Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Лизинг Ревю

  номер 3 от 27.06.2004 Архив



 оглавление     следующая статья >>


РЫНОК ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ РОССИИ – 2003

Газман В.Д.,

генеральный директор консалтинговой

компании “Гарантинвест”

 

В предыдущих аналитических обзорах, рассматривая географию лизингового бизнеса, основное внимание мы акцентировали на месторасположении лизинговых компаний. В частности, отмечалось, что стоимость договоров лизинга, которые в 2001-2002 годах заключались московскими лизинговыми компаниями, достигала, соответственно, 78,2% и 71,6%; удельный вес санкт-петербургских лизингодателей - 9,8% и 13,5%, а региональных - 12,% и 14,9%. Также указывалось, что многие столичные компании открыли филиалы и представительства в других городах, и это позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг, быть более мобильными и внимательными во взаимоотношениях со своими клиентами, работать на перспективу.

Действительно, одной из особенностей развития российского лизинга последних нескольких лет стала определенная передислокация бизнеса. В большинстве своем финансовые ресурсы по-прежнему расположены в Москве и Санкт-Петербурге, но при этом лизинговые сделки осуществляются в регионах.

В настоящем обзоре нам удалось составить перечни лизинговых компаний в зависимости от заключаемых ими договоров в восьми крупных регионах Российской Федерации. Так, в предыдущем номере журнала приводились данные по Северо-Западу и Санкт-Петербургу, а сейчас мы продолжаем презентацию рынков лизинговых услуг нашей страны.

Сначала рассмотрим в целом всю региональную структуру лизинга (см. таблицу 9). Обращаем внимание читателей на то, что данные по Северо-Западному региону, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также по Центральному региону страны и Москве приводятся нами отдельно.

Таблица 9:

Региональная структура лизинговых сделок

по стоимости договоров, заключенных в 2003 г.

 

№ Регионы Российской Федерации Удельный вес

в общей стоимости заключенных

договоров лизинга, %

1. Дальний Восток 5,3

2. Сибирь 15,4

3. Урал 6,9

4. Поволжье 11,0

5. Юг 7,5

6. Северо-Запад 3,7

7. С-Петербург и Ленинградская область 11,7

8. Центр 10,2

9. Москва 28,4

Всего: 100,0

Аналитическая информация в таблицах 9 и 10 позволяет сделать два вывода. Первый, наиболее примечательный: бизнес столичных лизинговых компаний в значительно большем объеме представлен не в Москве, а в других регионах. Второй: удельный вес стоимости заключенных договоров местными лизинговыми компаниями, за исключением лизингодателей северной столицы, не является доминирующим. Он во многом уступает объемам бизнеса лизинговых компаний Москвы.

Таблица 10:

Удельный вес стоимости договоров,

заключенных лизинговыми компаниями в 2003 г., в %

№ Регионы Российской Федерации Лизинговые Лизинговые Лизинговые

компании компании компании

данного региона Москвы других регионов

1. Дальний Восток 17,1 81,2 1,7

2. Сибирь 14,9 71,8 13,3

3. Урал 23,1 73,6 3,3

4. Поволжье 7,3 90,0 2,7

5. Юг 6,3 91,5 2,2

6. Северо-Запад 72,0 10,9 7,1

7. С-Петербург и Ленинградская область 50,1 48,0 1,9

8. Центр 1,3 92,5 6,2

9. Москва 96,6 3,4

Зачастую цифры говорят намного больше, чем долгие страницы описаний и рассуждений. Поэтому в настоящем обозрении мы стремились привлечь внимание читателей к таблицам, аналитический потенциал которых представляется достаточно наглядным и, смеем надеяться, – убедительным.

Впервые мы осуществляем презентацию собранных в ходе проведенного обследования и систематизированных нами данных о большинстве российских лизинговых компаниях по стоимости заключенных ими договоров лизинга в 2003 году в региональном разрезе (см. таблицы 11-17).

В основном, в публикуемые ниже рейтинги (рэнкинги) попали те лизингодатели, стоимость договоров которых в пересчете по курсу Центрального Банка России была близка или превышала полмиллиона долларов. При этом указывается и общее число лизинговых компаний, сообщивших о заключенных ими договорах в различных регионах в 2003 году.

