ЛИБЕРАЛАМ НУЖНЫ НОВЫЕ ЛИДЕРЫ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛИБЕРАЛАМ НУЖНЫ НОВЫЕ ЛИДЕРЫ

В четверг вечером на заседании своего политсовета "Союз правых сил" (СПС) будет решать, что делать после президентских выборов. Скоро о своей позиции придется заявить "Яблоку" и другим демократическим партиям. Полученные демократами на думских и президентских выборах проценты голосов избирателей - это не только результат активности кандидатов, но и показатель эффективности нынешних лидеров партий.

Четвертое место для правого претендента

Ситуация вокруг демократической оппозиции после президентских выборов стала принципиально другой, чем до них. Выборы не объединили, а еще больше разъединили либералов. Конечно, четвертое место Ирины Хакамады в президентской гонке можно объяснить невостребованностью либеральных идей "в этой стране".

- Если уж левые получили не только второе, но и третье место, то что можно говорить о привлекательности наших лозунгов, - с грустью посетовал "Известиям" один из руководителей штаба Хакамады. Однако такое объяснение для демократов малоутешительно. Им, видимо, придется разобраться в случившемся и сделать выводы о перспективах отношений (как межпартийных, так и личных, друг с другом). Ирина Хакамада 14 марта получила на выборах 3,85 % голосов избирателей (без малого за нее проголосовало 2 млн 650 тысяч человек). Несмотря на скромный результат голосов избирателей, Хакамада считает, что в России возможно создание демократической оппозиции.

- Все разговоры о том, что в России нет демократического протестного электората, оказались мифом, - говорит Хакамада. По ее мнению, избиратели, отдавшие ей свои голоса, "скорее голосовали в знак протеста, за демократию, свободу и нормальную социальную жизнь".

Слоеный "яблочный" пирог

Хакамада, безусловно, могла получить и больше, если бы не разброс и шатания среди либеральных партий. Такой результат объясняется крайне размытым отношением демократов к этим выборам.

Простой пример. 20 февраля бюро совета партии "Яблоко" заявило: выборы превращены в политический фарс, а потому партия "считает невозможным участвовать в очередной имитации демократических процедур". "Мы исходим из того, что люди видят нарастающую в стране несвободу, неравноправие участников псевдодемократических выборов, несостоятельность и даже комичность кандидатур. Мы полагаем, что в этих условиях для людей демократических убеждений естественной формой протеста будет неучастие в выборах президента", - говорилось в обращении.

Вряд ли теперь можно подсчитать, сколько голосов недобрала Хакамада из-за этой "естественной формы протеста". Очевидно, что немало. Проблема, однако, не в том, что сторонники Григория Явлинского призвали к бойкоту выборов, а в том, что эту позицию... фактически поддержал и Кремль. Заявление о бойкоте выборов сделано через 7 дней после того, как "яблочник" Владимир Лукин был избран Уполномоченным по правам человека. После формирования правительства нынешней властью оказались востребованы и другие видные "яблочники" - Игорь Артемьев, Александр Шишлов.

Ситуация более чем странная. После думских выборов Владимир Путин говорит о том, что у СПС "хороший кадровый потенциал" и "правые будут востребованы". Однако "востребованными" оказались не они, а как раз "яблочники". Есть несколько версий, почему Кремль занялся их трудоустройством. Первая - это сговор Явлинского с президентом, оформленный при их личной встрече в Кремле. Вторая - прагматическая. Кремлю надо было любой ценой показать Западу свое "либеральное лицо", а Григорий Явлинский для западных интеллектуалов - знаковая фигура. В результате демократический избиратель оказался запутан и дезориентирован.

Партийный карт-бланш для новых лидеров

Тем не менее Хакамада считает, что ее результат - это "карт-бланш для создания демократической партии":

- Нужно готовиться к тому, чтобы у Путина был не преемник, а соперник. Для этого демократам надо объединиться. Я думаю, после того, как все отдохнут от президентских выборов, начнется формирование демократической оппозиции.

Теоретически формирование такой партии возможно. Однако до этого демократы должны ответить на принципиальный вопрос - будет ли эта партия системной или внесистемной. Хакамада - за внесистемность.

В "Яблоке", похоже, рассчитывают, что СПС окончательно расколется и начнет маргинализироваться, а Григорий Явлинский сможет на этом фоне консолидировать своих сторонников. Эксперты сомневаются, что получится именно так.

