ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ВОПРОС:

У нас проходит налоговая проверка. Сначала появились одни проверяющие. Поработали неделю. После этого пришли другие сотрудники налоговой инспекции. Теперь они работают с нашими документами. Правомерна ли такая замена, если учесть, что в решении о проведении проверки указаны те лица, которые были у нас сначала?

ОТВЕТ:

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В указанном решении должны содержаться реквизиты, перечисленные в пункте 1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом МНС РФ от 08.10.99. Так, в решении указываются: наименование налогового органа; номер решения и дата его вынесения; наименование налогоплательщика или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет; ИНН налогоплательщика; период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка; вопросы проверки; Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы; подпись лица, вынесшего решение. Таким образом, лица, не указанные в решении допускаться к проверке не могут. Вместе с тем, это не означает, что состав проверяющих не может быть изменен или дополнен. Согласно пункту 5 выше обозначенного Порядка назначения проверок в случае, если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, если сначала к вам пришли одни проверяющие, а потом другие, вам должно быть представлено решение о внесении соответствующих изменений или дополнений в первоначальное решение. В противном случае, по нашему мнению, вы можете новых проверяющих на свою территорию не пускать и их требованиям не подчиняться.

ВОПРОС:

Если наличные расчеты между организациями проводились сверх установленных лимитов, кто должен нести наказание - покупатель или продавец?

ОТВЕТ:

Мы считаем, что к ответственности в данном случае должен привлекаться покупатель. Т.е. та организация, которая оплачивала товары (работы, услуги). Ответственность за превышение лимитов наличных расчетов между юридическими лицами установлена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно указанной статье наказуемым является нарушение порядка работы с денежной наличностью, в частности осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров. Из статьи 140 Гражданского кодекса РФ следует, что наличные расчеты являются одним из способов осуществления платежей. Таким образом, с учетом статьи 140 Гражданского кодекса РФ ответственность по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае платежа, осуществляемого путем наличных расчетов с другими организациями сверх установленных лимитов. Следовательно, ответственность применяется к той организации, которая осуществляет платеж, т.е. к покупателю. Кроме того, можно принять во внимание Письмо Центрального банка РФ от 16.03.1995 года № 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью". В пункте 5 данного документа Центральный банк РФ указал, что штраф за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется с юридического лица, осуществившего платеж (с покупателя). И хотя данные разъяснения касались привлечения к ответственности за превышение лимитов наличных расчетов на основании Указа Президента РФ от 06.05.1994 г. № 1006, который действовал в данной части до момента вступления в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях, по нашему мнению они актуальны и сейчас. Диспозиции норм, устанавливающих ответственность за превышение лимитов и в Указе Президента РФ № 1006 и в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях идентичны. В соответствии с указом наказуемым является осуществлении "…расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм...". В соответствии со статьей 15.1 Кодекса наложение штрафа производится при осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров…".

ВОПРОС:

Мы работаем на упрощенной системе налогообложения. Объект налогообложения - доходы минус расходы. Как в этом случае правильно учитывать расходы на оплату труда? Следует учитывать начисленную зарплату или те суммы, которые работник получил на руки без налога на доходы физических лиц?

ОТВЕТ:

Мы считаем, что в данном случае должна учитываться сумма, выданная на руки работнику плюс удержанный и перечисленный в бюджет налог на доходы физических лиц. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении доходов (в случае объекта налогообложения "доходы минус расходы") учитываются расходы на оплату труда. Выплачивая работникам зарплату, организация должна исполнить обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, исключением не являются. От обязанностей налогового агента они не освобождаются (пункт 5 статьи 346.11 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. А в пункте 2 статьи 226 НК РФ говорится, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за некоторым исключением. Таким образом, удерживая и перечисляя в бюджет налог на доходы физических лиц, налоговый агент производит за налогоплательщика уплату налога. Однако, такая уплата осуществляется за счет средств, принадлежащих не налоговому агенту, а налогоплательщику, т.е. физическому лицу. А в случае отношений "работник-работодатель", - за счет зарплаты работника, т.е. за счет средств, направляемых на оплату труда. Следовательно, в целях применения подпункта 6 пункта 1 статьи 346.1 НК РФ должны учитываться все средства, которые потратил работодатель на оплату труда, а не те, которые реально получил на руки работник. Необходимо отметить, что довольно часто мнения сотрудников налоговых органов по данному вопросу расходятся. Одни считают, что следует учитывать весь доход (т.е. до удержания налога на доходы физических лиц). Другие придерживаются прямо противоположного мнения: можно учитывать только доход, который реально выплачивается физическим лицам. Далеко за примерами ходить не стоит. Так, известно, что первую позицию занимают московские налоговики, в то время как их соседи - сотрудники подмосковных налоговых органов - являются сторонниками второй. Поэтому тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые столкнулись со вторым вариантом, можно рекомендовать отстаивать свои интересы в арбитражном суде.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>