В Кремле еще не салютовали шампанским в честь победы патрона на президентских выборах, а ближайшие сподвижники Владимира Путина уже задумались о его преемнике. Если в 2004-м все единодушно поставили на одного человека, то в вопросе, кому править страной в 2008-м, явно наметились разногласия.
Консультанты "Московских новостей" считают, что сегодня выкристаллизовалось несколько влиятельных групп, каждая из которых готовит своего кандидата. Именно единый взгляд по ключевой проблеме и цементирует образовавшиеся коллективы.
У каждой группировки есть свои административные и финансовые ресурсы, которые она намерена задействовать в борьбе за высший пост государства.
"НЕУВЕРЕННЫЕ СИЛОВИКИ"
К этой группе причисляют генпрокурора Владимира Устинова, директора ФСБ Николая Патрушева, заместителей руководителя кремлевской администрации Игоря Сечина и Виктора Иванова. По мнению наших собеседников, главное, что объединяет эту публику, - неуверенность в завтрашнем дне, боязнь за свой статус и свой бизнес после смены хозяина в Кремле. Они отлично понимают, что им "светит" только с этим президентом. Любой новый начальник их терпеть не будет и немедленно укажет на дверь. Поэтому эти товарищи намерены делать будущего президента из ныне действующего. Их план: провести Владимира Путина на третий срок. Для чего, естественно, потребуется переписать Конституцию.
При осуществлении своего замысла коллектив будет опираться на курируемые его представителями силовые структуры. В бизнесе они могут рассчитывать на поддержку "Роснефти" и Межпромбанка. Своих средств массовой информации, за исключением маловлиятельного третьего канала, у них нет. Не случайно "неуверенным силовикам" еще ни разу не удалось представить ни одну из своих операций в выигрышном для них свете.
Чтобы укрепить позиции, команда пыталась завербовать в свои ряды авторитетных коллег: министра обороны Сергея Иванова и председателя Госнаркоконтроля Виктора Черкесова. Их ничуть не смутило, что Черкесов, который прежде водил с ними тесную дружбу, в последнее время явно избегает встреч. Даже его коробят применяемые "коллегами" лобовые приемы. Поговаривают, что на разрыве с добрыми приятелями настояла и супруга главного борца с наркотиками Наталья Чаплина, известная журналистка и владелица питерского медиахолдинга, в который входит газета "Час пик" и информационное агентство "Росбалт".
Как бы там ни было, но стороны не нашли взаимопонимания по главному вопросу. Сергей Иванов и Виктор Черкесов исходят из того, что надо действовать в рамках демократических процедур и на Конституцию не посягать. Кроме того, у них свое представление о том, кому быть следующим президентом.
ЛИБЕРАЛЬНО-СИЛОВОЙ БЛОК
На первый взгляд это довольно разношерстное товарищество. Его костяк составляют как раз руководители Минобороны и Госнаркоконтроля, а также примкнувшие к ним либеральные правительственные министры Алексей Кудрин и Герман Греф. Все они принадлежат к питерскому землячеству, давно и хорошо знают друг друга. Внутренние споры о том, по какому пути должна идти страна - либеральному или авторитарному, похоже, никого не смущают. Возможно, потому, что здесь считается: первый и второй пути вполне совместимы.
Эта группа уже определилась со своим кандидатом в президенты: двигать будут Сергея Иванова. Главная опасность - не "спалить" преемника за четыре года, чрезмерная активность может не понравиться верховному главнокомандующему. Поэтому тактика, которую избрала команда, заключается в том, чтобы не засвечивать своих планов раньше времени. Не случайно, когда шла борьба за премьерское кресло, либерально-силовой блок не стал продавливать Сергея Иванова на этот пост, решив поберечь его. Если в первые дни после отставки Михаила Касьянова Алексей Кудрин и Герман Греф были энергичны в комментариях, то после совета "старших товарищей" резко убавили тон. В результате при переформировании Кабинета министров все члены этой группы сохранили свои посты.
В последнее время у коллектива наметился тесный контакт с главой РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом. Лишившись политического влияния в лице СПС, Чубайс встал перед дилеммой: уходить в оппозицию или вписываться в одну из обозначившихся конструкций. Поначалу Сергей Иванов отнесся к появлению Чубайса в рядах своей группы настороженно. Министр обороны еще не забыл, как правые били его за провал военной реформы. Но бывший сопредседатель СПС достаточно легко отмежевался от подозрений, списав все на Бориса Немцова, который теперь не у дел. К тому же за Чубайса замолвил слово Алексей Кудрин. Да и вклад в общую копилку главного энергетика страны перечеркивает все старые счеты. За ним не только РАО и REN TV, но и либеральные средства массовой информации, которым Чубайс всегда интересен. На президентских выборах-2008 руководитель РАО готов условно поддержать министра обороны. В отношении Иванова будет использована та же формулировка, которую СПС в свое время применял к Путину: когда президент действует во благо страны, мы с ним, когда против - нет.
Осведомленные люди утверждают, что по всем признакам в либерально-силовой стан переметнется и глава МЧС Сергей Шойгу. Во-первых, у Шойгу напряглись отношения с Борисом Грызловым: оба претендуют на лидерство над партией "Единая Россия". Во-вторых, обострилась борьба за структуры МЧС. Это министерство с многочисленными отделениями по всей стране и огромными финансовыми потоками всегда было лакомым куском. Поговаривают, что в недалекой перспективе МЧС частично вольется в состав Минобороны. При такой конфигурации Шойгу лучше заблаговременно оказаться под крылом патрона. Тем более что у него самого президентских амбиций нет.