Кризис и в СПС, в "Яблоке", и среди других демократических партий объясняется на самом деле отсутствием новых лидеров у российских либералов. Только появление новой консолидирующей фигуры поможет преодолеть "разброд и шатания". Старые лидеры свое дело сделали. Договориться об объединении усилий они не смогли. Хотя сама ситуация настойчиво подталкивала их к этому шагу. Если демократы предпочтут ждать нового исторического поворота, то ждать придется долго. Да и гарантий нет, что все уроки прошлого будут учтены. России на самом деле нужно не много либералов и демократов. России нужна сильная и авторитетная демократическая партия. Ее до сих пор нет. Это очевидный факт.

"Разве это дело, когда муж голосует за "Яблоко", а жена - за СПС? Надо же договариваться!"

Столичные проблемы правых партий во многом перекликаются с провинциальными. Корреспонденты "Известий" решили проверить, как складываются после выборов президента отношения демократических партий в регионах.

В Санкт-Петербурге, где демократические настроения сильны, СПС и "Яблоко" создали объединенный Совет демократических сил, координирующий усилия обеих партий. Практически сразу после провала на думских выборах демократы создали единый блок "СПС+Яблоко", выставивший своих кандидатов на муниципальных выборах (прошли в Петербурге одновременно с президентскими). В двух муниципалитетах командам "СПС+Яблоко" удалось одержать победу. Сами демократы считают это хорошим результатам, так как муниципальные советы были сформированы всего в 31 округе из 63, из них в городской черте созданы всего 9 советов. В самом ближайшем будущем демократы планируют сосредоточиться на дальнейшем формировании муниципальных советов, а также реформе местного самоуправления.

Ситуацию в СПС и "Яблоке" после президентских выборов в ярославском - одном из влиятельных до последнего времени региональных отделений СПС - характеризуют как "тяжелую". Еще в 1999 году депутат Госдумы Елена Мизулина предложила объединить две партии, однако этому воспротивился Григорий Явлинский. После провала на думских выборах местное отделение СПС вновь призвало к объединению в преддверии выборов в облдуму - и вновь неудачно. В результате каждая из правых партий на выборах в облдуму 14 марта набрала менее 2% голосов и не прошла в нее по партспискам. В ярославском СПС довольно скептически отнеслись к дальнейшей перспективе объединения с партией "Яблоко". "Объединять надо мощные структуры и ресурсы, надо иметь общую цель, а пока ничего этого нет, - поделился Павел Зарубин, один из руководителей местного СПС. - Структуры разрознены, ресурсы нулевые, да и нет желания объединяться у федеральных структур". При этом заявление Хакамады о создании оппозиционной партии ярославские правые расценивают как "интересное".

"Яблочники" Красноярского края скептически оценивают перспективы создания новой правой партии. "Объединение демсил необходимо, однако пока я не вижу человека, который мог бы реально, а не на словах сделать это", - заявил Александр Краснобаев, глава отделения "Яблока". По его мнению, результаты выборов президента никак не повлияют на деятельность "Яблока" - "мы по-прежнему будем решать свои задачи". Глава отделения СПС Сергей Жабинский 14 марта проиграл выборы мэра Красноярска, а объединенный блок СПС и "Яблока" не получил ни одного места в горсовете. Это обстоятельство произвело на лидера красноярских "правых" гораздо большее впечатление, чем результаты голосования за президента. "Бренд СПС умер. Мы на этих муниципальных выборах сознательно сосредоточились только на местных проблемах, всячески избегая федеральной тематики. Однако на всех встречах с избирателями нам говорили одно и то же - вы хорошие ребята, но вы в партии Чубайса, поэтому мы не будем за вас голосовать", - считает Сергей Жабинский. По его мнению, сейчас и СПС, и "Яблоку" надо объявить о самороспуске, а затем создать новые организации. Причем процесс партстроительства должен идти "снизу", из регионов, чтобы "оставить за бортом" скомпрометировавших себя лидеров.