Далее автор приводит таблицы (11-17):

“Деятельность лизинговых компаний на Дальнем Востоке” (14 позиций)

“Деятельность лизинговых компаний в Сибири” (43 позиции)

“Деятельность лизинговых компаний на Урале” (31 позиция)

“Деятельность лизинговых компаний в Поволжье” (28 позиций)

“Деятельность лизинговых компаний на Юге” (22 позиции)

“Деятельность лизинговых компаний в Центре (без учета Москвы)” (30 позиций)

“Деятельность лизинговых компаний в Москве” (58 позиций)

 

 

После публикации в предыдущем номере журнала “Лизинг ревю” (2004, № 2) первой части аналитического обозрения еще несколько лизинговых компаний решили принять участие в нашем проекте и прислать соответствующие материалы о своей лизинговой деятельности. В результате нам удалось обобщить и систематизировать информацию о 121 лизингодателе, которые работали на российском рынке лизинговых услуг в 2003 г. и заключили договоры в течение года на сумму 3259,6 млн. долл. (89,55% от всей стоимости договоров). В целом освоенный уже рынок был оценен нами в размере 3640 млн. долл., а его структура по видам и стоимости имущества, которое передавалось в лизинг, приведена в таблице 18.

Таблица 18:

Структура договоров лизинга, заключенных в 2003 гг., в %

№ Виды лизингового имущества Удельный вес в общей

стоимости заключенных

договоров лизинга, %

1 Информационные системы, всего 14,48

1.1 средства связи и телекоммуникации 12,91

1.2 компьютеры и оргтехника 1,56

2 Автотранспортные средства, всего 17,90

2.1 грузовой автотранспорт 9,39

2.2 Автотранспортные средства для перевозки пассажиров, всего 8,20

2.2.1 легковые автомобили 5,94

2.2.2 пассажирские микроавтобусы 0,57

2.2.3 автобусы 1,69

2.3 Авторемонтное и автосервисное оборудование 0,31

3 Нефтяное, газовое и геологическое оборудование 9,33

4 Сельскохозяйственная техника 8,41

5 Пищевое оборудование 3,91

6 Торговое оборудование 1,17

7 Погрузчики и складское оборудование 0,90

8 Строительная техника, всего 8,62

8.1 стройтехника и строительное оборудование 5,81

8.2 дорожно-строительная техника 2,81

9 Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 3,06

10 Энергетическое оборудование и спецэнергоимущество 1,89

11 Горная техника и металлургическое оборудование 1,13

12 Оборудование для заготовки и переработки дерева, всего 2,52

12.1 лесозаготовительное оборудование 0,95

12.2 деревообрабатывающее оборудование 0,84

12.3 бумагоделательное оборудование 0,73

13 Полиграфическое оборудование 1,83

14 Химическое оборудование 2,56

15 Оборудование для изготовления стеклотоваров 1,11

16 Медицинская техника 0,18

17 Железнодорожный подвижной состав и ж/д оборудование 9,46

18 Суда (морские и речные) 0,74

19 Авиатехника 7,19

20 Здания и сооружения 0,44

21 Другое имущество 3,17

Для всех основных участников лизинговых операций - лизингополучателей, лизингодателей, поставщиков, а также для банков, страховых, инвестиционных компаний представляет интерес, кто наиболее активно работает в том или ином сегменте рынка, каков удельный вес заключенных договоров в общей их стоимости приходится на ведущих операторов, какое оборудование пользуется наибольшим спросом. Поэтому мы посчитали целесообразным познакомить читателей нашего журнала с этой информацией, полученной нами по результатам очередного шестого ежегодного аналитического обозрения рынка лизинговых услуг России.

Анализ структуры рынка мы начнем с тех его сегментов, в которых на протяжении последних трех лет закрепились однозначные тенденции к быстрому росту их удельного веса в общем объеме рынка и, соответственно, к значительному увеличению стоимости заключенных договоров лизинга.

Не случайно, что наиболее активно развивался лизинг транспортных средств. Действительно, эта особенность исторически сложилась во всем мире. Наша страна в данном случае не стала исключением. Это убедительно подтверждается и в только что вышедшей из печати книге одного из авторов нашего журнала Н.В. Бутениной “Ленд-лиз: сделка века” (М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004), в которой на основе анализа отечественных и зарубежных архивных данных была определена наиболее достоверная стоимость поставок по ленд-лизу, в том числе различных видов автотранспортных средств, железнодорожного транспорта и других видов имущества, рассчитана их значимость с учетом приведенной стоимости денег, исследована послевоенная история развития лизинга в США, Великобритании, России.

Таблица 19.

Лизинг автотранспортных средств России в 2000-2003 гг.

Показатели 2000 2001 2002 2003

Стоимость заключенных договоров

лизинга автотранспортных средств,

млн. долл. 155,7 272,4 371,2 651,9

Увеличение по сравнению

с предыдущим годом, % - 75,0 36,3 75,6

Удельный вес лизинга автотранспортных средств в 2000 году составлял 11,0%; в 2001 г. – 13,9%; в 2002 г. – 16,0%; в 2003 году – 17,9%, то есть удельный показатель вырос за прошедшие три года более чем в 1,6 раза, а стоимость заключенных договоров лизинга – почти в 4,2 раза. Темпы роста автолизинга намного опережали динамику изменений объемов российского лизинга в целом (см. таблицу 19).

