Оборудование, приобретенное для передачи в лизинг
и числящееся на балансе организации-лизингодателя, не может рассматриваться как капитальные вложения.
Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов расходы на капитальные вложения в размере не более
10 процентов первоначальной стоимости основных средств.
Для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 “Основные средства”.
В случае принятия организацией изначально к бухгалтерскому учету основных средств, предназначенных не для использования их в процессе производства, а для предоставления за плату
во временное пользование, указанные объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности
и учитываются на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности”.
Оборудование, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на балансе организации-лизингодателя на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности”, не может рассматриваться для целей НК РФ как капитальные вложения, которые налогоплательщик вправе учесть в составе расходов в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств.
Оксана Солнышкина,
финансовый директор ЗАО ФК “Балтинвест”
– В очередной раз неточность и некорректность формулировок Налогового кодекса дает возможность для “полета мысли” как налогоплательщикам, так и правоприменительным органам.
Безусловно, лизинговые компании заинтересованы в предоставленной Налоговым кодексом возможности включения в расходы до 10% первоначальной стоимости имущества, предусмотренной п. 1.1. ст. 259 НК РФ. Между тем Минфин своим письмом № 03-03-07/2/94 от 29.03.06 не только опроверг эту возможность, но и ввел путаницу в этот вопрос.
Данная норма установлена НК РФ и может применяться только для целей налогового учета. Статья 257 НК РФ включает имущество, являющееся предметом лизинга, в состав амортизируемого имущества, но при этом не указывает, что предмет лизинга для лизингодателя является основным средством. Следовательно, применение данной налоговой преференции для лизингодателя, в случае если имущество в соответствии с условиями договора лизинга учитывается на его балансе, является рискованным. Для лизингополучателя, в случае если имущество учитывается на его балансе, предмет лизинга является основным средством и отвечает критериям, установленным НК РФ. Можно предположить, что для лизингополучателя данная норма НК РФ более применима и стороны договора лизинга могли бы учесть это обстоятельство при урегулировании взаиморасчетов в графике лизинговых платежей, что можно было бы отнести к преимуществам учета имущества на балансе лизингополучателя.
Вероятность того, что правоприменительные органы в своих разъяснениях, наряду с правом применения коэффициента ускорения, позволят относить на расходы 10% от первоначальной стоимости имущества, вне зависимости от того, на чьем балансе учитывается имущество, очень низка. Встанет вопрос: “Существуют ли у лизингополучателя капитальные вложения на момент ввода объекта в эксплуатацию?”
И решить этот запутанный вопрос в перспективе возможно только через суд.
Булат Урбазаев,
финансовый директор компании “Реал Эстейт Финанс”
– Мое мнение по этому поводу, как обычно, макроэкономическое и двоякое.
С одной стороны, подобными действиями государство может дестимулировать развитие экономики и, как следствие, вызвать падение темпов роста ВВП.
С другой стороны, возможно, настало время слегка сузить рамки дозволенного коридора действий лизинговых компаний, т.к. это уже не просто рынок мелких фирм, а уже высокодоходная отрасль, которая может самостоятельно и без излишних льгот весьма динамично развиваться.
Светлана Исполинова,
финансовый директор компании
“Скания Лизинг”
– Мы не применяем эту амортизационную премию, т.к. заняли абсолютно консервативную позицию: посмотреть, как отреагирует налоговая на применение 10%-ной премии лизинговыми компаниями, как сложится арбитражная практика и т.п. А на основании этого уже решить, нужно ли вводить какие-то изменения в нашем учете.
Дело в том, что, на наш взгляд, получается путаница:
– Если учет лизингового имущества осуществляется на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности”, то это никак не капитальные вложения, а именно финансовая операция.
– Если же вложения в имущество, приобретенное для сдачи в лизинг, носят капитальный характер, то это уже не получится трактовать как финансовую операцию для многих других целей.
Лично мне кажется, что и с учетом международного опыта, и с учетом того направления, которое принимают сейчас дискуссии об учете лизинговых операций, первый подход более справедлив.
Получается, что должна быть четко сформулирована позиция:
– Если у нас финансовый бизнес, то амортизационную премию не применяем.
– Если капвложения, то премию применяем, но тогда и в прочих вопросах учета исходим из этого же положения.
Алексей Киркоров,
финансовый директор компании
“БИЗНЕС АЛЬЯНС”
С моей точки зрения, проблема гораздо шире, чем вопрос отнесения на расходы 10% первоначальной стоимости основных средств при вводе в эксплуатацию.
Дело в том, что с точки зрения налогового учета в лизинг передаются амортизируемые основные средства (п. 7 ст. 259 НК РФ), а следовательно, на них распространяются все нормы, применимые к амортизируемому имуществу, в том числе и включение в состав расходов капитальных вложений в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости.
До последнего времени спор о том, относится ли имущество, передаваемое в лизинг, к основным средствам, был сконцентрирован на бухгалтерском учете и был связан с исчислением налога на имущество. И Министерство финансов (письмо от 31.08.2004 и последующие), и целый ряд лизинговых компаний доказывали, что имущество, передаваемое в лизинг, не является основным средством, а следовательно, не должно облагаться налогом на имущество. Такой подход противоречит экономике лизинговых отношений. Возникает риск, что если в лизинг передается не основное средство, то нет амортизации, нет коэффициента ускорения, и возникают сложности с обоснованием возмещения НДС. Данный риск реализовался в целом ряде судебных дел, связанных с возмещением НДС, и лизинговые компании доказывали, что с точки зрения налогового учета имущество является основным средством, а значит, может амортизироваться, и НДС, уплаченный при его приобретении, может возмещаться из бюджета.
Теперь проанализируем письмо Министерства финансов № 03-03-04/2/94 от 29 марта 2006 г. Это письмо оперирует старой аргументацией о различии классификации основных средств при учете на счетах 01 или 03, хотя рассматриваются вопросы налогового учета. Если изменения, внесенные в ПБУ 6/01, поставили все на свои места и определили, что в лизинг передаются основные средства, то вышеупомянутое письмо опять создает проблемные моменты, так как делает вывод о том, что лизинговое имущество “не может рассматриваться для целей Кодекса, как капитальные вложения”. Письмо от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/2/124 пошло еще дальше и декларировало, что “для лизингодателя приобретаемое основное средство является товаром, предназначенным для продажи”.
Кто-то может порадоваться таким формулировкам. Многие лизингодатели ратовали за то, что лизинговая компания приобретает имущество для перепродажи, что это товар, так как потом, после окончания срока лизинга, оно переходит в собственность лизингополучателя, а следовательно, не надо платить налог на имущество. Пожалуйста, лизинговое сообщество получило такую трактовку, но налогу на имущество она вряд ли поможет, так как относится к налоговому учету, а вот с амортизацией, возмещением НДС из бюджета и отнесением лизинговых платежей на расходы у лизингополучателя у всех теперь будут большие проблемы.
Создается необычайно сложная ситуация для лизингового сообщества. На международные стандарты учета и отчетности мы еще не перешли, а существующую трактовку налогообложения и учета лизинговых операций сейчас пытаются модифицировать так, что это может разрушить все экономическое и законодательное содержание лизинга в нашей стране.