Екатеринбург был одним из трех городов (наряду с Санкт-Петербургом и Красноярском), где "Яблоко" и СПС должны были идти на региональных выборах 14 марта единой командой. 15 января свердловские правые собрались на совместную конференцию, утвердили название блока - "СПС и "Яблоко" и, не мудрствуя лукаво, просто перемешали представителей своих партий в списке, отдав четные номера "яблочникам", а нечетные - эспээсовцам. Но неожиданный переворот в руководстве областной организации СПС, а потом административные препоны перед самым началом выборов не дали демократам выйти в облдуму единым фронтом. "Нам надо было раньше объединяться с СПС, я всегда говорила о том, что у нас электорат очень похожий, - заявила вчера "Известиям" зампред отделения "Яблока" Мария Дронова. - Разве это дело, когда муж идет голосовать за "Яблоко", а жена - за СПС?! Надо же договариваться. Надо поддержать предложение Ирины Хакамады о создании оппозиционной демократической партии".

Даже сокрушительное поражение на парламентских выборах не подтолкнуло к объединению региональных представительств "Яблока" и СПС в Калининграде. Калининградские демократы, не склонные верить во внезапное появление мессии на правом фланге, и закладывают фундамент новой региональной партячейки. Вместо второй по численности в калининградском парламенте фракции СПС появилось образование "Западный край России". "Пока наши московские лидеры летали на суперлайнере, оторвавшись от земли, народ голосовал за реалии, - рассказал "Известиям" депутат местного парламента Владимир Ежиков. - Вопрос о появления новой демократической силы уже созрел. Мы создали этакую земскую фракцию, которая позволит нам и дальше вести политическую борьбу в регионе и не ассоциироваться с теми, кто откровенно провалил выборы. В случае появления в стране разумной демократической силы мы сможем уже предложить ей готовую и отработанную региональную структуру".

В Чувашии в СПС обеспокоены не столько результатами выборов, сколько заявлением Ирины Хакамады о вероятности создания новой партии. "Если она нас покинет, наши ряды поредеют и силы ослабнут, - сказал "Известиям" представитель регионального отделения СПС Роман Каляев. - Это очень и очень печально. Но если произойдет объединение СПС и "Яблока" - это будет просто замечательно! Мы очень хотели бы слияния этих партий".

"Никогда мы не будем объединяться с партией Гайдара и Чубайса! - сказал "Известиям" руководитель регионального отделения "Яблока" Евгений Лин. - Мы ведем речь только о создании общей коалиции. Вот это бы нам не помешало, особенно во время выборов в местную исполнительную и законодательную власть. А из того, что Хакамада решила создать новую партию, думаю, ничего хорошего не выйдет".

"Хакамада была вынуждена дернуть одеяло на себя"

Среди аналитиков и специалистов по пиар-технологиям нет единого мнения о том, к чему придут правые во время "разбора полетов" президентской кампании.

- Время для создания единой правой партии прошло. Переговорный процесс между "Яблоком" и СПС, который шел после думских выборов, закончился без всякого результата, и Хакамада была вынуждена дернуть одеяло на себя. Что она успешно и сделала, - считает Валерий Хомяков, директор Совета по национальной стратегии. - Абсолютное количество полученных ею голосов превышает то, что получили СПС и "Яблоко" на думских выборах. Поэтому, думаю, что сейчас Хакамада будет командовать парадом по этой части. Если же говорить о создании единой партии из старых кусков, то этот процесс невозможен. Думаю, сейчас это надо делать с чистого листа.

- Объединенные правые не могут создать единую партию - то есть на базе "Яблока", СПС и так далее это невозможно. Инициативу на себя в том или ином виде возьмет на себя СПС или что-то произошедшее от него, - считает глава политконсалтинговой группы "Марк коммуникейшен" Сергей Маркелов. - Это будут те, кого мы пока не знаем, о ком можно только догадываться. Вот это крыло правых возьмется, оно сейчас больше шевелится, чем то крыло, которое связано с Явлинским. Немаловажно и то, что "яблочники" стали находить себе нишу в действующей власти. Как бы ни махал шашкой Явлинский в ходе предвыборной кампании, в итоге уже несколько его сторонников в правительство попали.

- Правая сила нужна стране. Но между бывшими лидерами СПС и "Яблоком" существуют слишком большие разногласия. Создать единую структуру им не удастся, - скептически настроен политолог Дмитрий Орлов. - Партия "Свободная Россия" Хакамады не может быть основой для создания единой организации. Не исключаю, что правый проект может возникнуть - но он должен давать ответ на реальные запросы общества: нарастающую бюрократизацию, коррупцию. Правые должны отойти от традиционных праволиберальных идей, от их менторского навязывания обществу. Когда они сделают это, то их электоральный потенциал вырастет. /Известия, 18 марта /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>