей";

в пункте 4 слова "таможенных налогов и тарифов" заменить словами "таможенных платежей".

32. В статье 36:

в наименовании слова "деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм)" заменить словами "лизинговой деятельности";

абзацы пятый и двенадцатый исключить;

в абзаце одиннадцатом слова "лизинговых сделок" заменить словами "лизинговой деятельности".

33. Пункт 4 статьи 38 исключить.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль, 29 января 2002 года


 оглавление     следующая статья >>