"ЛИЗИНГ-2001":В СТРАТЕГИЧЕСКИ ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ?

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
"ЛИЗИНГ-2001":В СТРАТЕГИЧЕСКИ ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ?

14-17 ноября на ВВЦ прошла международная специализированная выставка "Лизинг-2001", организованная Российской Ассоциацией лизинговых компаний. Целью выставки было не только продемонстрировать отдельные успехи и интересные перспективы лизинговой деятельности в России, но и обозначить лизинг как значимую для российской экономики сферу, достойную самого пристального внимания, в первую очередь - на государственном уровне. Эта задача устроителям выставки удалась. Присутствие на церемонии открытия заместителя председателя Правительства РФ, министра сельского хозяйства А.В. Гордеева подтвердило серьезность отношения высших эшелонов власти к проблемам лизинговой деятельности. Министр сообщил о двух последних шагах, предпринятых Правительством для поддержки и развития лизинга в авиастроительной и аграрной отраслях - там, где лизинговые отношения развиты пока чрезвычайно слабо, в то время как потребность в них назрела. Принято решение о создании государственных лизинговых компаний, которые займутся лизингом авиационной и сельскохозяйственной техники. На создание уставного капитала этих компаний выделены бюджетные средства, а в советы директоров входят государственные чиновники. Однако в данном случае применение властного ресурса кажется вполне оправданным. Это позволило провести успешные переговоры с руководителями всех российских регионов и подготовить организационный базис для постепенного технического оснащения хозяйств и предприятий новой техникой на основе лизинговых схем. Правительство планирует на следующем этапе, когда работа этих компаний войдет в нормальный режим, завяжутся долговременные связи с производителями техники и лизингополучателями, передать государственные компании в акционерную собственность. Акции обоих предприятий будут предложены основным производителям техники и заинтересованным банкам.

Перед открытием выставки состоялась пресс-конференция, в которой участвовали А.В. Гордеев, председатель Российской Ассоциации лизинговых компаний Е.Б. Скрынник, заместитель председателя, генеральный директор компании "Рослизинг" П.Г. Каплунов, начальник департамента лизинга МДМ-банка А.Ю. Акиндинов. На ней вновь было сказано о том, что развитие лизинга служит непременным условием успеха экономических реформ в стране. "Лизинг является современным инструментом инвестиционной деятельности, который стимулирует модернизацию и переоснащение реального сектора экономики, - заявил А.В. Гордеев, открывая пресс-конференцию. - Мы прекрасно знаем, что в развитых странах инвестиции в промышленную сферу по системе финансового лизинга составляют до 35%. В России, к сожалению, эта цифра не превышает 4,5%. Лизинг - это не только прямая связь между производителями и потребителями техники и оборудования. Самое главное, это наиболее рациональное использование банковского капитала и развитие долговременных связей между производителями и потребителями, лизинг также дает возможность внедрения новых технологий. Мы можем констатировать, что износ техники по России составляет более 50% (по некоторым отраслям - более 60%), и, конечно, никакого прорыва в экономике России невозможно без развития лизинга в этой сфере".

Предлагаем вашему вниманию ответы участников пресс-конференции на некоторые вопросы журналистов.

- Многие руководители лизинговых компаний считают, что без государственной поддержки развитие лизинга в России не состоится. Так ли это? Если не так, то с чем связано создание государственных лизинговых компаний, о которых Вы упомянули?

А.В. Гордеев:

