ЧТО ЖДЕТ ЛИЗИНГ В 2002 ГОДУ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЧТО ЖДЕТ ЛИЗИНГ В 2002 ГОДУ

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ЛИЗИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ШЕВЕЛЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ, КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

В последние годы в России большое внимание уделяется такому виду новых рыночных отношений, как лизинг, который является одним из важных инструментов реализации инвестиционной политики государства. Заинтересованность в лизинге проявляют как представители крупного, так и среднего и малого бизнеса. Последние, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Одним из обязательных условий развития лизингового бизнеса является его надежное правовое обеспечение нормами международного и национального законодательства. В течение 2001 года был принят целый ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы регулирования лизинговой деятельности в Российской Федерации. В связи с этим попытаемся проанализировать, какие специальные нормы законодательства устанавливаются для субъектов лизингового рынка в 2002 году.

С 11 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым отменяется лицензирование финансовой аренды (лизинга), то есть с этого момента не нужна лицензия на осуществление финансовой аренды (лизинга) на территории России как резидентам, так и нерезидентам Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день остается лишь один орган государственной власти, контролирующий лизинговые отношения на территории России - Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации. К сожалению, значительное число участников лизингового рынка не знают, что в определенных случаях им необходимо обращаться в антимонопольный орган, что может повлечь за собой либо наложение антимонопольным органом штрафных санкций, либо являться основанием для признания сделки в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа. Случаи, при наступлении которых субъекты лизингового рынка должны обращаться в антимонопольные орган за предварительным согласием или уведомлять о совершении сделки, определены в статье 18 Закона РСФСР от 23 марта 19991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьях 16, 17, 19 Федерального закона от 23 июня 1999 года № 117- ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Из этих требований вытекает, что предварительное согласие антимонопольного органа на рынке лизинговых услуг необходимо при совершении одной из сделок:

а) при заключении договора купли-продажи лизингового имущества между продавцом лизингового имущества и лизингодателем и одновременном выполнении следующих двух условий: первое, если стоимость лизингового имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца; второе - суммарная стоимость активов продавца имущества и лизингодателя превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Разрешение на указанную сделку получает лизингодатель;

б) при заключении договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем и одновременном выполнении следующих двух условий: первое, если стоимость лизингового имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя; второе - суммарная стоимость активов лизингодателя и лизингополучателя превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Разрешение на указанную сделку получает лизингополучатель.

Если же суммарная стоимость активов указанных выше лиц при совершении соответствующей сделки больше 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, но меньше 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, то необходимо только уведомить антимонопольный орган о заключении соответствующей сделки в 15-дневный срок после ее заключения. При нарушении предусмотренного порядка на организацию антимонопольными органами налагается штраф в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а на ее руководителя - до 80 минимальных размеров оплаты труда;

в) при приобретении более 10 процентов активов или более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) лизинговой компании, если размер ее уставного капитала превышает 5 млн. рублей. Ходатайство подается лицом, приобретающим активы или акции (доли) лизинговой компании. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения документов, определен в п. 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Антимонопольный орган в течение 30 дней должен сообщить участникам сделки о принятом решении.

Если размер уставного капитала лизинговой компании, активы или акции (доли) в уставном капитале которой приобретаются, не превышает указанных выше размеров, то лицо, приобретающее активы или акции (доли) лизинговой компании, только уведомляет в течение 30 дней после совершения указанной сделки антимонопольный орган. При нарушении предусмотренного порядка сделки, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения лизинговой компании и ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. Определение доминирующего положения лизинговой компании на рынке лизинговых услуг осуществляется на основе информации Государственного комитета Российской Федерации по статистике в соответствии с приказом от 6 мая 2000 года № 342 Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 6 августа 2001 года №110 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившим силу актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", нормы которого определяют основную налоговую среду (налог на прибыль), в которой будут работать отечественные и иностранные лизинговые компании. В соответствии с действующим налоговым законодательством стороны лизинговой сделки имеют четыре основных налоговых преимущества по сравнению с приобретением основных фондов с использованием заемных средств:

1) возможность постановки предмета лизинга на баланс лизингодателя или лизингополучателя по их выбору;

2) включение лизингополучателем лизинговых платежей в полном объеме (если имущество учитывается на балансе лизингодателя) или амортизационных отчислений (если имущество учитывается на балансе лизингополучателя) в себестоимость продукции (работ, услуг);

3) возможность использования механизма ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения не выше трех при линейном методе расчета амортизации;

4) возможность как лизингополучателя (в составе лизинговых платежей), так и лизингодателя относить на себестоимость продукции (работ, услуг) проценты по заемным средствам (у лизингодателя проценты включаются в себестоимость в размере не выше ставки ЦБ, увеличенной на три пункта для рублевых кредитов, и ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (но не выше 15%) по валютным кредитам), привлекаемым лизингодателем для приобретения предмета лизинга.

Рассмотрим основные положения главы 25 "Налог на прибыль" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся непосредственно лизинговой деятельности, и сравним их с действующим до 31 декабря 2001 года законодательством Российской Федерации по налогообложению прибыли субъектов лизинговой деятельности.