Наводит мосты с либерал-силовиками и Владимир Потанин. Глава холдинга "Интеррос" нарочито дистанцируется от всех остальных олигархов и изо всех сил демонстрирует лояльность власти. Даже в Кремле были удивлены инициативой Потанина объединить РСПП, Опору и "Деловую Россию". В руководстве президентской администрации тогда шутили: "Мы не собираемся выстраивать российских предпринимателей по образцу и подобию сталинского Союза писателей". В выборы Сергея Иванова Владимир Потанин готов вложиться основательно. Его ресурс - не только "Норильский никель", но и принадлежащий ему издательский холдинг "Проф-Медиа", куда входят "Известия" и "Комсомолка". Кроме того, этот блок может рассчитывать на финансовую поддержку Внешторгбанка и банка "Еврофинанс".
АКТИВНЫЕ ПРЕЕМНИКИ
На этом фланге каждый видит преемником себя. Но два кандидата - спикер Госдумы Борис Грызлов и председатель Совета Федерации Сергей Миронов играют прежде всего на Владимира Путина. Проще говоря, они рассчитывают поменяться с действующим президентом ролями, сохранив за ним всю полноту власти. Их общая идея - создать парламентскую республику. Дальше следуют некоторые разночтения. По замыслу Грызлова, центром принятия решений становится нижняя палата парламента, которую президент возглавит после завершения второго срока. А Грызлов как лидер "партии большинства" избирается в Кремль. По сути, он становится декоративным президентом с декоративными функциями, что вполне его устраивает.
Сергей Миронов предлагает другую схему. Дело в том, что в Конституции не прописана процедура формирования Совета Федерации. Проект Миронова - трансформировать СФ в палату сословий, куда делегируются представители не от регионов, а от профессий, сословий, конфессий. Эта палата и становится высшим органом парламентской республики. Управляет ей, естественно, Владимир Путин. А Миронов заменяет освободившуюся вакансию в Кремле, точно так же, как Грызлов, ни на что не претендуя.
В плане ресурсов группировки Грызлова и Миронова - самые уязвимые. Единственное, чем они могут похвастаться, - хорошими связями с президентом. Если лидер "Единой России" еще может рассчитывать на административный и информационный "багаж" партии, то у лидера Партии Жизни нет и этого. Рассказывают, что от отчаяния Миронов ищет подходы к старой "Семье" и прежним олигархическим структурам. Прежде всего он активно пытается наладить контакты с Романом Абрамовичем.
Еще один самовыдвиженец - председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Но он скорее игрок-одиночка. Несмотря на то, что Степашина когда-то жестоко вычеркнули из списка ельцинских наследников, он не потерял надежды стать преемником. Степашин стремительно пытается стать главным российским контролером, для чего активно лоббирует идею объединения всех контрольных служб страны под крышей вверенной ему палаты. И таким образом надеется предстать в общественном мнении в качестве непримиримого борца с коррупцией. Для будущей президентской кампании больших финансовых вливаний Степашину не потребуется, можно вполне обойтись госресурсом. Налажены и отношения со средствами массмедиа. Информация от его ведомства расхватывается всеми телеканалами. Впрочем, сама должность главы Счетной палаты страхует от стычек с прессой. С главным контролером страны надо сохранять хорошие отношения как минимум для того, чтобы не замучил проверками.
ЮРИСТЫ-ТЕХНОЛОГИ
Это, пожалуй, единственная влиятельная группировка, которую не слишком занимает проблема преемника. Глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев, его заместители Владислав Сурков и Игорь Шувалов, как и вновь назначенный руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак, никогда не имели собственных политических амбиций и претензий на высший пост в государстве. Если раньше Сурков был автором многих политических комбинаций, то после ухода Волошина он лишь обеспечивает выполнение политической линии, которую уже вырабатывают без него. Впрочем, именно это являлось одним из условий его сохранения на посту.
По словам осведомленных людей, Путин выделяет эту группу товарищей как наиболее интеллектуальную в своем кругу. Они сумели доказать профпригодность на любом посту, легко курсируя, как Козак и Шувалов, между Кремлем и "Белым домом".
С президентом Путиным этой компании работать комфортно, поэтому, где бы ни оказался Владимир Владимирович в 2008 году - вновь в Кремле, в Госдуме или в Совете Федерации, - они последуют за ним. А если вдруг случится такое, что не позовут, то они все равно останутся на плаву. Успешные, циничные топ-менеджеры, справляющиеся с любой поставленной задачей, всегда востребованы.
ГЛАВНЫЙ
Очевидно, что сам президент Владимир Путин еще не определился, какой из сценариев "поиска наследника" ему ближе всего. Не случайно в условиях, когда группы влияния уже проявили свои аппетиты, он остановился на техническом премьере, тем самым не дав ни одной из группировок усилиться. В конечном счете, не повязывая себя обещаниями и умело манипулируя каждой из групп, глава государства держит всех на коротком поводке, контролируя все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. При таком раскладе последнее слово в вопросе, кому передать бразды правления, остается за ним. /Московские новости. 17 марта /