При анализе рынка автотранспортных средств в 2003 году нами была обобщена и систематизирована информация, полученная от лизинговых компаний по пяти сегментам – грузовой автотранспорт; легковые автомобили; пассажирские микроавтобусы; автобусы; автосервис и услуги.

В таблице 4 указано количество обследованных нами лизинговых компаний, которые заключали одну и более лизинговых сделок с различными видами автотранспортных средств и с авторемонтным оборудованием. Всего в 2002 году нами было обследовано 112 лизинговых компаний. Из них 63 занимались лизингом грузовиков, столько же легковыми автомобилями. В 2003 году из 121 лизинговой компании 94 занимались грузовым автотранспортом, 90 легковыми автомобилями и т.д.

Таблица 20.

Удельные веса лизинговых компаний России,

занимающихся автотранспортными средствами в 2002-2003 гг.

№ Виды лизингового имущества Число компаний в % к итогу

2002 2003 2002 2003

1. Автотранспортные средства для перевозки грузов 63 94 56,3 77,7

2. Легковые автомобили 63 90 56,3 74,4

3. Пассажирские микроавтобусы 21 30 33,3 24,8

4. Автобусы 14 30 12,5 24,8

5. Авторемонтное и автосервисное оборудование 15 25 13,4 20,7

В рамках настоящей публикации рейтингов (точне - рэнкингов) по отдельным видам имущества мы указывали только те лизинговые компании, на долю которых приходилось не менее 1% от всего объема рынка или стоимость заключенных договоров лизинга в определенном сегменте рынка превышала 500 тыс. долл., а удельный вес был менее одного процента. При этом посчитали целесообразным указать и общее число лизингодателей, заключивших хотя бы один договор в течение 2003 года.

Далее следуют таблицы (21 и 22)

“Лизинг грузового автотранспорта в 2003 г.” (55 позиций)

“Лизинг легковых автомобилей в 2003 г.” (54 позиции)

 

Примечательно, что, в отличие от других сегментов рынка, лизингом грузового и легкового автотранспорта занимались почти 4/5 всех лизингодателей страны. По-видимому, и по этой причине здесь не было доминирующих компаний. Вместе с тем традиционно на протяжении нескольких лет, включая 2003 г., лидирующие места занимали “Скания Лизинг”, “Вольво Восток”, “Рольф-лизинг”, “Глобус-лизинг” (г. Санкт-Петербург).

Далее в обзоре

Приводятся таблицы (23-25)

“Лизинг пассажирских микроавтобусов в 2003 г.” (14 позиций)

“Лизинг автобусов в 2003 г.” (16 позиций)

“Лизинг оборудования для авторемонта и автосервиса в 2003 г.” (15 позиций)

 

В таблице 26 представлены результаты группировки российских лизинговых компаний, которые в 2002-2003 гг. заключали один и более договоров лизинга грузового автотранспорта и легковых автомобилей. Группировки сформированы нами по соответствующим стоимостным интервалам в количественном выражении и, соответственно, по удельным весам в общем числе компаний, работавших в конкретном сегменте рынка.

Таблица 26:

Группы российских лизинговых компаний, занимавшихся лизингом

грузового автотранспорта и легковых автомобилей в 2002-2003 гг.

№ Интервалы, 2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г.

в млн. долл.

грузовой легковой грузовой легковой

Кол. комп. % Кол. комп. % Кол. комп. % Кол. комп. %

1. до 0,5 27 42,9 30 47,6 36 38,3 36 40,0

2. от 0,5 - до 1,0 11 17,4 11 17,5 16 17,0 19 21,1

3. от 1,0 – до 2,0 8 12,7 12 19,0 8 8,5 12 13,3

4. от 2,0 – до 3,0 6 9,5 2 3,2 10 10,6 6 6,7

5. от 3,0 - до 5,0 6 9,5 5 7,9 8 8,5 6 6,7

6. от 5,0 - до 7,0 2 3,2 1 1,6 4 4,3 3 3,3

7. от 7,0 – до 10,0 0 0,0 1 1,6 6 6,4 5 5,6

8. свыше 10,0 3 4,8 1 1,6 6 6,4 3 3,3

Всего 63 100 63 100 94 100 90 100

Полагаю, что для читателя будет небезынтересна информация о месте России на европейском рынке автотранспортных средств. В рамках настоящей публикации имеется возможность представить информацию по стоимости заключенных договоров лизинга в целом по Европе и по Российской Федерации на протяжении ряда лет. При этом использовалась методология группировки видов лизингового имущества, применяемая в федерации европейских ассоциаций лизинговых компаний “Leaseurope”. В частности, в одну группу входят автотранспорт для перевозки грузов и автобусы, в другую группу были включены легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы.