- Это действительно так. На наш взгляд, создание государственных лизинговых компаний - это шаг, который позволит создать первоначальный механизм для вовлечения в этот бизнес всей среды, которая на сегодня собрана в лизинговой деятельности и банковской сфере, при помощи бюджетных ресурсов в том числе. В частности, создавая "Росагролизинг" как государственную компанию на федеральном уровне, предусмотрено выделить в уставный капитал этой компании в текущем году 5 млрд. рублей, в следующем - еще 4 млрд. рублей. При этом вводятся два главных элемента: на уровне субъектов Федерации - лизингодателями будут выступать частные компании, это как раз один из способов развития лизинговой деятельности, приближенный к реальной экономике, и второй, главный вопрос - в будущем эта компания будет акционирована, и ее акции будут предложены либо крупнейшим производителям техники, либо, или в том числе, банковским структурам, которые проявят интерес к развитию лизинговой деятельности. В развитии лизинга авиационной техники примерно такая же картина. Государству и Правительству стало ясно, что без вложения финансовых ресурсов бюджета невозможно развивать продажу современной, особенно дорогостоящей техники, в связи с тем, что в банковском секторе, к сожалению, отсутствуют "длинные деньги", как мы их называем. Так что сегодня позиция Правительства должна быть активной.

- Непростая ситуация сложилась с лизингом автотранспорта, прежде всего транспорта для перевозки крупногабаритных грузов. Что делается для облегчения деятельности по лизингу импортных и отечественных "тяжелых" грузовых автомобилей?

А.Ю. Акиндинов:

- Наверное, имеет смысл говорить не просто

о стимулировании развития лизинга автотранспортных средств, а о стимулировании лизинга основных средств вообще. Машины - важная составляющая часть оборудования. С моей точки зрения, надо разбить проблему на две части.

То, что государство создает стабильные правила игры, вводит налоги, которые не меняются, инструкции, которые работают, - позволяет нам привлекать среднесрочные и долгосрочные кредиты. Второе - поскольку клиенты, лизингополучатели, начинают более устойчиво работать, постольку банки, а значит, лизинговые компании, в состоянии принимать на себя разумные коммерческие риски.

- Бюджет 2002 года составлялся с учетом финансовых поступлений от продажи на мировом рынке российской нефти. Однако сейчас наблюдается снижение мировых цен на нефть, в результате чего доходная часть бюджета может существенно сократиться по сравнению с запланированной. Приведет ли это к тому, что государственная, бюджетная поддержка лизинга будет свернута?

А.В. Гордеев:

- На лизинг, в частности, авиационной техники предусмотрено выделение 4 млрд. рублей, из них 1 млрд. рублей - в этом году. Оставшиеся 3 млрд. входят в основные параметры бюджета на 2002 год. Бюджет был рассчитан Правительством по самому "пессимистическому" варианту, мы рассматривали поступление доходов от продажи нефти из расчета 17-18 долларов за баррель.

На мой взгляд, в случае снижения мировых цен

на нефть до 16 долларов мы сумеем изыскать необходимые средства для финансирования лизинговых программ. В этом случае, правда, Правительство не сумеет создать заявленный финансовый резерв для того, чтобы исполнить в 2003 году выплаты по внешним долгам. Если цены упадут ниже, чем рассчитывалось, мы просто не сможем создать такой резерв.

- Как, на Ваш взгляд, повлияет присутствие государственных лизинговых компаний на конкуренцию внутри лизингового рынка?

А.В. Гордеев:

- Я считаю, что повлияет нормально. Государственные компании будут являться точно такими же юридическими лицами, как и все остальные лизинговые компании. Есть проблема контроля, связанная с различными возможными злоупотреблениями. Но думаю, что мы находимся на таком этапе развития, когда и сама бизнес-общественность сможет осуществлять такой контроль, в частности, РАЛК и Правительство,

и министерство будут следовать рекомендациям, которые мы будем получать. Во-вторых, как я уже сказал, государственное участие в деятельности этих компаний предполагается только на начальном этапе, мы понимаем, что это первый период, после которого компании будут акционированы. Но такой период неизбежен, потому что, например, по сельскому хозяйству лизинговой деятельности как таковой еще просто нет, ее надо инициировать с помощью государственных средств.

Министр назвал проведение выставки "одним из тактических шагов, но важным вкладом в развитие лизинга" и предположил, что она будет занесена в анналы истории развития российского лизинга. На наш взгляд, выставка продемонстрировала именно государственный интерес к развитию лизинга. Весьма отрадный факт, если учесть, что без государственного стимулирования прогресс в лизинговом деле может оказаться слишком медленным.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>