ЭКСПОРТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛИЗИНГА ПОД ПАТРОНАЖЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ И ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНЫХ АГЕНТСТВ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЭКСПОРТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛИЗИНГА ПОД ПАТРОНАЖЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ И ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНЫХ АГЕНТСТВ

Хайнрих Штайнхауэр,

зам. главы Представительства Commerzbank AG

в Москве

Современное состояние российского рынка лизинговых услуг справедливо характеризуется специалистами как достаточно динамично развивающаяся структура с явно выраженной тенденцией к ежегодному увеличению не только объема сделок, но и сроков привлечения ресурсов. Однако сохранить такой темп и адекватно ответить на вызовы можно только в том случае, если своевременно будет решен вопрос об источниках финансирования сделок. Известно, что есть два основных варианта финансирования проектов: за счет внутренних и внешних ресурсов. Внутренние ресурсы – это российские деньги, которые, к сожалению, пока еще остаются достаточно дорогими. Внешние – это, как правило, кредиты крупнейших иностранных банков, предоставляемые под гарантии экспортно-кредитных агентств (ЭКА), и всем известно, что такие деньги сегодня “более длинные” и менее дорогие.

“Коммерцбанк АГ” – это примерно 25-й банк по величине активов в мире, осуществляющий около 15% всех операций по финансированию сделок между Россией и Германией. Но благодаря тому, что наш банк представлен в более чем 43 странах, мы имеем возможность осуществлять товарооборот России не только с Германией (хотя мы – немецкий банк), но и эффективно обслуживать экономическую деятельность между Россией и другими странами. И сегодня такие операции – это примерно 50% нашего бизнеса с Россией.

Понятно, что при таких масштабах весьма актуальным выглядит вопрос о рисках и в частности, об их страховании. И здесь уместной будет краткая информация о компании Euler Hermes, которая с 1917 года именно этим и занимается. Однако необходимо подчеркнуть, что здесь имеется два принципиально разных подхода: с одной стороны, страховать риски может какая-нибудь госструктура, но также этим может весьма успешно заниматься коммерческая структура. Euler Hermes – коммерческая структура, но это с одной стороны. А с другой – агент германского государства. Дело в том, что для европейского бизнеса очень важно, кто именно страхует риски – государство или частная компания. Потому что и в нашем понимании, и по закону (в Германии это так) считается, что государство не имеет права вмешиваться в те сферы, который бизнес может решить самостоятельно. И для того, чтобы не создавать конкуренции коммерческим структурам, государство ограничивает свою деятельность только такими сферами, где сам рынок не может предложить и не предлагает адекватного решения.

Глобальный рынок страхования кредитных рисков выглядит сегодня так, как показано на таблице, а именно: компания Euler Hermes имеет более 36% контрактов во всем мире, она на первом месте, на втором – Gerling, на третьем “АКС” (Франция) и около четверти рынка остается другим компаниям.

При этом надо заметить, что почти все страны, у которых есть существенный экспорт, имеют свои экспортно-кредитные агентства. Естественно, возникает вопрос, а какие преимущества есть у финансирования, осуществляемого с помощью таких структур?

Первое: госструктуры или частные компании, которые действуют по госпоручению, имеют возможность брать на себя те риски, которые коммерческие структуры не готовы брать или берут, но за такие огромные деньги, что теряется экономический смысл самой сделки. Здесь надо понимать интересы: импортер с помощью ЭКА получает возможность увеличить свою долю импорта или вообще ее иметь, а вот экспортер без этих агентств может либо существенно потерять свои позиции на сложных рынках, либо вообще уйти с них.

Второе: нужно разделять само понятие преимущества, так как необязательно, что если для одной стороны контракта что-то является преимуществом, то и для другой оно окажется тем же. И здесь очень важным оказывается то, как именно решается вопрос ликвидности. Противоположные интересы импортера (оплатить поставку на самый последний срок) и экспортера (получить оплату на самый ранний срок) сбалансируются оптимально. Импортер оплачивает аванс как правило в размере 15% от стоимости поставки. А экспортер получает оставшиеся 85% от германского финансирующего банка, что в итоге очень позитивно влияет на весь процесс бизнес-планирования.

Третье: происходит оптимизация структуры баланса. Долгосрочная задолженность импортера (а не краткосрочная) и краткосрочные требования экспортера (а не долгосрочные) улучшают финансовые показатели и облегчают прочие заимствования.

Два слова об опыте сотрудничества с российскими лизинговыми компаниями. Здесь важно понимать, что когда экспортер и лизинговая компания заключают экспортный контракт, то именно лизинговая компания, пусть и формально, оказывается в роли импортера. Существуют два принципиально различных варианта структурирования таких трансакций.

