РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Игорь Курилец, руководитель лизинговых проектов ООО "РПБ-Лизинг"

Обзор использования лизинга в России выявляет далекую от совершенства ситуацию в специальном законодательстве в отношении лизинга. Возврат к критическому пересмотру использующегося в России специального законодательства и рассмотрению необходимости наличия такового законодательства вообще актуален именно сейчас, поскольку большинство очередных изменений в законодательное обеспечение лизинга должно было быть рассмотрено Госдумой в конце осенней сессии 2002 года.

О возможности принятия очередных поправок в ходе своего доклада по вопросам политики государства по развитию лизинга в части его законодательного обеспечения на конференции "Перспективы развития лизинга в России" 14 ноября 2002 года сообщил заместитель председателя комитета по экономической политике и развитию предпринимательства Анатолий Аксаков.

Представим краткую ретроспективу сравнительно недавних событий. Можно выделить три периода становления российского законодательства о лизинге.

Первый период - до начала 90-х годов. Изучение лизинга в российских научных кругах началось минимум четверть века назад - задолго даже до того, как сам лизинг стал возможен в тогда еще СССР. В отраслевых НИИ и закрытых фондах велось накопление и изучение информации о несоциалистических формах хозяйства, в частности, об аренде. К примеру, еще до 1977 года долгосрочная аренда изучалась в CCCР как способ сбыта автомобилей на капиталистическом рынке (1).

Такие исследования носили только описательный характер вплоть до 1980-х, и речь в них шла в основном о возможных перспективах совершенствования социалистической экономики. При этом сам лизинг не получал какого-либо развития в СССР. Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге. В 1980-х годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР.

Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита.

При перестройке в СССР лизинговые операции начали более широко практиковать во внешнеторговых организациях, например таких, как "Автоэкспорт", "Совтрансавто", "Авиаэкспорт", "Совкомфлот", "Совфрахт", "Трактороэкспорт". Преобладающий объем операций - 200-300 млн. долларов в год - приходился на торговлю Восток-Запад, прежде всего на импорт оборудования из развитых капиталистических стран (2). Лизинговые сделки были немногочисленны, но достаточно крупные по размерам - доллар как мировая валюта тогда был намного дороже, чем сейчас, и ежегодные капиталовложения размером 200-300 млн. долларов в год казались видимыми в общем объеме внешнеторгового оборота с капиталистическими странами. Определенное регулирующее влияние сохранял за собой Внешэкономбанк. Внешнеторговые организации выступали в основном как потребители услуг, тогда как генерирующая роль в этой сфере принадлежала советским заграничным банкам и созданным с их участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать "Промлиз", созданную во Франции в 1974 году коммерческим банком для Северной Европы ("Эйробанк") и "Креди Леонэ"; "Ист-Вест - Лизинг", созданную "Морган Гренфилл энд Ко лтд" и Московским народным банком в Англии; "Донау-Банк" в Австрии. Не без основания считалось, что лизинг может стать одним из методов повышения эффективности экономики нашей страны. Тогда же появились первые предположения о том, что лизинг может быть эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7-8 лет в пользу Внешэкономбанка или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в иностранной валюте.

В то не столь далекое время разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся бербоут-чартер - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О "Совфрахт" Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором. На условиях бербоут-чартера Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6-12 лет. Суда, как правило, арендовались на срок 6-8 лет с последующей передачей права собственности российскому пароходству. Авансовый, арендные платежи и окончательный платеж, фиксирующий переход титула собственности, производились главным образом за счет кредита Внешэкономбанка СССР или банка-корреспондента в Англии, предоставляемого В/О "Совфрахт" под гарантию Минморфлота в иностранной валюте.

Кредит выдавался в размере 80-100% стоимости судна на срок 8-10 лет по ставкам мирового денежного рынка и погашался, как правило, за счет выручки, получаемой в результате эксплуатации судна (3).

Другим примером применения арендных отношений в СССР является лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Нельзя не сказать о том, что был обратный поток экспорта отечественной продукции по лизингу. Например, по лизингу осуществлялся экспорт советских самолетов в Италию и большегрузных самосвалов БелАЗ в США (4).

Вплоть до конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом запретом на операции с иностранной валютой и, как следствие, отсутствием иностранной валюты у советских и первых частных предприятий для оплаты иностранного оборудования. Поэтому в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy-back). После того как, начиная с апреля 1989 года предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений и возможности заключения сделок международного лизинга с участием российских предприятий стали шире. Результаты либерализации экономических отношений не заставили долго ждать: по данным Госкомстата СССР на 1 января 1991 года, объем аренды и концессии составил по импорту 11,8 млн. рублей, а по экспорту 54,7 млн. рублей. Из них на аренду машин, оборудования и транспортных средств приходилось по импорту 11,8 млн. рублей и по экспорту 54,6 млн. рублей, то есть почти 100% общего объема. Доля лизинга в общем объеме машинно-технического экспорта составляла 0,5% и импорта менее 1% (0,04%) (5).

Внутренний лизинг не получил какого-либо заметного развития до середины 1989 года - до начала перевода предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения аренды и лизинга стали Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отражения аренды и лизинга в бухгалтерском учете.

Второй период: начало 90-х годов - середина 90-х годов. С началом рыночных реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство по-прежнему отсутствовало. Но лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде и, следовательно, большой степенью риска для участников лизинговой деятельности, что сдерживало развитие лизинга. До 1996 года лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему (6).

В отдельных отраслях бывшего народного хозяйства были приняты распоряжения, способствующие развитию лизинга как вида инвестиционной деятельности. Например:

- О принятии предложения Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России о развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом. 21.03.1992;

- О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300, запасных частей и двигателей к ним, временно ввозимых в Россию по лизинговому соглашению между "Аэрофлот - советские авиалинии" и консорциумом западноевропейских банков. 24.05.1994;

- Постановление Правительства РФ от 16 июня 1994 года № 686 "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга).

Дальнейшее развитие лизинга в России продолжалось примерно такими же темпами, как и менялась вся экономика в сторону рынка. В то время Правительством с целью обновления основных фондов продолжали создаваться лизинговые компании с участием госбанков и других государственных структур. К примеру, в июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная лизинговая компания "Евролизинг". Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы "Банк Насиональ де Пари" (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - "Митфинанц ГмбХ". Наряду с этим в начале 90-х появились и первые коммерческие (негосударственные) лизинговые компании, в основном учрежденные банками. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций через новую банковскую практику. Так было положено начало будущей арендной индустрии в России.

Лизинг в России.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>