Таблица 27:

Удельный вес стоимости договоров лизинга автотранспорта

России в общеевропейских показателях в 2000-2003 гг.

Показатели 2000 2001 2002 2003

Европа Россия Европа Россия Европа Россия Европа Россия

Грузовой автотранспорт

и автобусы, млн. евро % 24494 113 27160 211 29935 230 28880 357 0,46 100,0 0,78 100,0 0,77 100,0 1,24 100,0

Легковые авто, 48690 57 53441 119 22 52371 55623 163

млн. евро % 100,0 0,12 100,0 0, 100,0 0,31 100,0 186 0,38

Весь автотранспорт, 73184 170 80601 340 23068 393 84503 567

млн. евро % 100,0 0,23 100,0 0,42 100,0 0,48 100,0 0,67

Расчет, представленный в таблице 27, осуществлялся на основе статистических данных результатов Третьего, Четвертого, Пятого и Шестого ежегодных аналитических обзоров рынка лизинговых услуг России, проводимых нашей консалтинговой компанией “Гарантинвест”, и общеевропейских данных “Leaseurope”. При этом статистика ассоциации “Рослизинг” во внимание не принималась, поскольку в 2002 и в 2003 годах стоимость заключенных договоров компаниям, которые входят в состав этой ассоциации, составляла по нашим оценкам всего 22% от объемов российского рынка лизинговых услуг (а не 60%, как два года подряд указывается на сайте “Leaseurope”). Соответственно, статистическая информация ассоциации “Рослизинг” явно недостаточна для объективной оценки российского лизинга.

Таблица 28:

Россия на европейском рынке лизинга автотранспортных средств

Показатели 2000 2001 2002 2003

Количество европейских стран в рейтинге 23 23 24 24

Место России:

грузовой автотранспорт и автобусы 20 19 18 16

легковые автомобили 22 20 20 21

все автотранспортные средства 23 19 18 18

Одним из наиболее динамично развивающихся за последние три года сегментов рынка стал лизинг железнодорожной техники и, прежде всего, подвижного состава (см. таблицу 29). Счет увеличения стоимости договоров шел не на проценты, а в десятки раз, точнее – почти в пятьдесят раз. Такой рост обусловлен целым рядом факторов. Отметим некоторые из них. В первую очередь, изменения, произошедшие в законодательстве о лизинге, и принятие 25 главы Налогового кодекса, позволившей существенно увеличить нормы и сократить сроки амортизации на подвижной состав и сделать его с учетом ускорения с коэффициентом 3, доступным для лизингового оборота. Во-вторых, появившаяся возможность у лизинговых компаний финансировать долгосрочные сделки за счет банковских кредитов и собственных средств. В-третьих, понимание руководства железнодорожного транспорта выгодности и перспективности лизингового бизнеса. Соответственно, результат не заставил себя долго ждать, и уже в 2003 году не отдельные компании, а десятки лизингодателей заключали договоры лизинга в этом

сегменте российского рынка лизинговых услуг.

Таблица 29.

Лизинг железнодорожной техники в России в 2000-2003 гг.

Показатели 2000 2001 2002 2003

Стоимость заключенных договоров

лизинга железнодорожной техники,

млн. долл. 7,075 25,480 70,992 349,804

Увеличение по сравнению

с предыдущим годом, разы - 3,6 2,8 4,9

Удельный вес стоимости договоров

лизинга железно-дорожной техники

в общей стоимости всех договоров, % 0,5 1,3 3,06 9,61

В 2003 году под эгидой РАО “Российские железные дороги” стали проводиться тендеры на право заключения договоров лизинга. Участие в этих мероприятиях ряда ведущих компаний свидетельствовало о высокой мотивации и заинтересованности операторов лизингового бизнеса в новом для российского рынка направлении. Результаты 2003 года представлены в таблице 30. Лидер – “Инпромлизинг”, по сути, является специализированной лизинговой компанией. Для ряда универсальных компаний, представленных в этом списке, железнодорожный транспорт стал занимать определяющее место в портфеле их лизинговых договоров.

Далее следует таблица (30)

“Лизинговые компании, заключавшие договоры на поставку в лизинг железнодорожной техники в 2003 г.” (15 позиций)

Полный текст обзора (часть вторая) с вышеназванными таблицами опубликован в 3-м номере журнала “ЛР” за 2004 год.

Продолжение следует в 4-м номере журнала.

P.S. Презентация аналитического обзора научного редактора “ЛР” Виктора Газмана “Рынок лизинговых услуг России – 2003” состоялась на первом заседании “Круглого стола” руководителей лизинговых компаний России”.

См. пресс-релиз в разделе “Новости”.

 

 

 

 

 





 оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 28.11.2020
    USD75,8599+0,4081
    EUR90,4629+0,4338
    E/U1,1925-0,0007
    БВК82,4312+0,4197
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности