ЛУЧШИЙ НАСЛЕДНИК ЕЛЬЦИНА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛУЧШИЙ НАСЛЕДНИК ЕЛЬЦИНА

У Александра Галича была пьеса, в которой несколько героев ухаживали за одной девушкой. Всех героев звали Володями и они ввели дополнительные обозначения: "Володя умный", "Володя красивый", "Володя вредный" и т.д. А одного звали "Володя просто", потому что он не был ни уродлив, ни красив, ни умен, ни глуп и т.д. Вот его, конечно, и выбрала героиня. А на вопрос остальных Володь "ну почему?" отвечала, что ей с ним просто.

Это вполне относится к нашему президенту, самому везучему Владимиру в России. Жениха навязали, а брак-то вышел счастливый. России с ним быть - просто. Он не куролесит, как Ельцин, не заговаривает, как Горбачев, не избивает и гонит куда-то, как Сталин... Он в течение года обеспечивает какой-то современный вариант брежневского "застоя", высокие цены на нефть и... тишина. Для 90% населения политическая жизнь (т.е. беспокойство и раздражение от нее) закончилась. Вместе с тем нет картины пустого трона (что тоже раздражает). Путин - вот он, активен, говорит, ездит. "Порядка" никакого не навели - так никто всерьез и не рассчитывал. Слова Путина понятные, в меру энергичные, но неопасные, явной лжи и демагогии вроде нет, равно как нет и никакой идеологии, кроме общего государственничества. Все это успокаивает народ...

Демократическая суета в России кончилась в 1993-м. "Демократия победила", выстрелив болванкой из танка в Белый дом, - и рухнула при откате от выстрела. Лимит поддержки демократов в обществе кончился - вместе со страхом перед "коммуняками". Коммунистическая и демократическая пена перелились через край вместе. Что же осталось в массовом сознании? Противная отрыжка от всякой идеологии. В результате "борьбы векторов" в октябре 1993-го реально победила "третья сила" - умеренно тухлый национализм. Он постепенно стал идеологией Кремля, равно как и идеологией "непримиримой оппозиции", не красной, не коричневой, не оппозиции, а бледно-бледно-серой плесени по краям власти... Возможность для "национального примирения и согласия" всех бюрократов (и остального населения) наметилась. Мешал этому только Ельцин. Когда в 1993-м его исходный антикоммунистический импульс исчерпался, ему стало нечего делать, не с кем бороться - но уходить он не хотел. Отсюда - всенарастающая фарсовость его правления. От ельцинизма осталась только псевдодемократическая оболочка (в форме "загогулин"), а содержание было уже уныло-бюрократически-националистическое.

Соответствующим стал и выбор-1999-2000. И Примаков, и Путин по сути дела в равной мере могут считаться наследниками "позднего Ельцина". По личным, семейным, анкетным (возраст) причинам Ельцин выбрал Путина. Наверное, правильно сделал, хотя принципиального значения это уже не имело.

Экономический строй - номенклатурный капитализм. Правящий класс - чиновники "в штатском". Идеология - госнационализм. Основа жизни - экспорт нефти и газа. Оппозиция - отсутствует. Народ - доволен. Революция 1991-1993 годов окончательно победила - ее зерна упали в русскую почву, и из них выросла новая национально-бюрократическая травка. Ядовитая, зато органичная, не вырвешь.

Путин - наследник Ельцина не потому, что связан с Семьей. Он наследник потому, что просто фактически продолжает линию позднего ельцинизма, только тихо-плавно подвинчивает гайки ельцинской машины. Его собственной политики пока что нет. Впрочем, разведчик - человек абсолютно закрытый, он может себя еще показать. И нам кое-что показать... /"Сегодня", 29 декабря/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>