Перспектива развития отечественного рынка лизинговых услуг традиционно рассматривается как процесс ежегодного увеличения объемов стоимости заключаемых договоров, их количества, а также
расширения масштабов операций в регионах. Интервью с вице-президентом Российской Ассоциации Парков и Производителей Аттракционов профессором Б.А.Рабиновичем позволяет взглянуть на эту задачу с иной точки зрения и оценить возможность работы в новой нише лизингового бизнеса.
- Борис Абрамович, а что представляет собой современный рынок аттракционов?
- В России он только начинает разворачиваться, но растет очень быстро. Именно поэтому, на мой взгляд, он и представляет интерес для лизинга. Например, в Соединенных Штатах Америки оборот этого рынка в три раза больше военного бюджета – это свыше миллиарда долларов в год. В России пока нет ни одного серьезного парка, который можно было бы сравнить с западным. Пропускная способность хорошего парка – 15-17 млн. человек в год. Это больше, чем советский “Аэрофлот” перевозил за год. На Западе парки работают до двух часов ночи, и это единственное место, где есть очереди. Стремление к развлечениям в нормальном цивилизованном обществе огромно, и оно неистребимо.
Наша ассоциация была создана в 1995 году. Реально она начала работать двумя годами позже. Сейчас в ней насчитывается уже более двухсот разных предприятий: это парки, производители, сервисные фирмы, зарубежные компании. Наша главная задача – международные выставки и семинары по проблемам безопасности аттракционов. В России сегодня работает около 700 парков. Но серьезных парков около трех десятков, частные в основном. И они довольно интенсивно развиваются. Например, быстро растет сегодня новый парк на базе известного всем парка в Геленджике, который со временем, несомненно, превратится в настоящий тематический парк подобно западным. Интересные парки есть в Санкт-Петербурге, в Ставрополе, Ростове, Краснодаре, Барнауле, Екатеринбурге, Красноярске. Словом, как только появилась возможность договариваться с властями и брать землю в аренду на длительный срок, этот бизнес получил возможность развиваться очень быстрыми темпами. А когда парки начали закупать новые аттракционы, оживились и отечественные производители. Первая выставка, которую мы делали, собрала всего около сорока компаний. На последней участвовали уже более ста пятидесяти компаний. Одних только зарубежных около 50-ти. Приезжали на нее и руководители мировых ассоциаций. А во всемирной выставке в США наша делегация систематически принимает самое активное участие. Там порядка 10 тыс. стендов с общей площадью 50 тыс. кв. метров. Это гигантское трехэтажное сооружение, экспозиция которого дает полное представление о современном предложении в этом сегменте рынка. Особенность выставки заключается в том, что экспоненты предлагают аттракционы, построенные на основе новейших технологий и самых современных достижений науки и техники. Необходимо отметить: во всем мире сейчас работают более трехсот крупных тематических парков. Их посещаемость – порядка 50 млн. человек в год. Поэтому вопрос модернизации и оснащаемости новой техникой там не стоит – она окупается там практически мгновенно. У нас же процесс переоснащения сдерживается в основном двумя факторами: неопределенностью со стоимостью земли, субъективизмом в вопросе предоставления ее в аренду, а также отсутствием закона об обязательном страховании используемой в этом виде бизнеса техники. У нас есть закон об обязательной сертификации. Так вот вы удивитесь, но там нет аттракционов! А картина сложилась следующая: есть аттракционы, имеющие автора, то есть предприятие, которое его спроектировало, построило и продало. Соответственно, именно оно отвечает за его безопасность, соответствие всем техническим нормам. В результате эти аттракционы действительно безопасны. Но есть другая практика: некие изобретатели на свой страх и риск что-то делают, строят, а потом эти “самопальные” аттракционы продают владельцам парков. Конечно, они при этом стоят дешевле, но уровень их безопасности не отвечает абсолютно никаким стандартам. Поэтому рано или поздно, но они обязательно потребуют замены. Возвращаясь к началу нашей беседы, должен сказать, что и те семь тысяч аттракционов, которые были построены еще во времена СССР и продолжают эксплуатироваться до сих пор, уже давно выработали свой ресурс и остро нуждаются в замене. Хочу подчеркнуть: это гигантский сектор рынка, где лизинговые компании могли бы очень эффективно использовать те технологии финансового и оперативного лизинга, опыт которых накоплен в результате работы с традиционным имуществом – автомобилями, строительной техникой и т.п.
- Сколько стоит единица такого оборудования?
- Вилка очень широкая. Колесо обозрения, например, на мировом рынке стоит от 5 до 15 млн. долларов. А самая дешевая продукция – надувные аттракционы – могут стоить от 3-5 тыс. долларов и выше, в зависимости от комплектации. Здесь необходимо заметить, что сейчас в России уже работают компании, которые выпускают весь спектр современной аттракционной техники. Причем качество этих аттракционов такое, что позволяет их экспортировать в ведущие европейские страны. В условиях жесточайшей конкуренции предприятия, их выпускающие, выигрывают эту борьбу, но, к сожалению, не имеют возможности в полную силу работать на отечественном рынке.
Про объективные причины этого явления мы уже говорили, а вот о субъективных надо думать, видимо, нам всем сообща. Дело в том, что те предприниматели, которые уже имеют договоры аренды на землю, как правило, не имеют финансовых ресурсов. Необходим капитал, который в западных компаниях накапливается десятилетиями и теперь может быть использован в качестве инвестиций. У большинства отечественных предпринимателей таких капиталов пока нет, поэтому лизинг, на мой взгляд, и является тем необходимым инструментом, который может решить эту задачу достаточно быстро. Причем на современном, цивилизованном уровне.
- Есть ли сегодня интерес со стороны производителей аттракционов и организаций, эксплуатирующих их, к лизинговым проектам?
- Да, несомненно. На ежегодных семинарах, которые проводит ассоциация, мы дважды ставили на повестку дня вопрос о лизинге и приглашали очень квалифицированных докладчиков. В частности, недавно на одном из таких семинаров выступал заместитель директора Московской лизинговой компании М.В.Ткаченко, который очень наглядно объяснил собравшимся преимущества лизинга перед кредитом. Должен сказать, что очень многие руководители парков уже в кулуарах просили у него визитки с целью продолжить диалог по вполне конкретным проектам.
- Тогда возникает вопрос, почему до сих пор контракты на лизинг техники для парков являются скорее некими экзотическими явлениями, чем устоявшейся практикой?
- Необходимо понять: успешность современного российского малого и среднего бизнеса, а именно к этой категории относятся парки и аттракционы, зависит в основном от того, насколько высок уровень доверия между партнерами, задействованными в том или ином виде бизнеса. Понимаете, существует продавец и существует покупатель. Между ними, конечно же, возникают проблемы: своевременной поставки, оплаты, транспортировки, сервиса и т.д. Как говорится, жизнь есть жизнь. Но со временем они ведь уже притерлись друг к другу и поняли, что без доверия никакого бизнеса не получится, то есть научились договариваться, идти на компромиссы. В ситуации же с лизингом возникает необходимость привлечения третьего, незнакомого партнера, который по определению должен сразу же вникнуть во все нюансы бизнеса и продавца, и покупателя. А это не всегда комфортно и безопасно. Лично я вижу выход их этого положения в том, чтобы создавать некие холдинги, где все партнеры будут одинаково заинтересованы в эффективности развернутого бизнеса, а значит, будут решать все вопросы в конструктивном направлении. Таким образом, уровень доверия будет достаточным для того, чтобы совместно решать и вопросы инвестиций, и вопросы поставки и страховки, и бухучета, и налогообложения, и все другие вопросы, успешное решение которых в итоге лежит в основе любого бизнеса. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к руководителям компаний, знакомых со спецификой работы в малом и среднем бизнесе, более активно предлагать свои услуги производителям техники и владельцам парков и аттракционов. Ассоциация, со своей стороны, готова поддержать эти инициативы, а при необходимости – способствовать организации и проведению семинаров и переговоров по этой теме.
Беседовали Елена Лазина
и Александр Проничкин