В первом случае кредитное соглашение заключается между финансирующим иностранным банком, например, нашим банком, и лизинговой компанией напрямую. Тогда экспортно-кредитное агентство, проверив кредитоспособность лизинговой компании, предоставляет экспортную гарантию экспортеру и, соответственно, нам как финансирующему банку – экспортно-кредитную гарантию. На основании этих документов экспортер получает 15% предоплаты сразу и от нас – 85% по графику. В результате лизингополучатель напрямую от экспортера в кратчайшие сроки получает свое имущество, начинает его эксплуатировать и выплачивать лизинговые платежи. Но для такой структуры сделки существует ряд условий, из которых остановлюсь на двух.

Первое: лизинговая компания должна иметь отчетность по международным стандартам, а также структуру баланса, построенную таким образом, чтобы погашение кредита могло осуществляться на основании анализа этого баланса.

Второе: лизинговая компания должна иметь значительный опыт проведения сделок разного уровня с обширным кругом клиентов и иметь репутацию надежного партнера.

Но это только один из многих способов осуществления трансакций. Другой, и при этом более распространенный, заключается в привлечении к сделке российского банка. В этом случае заемщиком кредита германского банка является российский банк, а лизинговая компания является заемщиком суб-кредита от российского банка.

Закономерен вопрос: если подключается дополнительное звено, возрастает ли стоимость? Может возрасти, но необязательно. Дело в том, что пока еще многие российские лизинговые компании не имеют отчетности по международным стандартам и, чтобы сделать ее, действительно нужны дополнительные расходы. Но их можно избежать, обратившись к услугам тех банков, у которых уже ведется такая отчетность и которые признаны экспортными агентствами.

Более того, в том случае, если лизинговая компания напрямую является заемщиком, то страховая премия Euler Hermes выше, чем если заемщик – российский банк. Другой вопрос, доходит ли это преимущество до конечного получателя.

Теоретически экспортно-кредитные агентства, так как Euler Hermes, например, имеют специальные программы для лизинговых компаний. Они существуют в двух вариантах: первый, когда экспортер сам является лизингодателем, и второй, когда он передает проект германской лизинговой компании, которая направляет имущество за рубеж. И с рядом стран это отлично получается, но с Россией, к сожалению, так называемый кросс-бордер-лизинг пока не работает.

Какие преимущества при финансировании под гарантии Euler Hermes имеют лизинговые компании? Не буду останавливаться на общих преимуществах. Здесь очень важно понять, что все финансирование и все гарантии обязательно идут вдоль одного экспортного контракта, а минимальная сумма, за которой имеет смысл обращаться в Euler Hermes, должна быть не ниже 1 млн евро. Лизинговая компания может для различных лизингополучателей от одного или несколько экспортеров объединить в один экспортный контракт отдельные (маленькие) контракты и этим создать доступ к долгосрочным и дешевым ресурсам.

О каких сроках может идти речь? Так как кредит возвращается в полугодовых траншах, начиная 6 месяцев после основной поставки или даты ввода в эксплуатацию и учитывая так называемый подготовительный период (изготовление, поставка, монтаж), то кредит может получиться сроком – до 10 лет.

Теперь несколько слов о том, какие требования предъявляются экспортно-кредитными агентствами при рассмотрении вопроса о страховании рисков.

1. Отчетность по международным стандартам с заключением аудиторской компании.

2. Кредитоспособность заемщика исходя прежде всего из балансовых показателей.

3. Рейтинг заемщика, его прозрачность, структура собственности и т.д.

4. Качество обеспечения. Если балансовые показатели слабые, то Euler Hermes потребует гарантии российского банка (около 40 российских банков уже признаны Euler Hermes) или государства. Как нам известно, Российская Федерация предоставляет такие гарантии только в особо значимых (социальных) проектах.

5. Хорошо, если в капитале заемщика принимают участие иностранные акционеры, если их акции достаточно высоко котируются на бирже.

6. Есть ряд прочих требований, как репутация на рынке и т.д.

Но все эти требования стандартные, они применяются не только к России. Дополнительно для России Euler Hermes требует одного – чтобы лизинговая компания и российский банк несли солидарную ответственность. Это для него принципиально, но есть уже первые исключения.

На прилагаемых схемах представлены все три модели структуры финансирования, о которых говорилось выше, а также структура и график связанного кредита.

За более полной информацией по теме можно обратиться по адресам:

http://www.agaportal.de/

http://www.eulerhermes.com

http://www.exportkreditgarantien.de/

а также непосредственно в представительство Коммерцбанка в Москве

Heinrich.Steinhauer@commerzbank.com

Публикация подготовлена на основе доклада, сделанного автором на семинаре “Лизинг ревю” в Конгресс-центре Финансовой академии при Правительстве РФ “Опыт преодоления барьеров при сотрудничестве российских лизинговых компаний с зарубежными партнерами” 4 марта 2005 года.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>