Право выбора учета имущества, первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга. Пунктом 7 статьи 257 сохраняется право выбора балансового учета имущества, полученного (переданного) в финансовую аренду, на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Вместе с тем пункт 1 статьи 256 устанавливает, что амортизируемым имуществом признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности. Таким образом, в случае, если по договору лизинга предмет лизинга должен учитываться на балансе лизингополучателя, который не обладает правом собственности на это имущество, принятая законом формулировка не позволяет отнести лизинговое имущество к амортизируемому. Во избежание противоречий внутри Налогового кодекса становится очевидной необходимость в дополнении определения амортизируемого имущества положением, что имущество, взятое в финансовую аренду (лизинг), также признается амортизируемым имуществом у лизингодателя или лизингополучателя.

Пунктом 1 статьи 257 устраняется различие в приходовании имущества, являющегося предметом договора лизинга в зависимости от выбранного сторонами учета имущества на балансе лизингодателя или лизингополучателя. В настоящее время, если сторонами договора лизинга выбран учет имущества на балансе лизингополучателя, то лизингополучатель приходует предмет лизинга в сумме лизинговых платежей, что ведет к различию в налогообложении в зависимости от выбранного метода учета. С 1 января 2002 года это различие устранено: первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение.

Лизинговые платежи. В отличие от существующего порядка, когда лизингополучатель включает лизинговые платежи в полном объеме (если имущество учитывается на балансе лизингодателя) или амортизационные отчисления (если имущество учитывается на балансе лизингополучателя) в себестоимость продукции (работ, услуг), в 2002 году вне зависимости от выбранного метода учета имущества-предмета договора лизинга (на балансе лизингодателя или лизингополучателя) лизинговые платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу (статья 264).

Амортизационная политика. До 1 января 2002 г. амортизационная система России состояла из порядка 80 групп амортизируемых активов, сформированных по видам и их отраслевой принадлежности. Предлагаемая статьей 258 -259 новая система амортизируемого имущества базируется на следующих основных принципах:

- Упрощение чрезмерно детализированной действующей системы норм амортизации с формированием укрупненных видов основных средств, входящих в 10 амортизационных групп, сформированных по срокам полезного использования; отказ от отраслевого принципа установления норм амортизации. В соответствии с пунктом 4 статьи 258 классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, определяется Правительством Российской Федерации. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также при участии представителей крупных компаний разработало и внесло в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", которое 1 января 2002 года подписал Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов. Постановлением Правительства № 1 предусматривается существенное сокращение периода списания амортизируемого имущества и, особенно, активной части основных средств, за счет уменьшения собственно периода списания, поскольку предлагаемые сроки полезного использования в амортизационных группах сокращены и, соответственно, нормы амортизации увеличены по сравнению с действующими в среднем на 20-25%. Данная корректировка необходима в силу произошедших за последний период изменений в структуре основных средств, где значительно увеличилась доля машин и оборудования, созданных на новой технической основе и последних достижениях науки. Предлагается классификацию основных средств использовать при начислении амортизации для целей налогообложения юридическими лицами всех организационно-правовых форм, для целей бухгалтерского учета и финансовой отчетности указанный документ носит рекомендательный характер. С 1 января утратило силу постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" и Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденное Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 г. № ВГ-21-Д.

- Предоставление хозяйствующим субъектам права выбора величины нормы амортизации в рамках той или иной амортизационной группы, использования как линейного, так и нелинейного метода списания стоимости основных средств. При этом для имущества, являющегося предметом лизинга, налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше трех, вне зависимости от выбранного метода начисления амортизации (линейного или нелинейного). Исключением являются основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей группам, по которым амортизация начисляется нелинейным методом. Также предусмотрена специальная норма амортизации (основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5) для организаций, получивших в лизинг легковые автомобили и микроавтобусы, имеющие первоначальную стоимость соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей. Однако здесь остаются неясными вопросы: применяется ли данное положение, если предмет лизинга учитывается на балансе лизинговой компании; может ли при лизинге таких автотранспортных средств коэффициент 0,5 применяться одновременно с коэффициентом 0,5? Участникам лизинговой сделки, заключившим договор до 1 января 2002 года, предоставлено право сохранения принципов начисления амортизации, существовавших на момент заключения договора.

Налогообложение процентов по кредитам. Статьей 269 вводится ограничение на размер процентов по кредитам, которые лизингодатель может отнести на уменьшение налогооблагаемой базы. Ограничение применяется при одновременном выполнении двух условий:

а) размер непогашенных долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией российской лизинговой компании, более чем в 12,5 раз превышает собственный капитал лизинговой компании;

б) иностранная организация, предоставившая кредит, прямо или косвенно владеет более 20% уставного капитала лизинговой компании.

В остальных случаях лизингодатель может отнести размер процентов по кредиту на уменьшение налогооблагаемой базы при условии, что размер процентов не отклоняется более чем на 20% в любую сторону от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, при отсутствии долговых обязательств, выданным на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ России, увеличенной в 1,1 раза по рублевым кредитами, 15% по кредитам в иностранной валюте.

Таким образом, изменения и дополнения, вносимые в законодательную базу, регулирующую лизинговую деятельность, должны создать благоприятный налоговый режим для лизинговых операций как формы инвестиционной деятельности с целью стимулирования развития лизинга в России.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>